БАЛАХОНСКАЯ Людмила Владимировна
Доцент, кандидат филологических наук
l.balakhonskaya@spbu.ru
Публикационная активность в системе Pure
Победитель Международного конкурса медиаисследований «НАММИ-2016», проводимом Национальной ассоциацией медиаисследователей (первое место в номинации «Лучшее учебное пособие» за пособие «PR-текст: структура, содержание, оформление. СПб.: Свое издательство, 2015. 198 с.»).
Победитель Международного научно-практического конкурса «Лучший преподаватель -2018» за работу «Деловая игра в профессиональной подготовке бакалавров направления «Реклама и связи с общественностью».
Член Российской ассоциации преподавателей по связям с общественностью (АПСО).
Образование и повышение квалификации
После окончания в 1979 году филологического факультета педагогического института (диплом с отличием) Л.В.Балахонская прошла обучение в качестве стажера-исследователя (1982-1984 гг.), а затем в качестве аспиранта кафедры русского языка ЛГПИ (РГПУ) им. А.И.Герцена (1984-1987 гг.). В 1988 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Языковые антонимы и контекстно противопоставляемые слова как средства создания контраста в текстах произведений А.Вознесенского» и получила ученую степень кандидата филологических наук. В 1994 году было присвоено ученое звание доцента.
В 2020 году прошла обучение в Санкт-Петербургском государственном университете по программе профессиональной переподготовки «Реклама и связи с общественностью».
В 2024 году получила удостоверение о повышении квалификации на факультете журналистики Челябинского государственного университета по дополнительной профессиональной программе «Рекламное и PR-образование». В 2023 году получила удостоверение о повышении квалификации в «Юрайт-Академии» по дополнительной профессиональной программе «Режиссура цифрового курса». В 2023 году приняла участие в вебинаре «Самообразование как один из способов повышения профессионального мастерства педагогов». Прошла обучение по дополнительной профессиональной программе «Информационно-коммуникационные технологии в высшем профессиональном образовании» в объеме 144 часа (удостоверение № 19-10188 о повышении квалификации, Московская академия народного хозяйства и государственной службы, 14 .10 2019). Прошла обучение по работе в системе Blackboard (сертификат, СПбГУ, февраль 2020 г.). Прошла обучение в рамках семинара «Эффективное кросскультурное взаимодействие в поликультурной образовательной среде СПбГУ» (сертификат, СПбГУ, 21.02.2020 – 28.02.2020 г.). В 2013 г. приняла участие в работе семинара повышения квалификации «Новые технологии работы с научными источниками: поиск, хранение, автоматическое оформление информации» (СПбГУ) и Международного семинара по программе повышения квалификации «Этика массовых коммуникаций: опыт и научные исследования в России и Германии» (СПбГУ). В 2011 году прослушала программу курса повышения квалификации по теме «Интегрированные маркетинговые коммуникации: европейские и мировые тренды» (автор курса – проф. Христо Кафтанджиев, Болгария).
В 2009 – 2012 г.г. прошла обучение в докторантуре по кафедре философии РГПУ им. А.И.Герцена.
В 2007 году прошла стажировку в Международном институте рекламы под эгидой Российского отделения Международной рекламной ассоциации (IAA), получила сертификат о повышении квалификации.
Служебная деятельность
Служебная карьера связана с преподавательской деятельностью: работала ассистентом, старшим преподавателем, а затем доцентом кафедры русского языка педагогического университета (ПГПУ им. В.Г. Белинского, РГПУ им. А.И.Герцена).
С сентября 2007 года работает в СПбГУ в должности доцента: сначала на кафедре общественных связей и рекламы факультета журналистики, в настоящее время – на кафедре связей с общественностью в бизнесе. Читает лекционные курсы, ведет семинарские и практические занятия, руководит дипломными работами и магистерскими диссертациями обучающихся. В 2008-2009 гг. являлась членом методической комиссии факультета журналистики. В настоящее время член комиссии по переводам и восстановлениям.
Достижения и награды:
Награждена Знаком Министерства образования РФ «Отличник народного просвещения» (1994 г.).
Победитель Международного конкурса медиаисследований «НАММИ-2016», проводимом Национальной ассоциацией медиаисследователей.
Победитель Международного научно-практического конкурса «Лучший преподаватель -2018».
Под руководством Л.В.Балахонской написаны научные работы бакалавров и магистрантов, занявших призовые места в конкурсах студенческих работ.
Экспертная деятельность:
Проведение психолого-лингвистических экспертиз по заданию Центра экспертиз СПбГУ, заказанных Главным Управлением Министерства внутренних дел РФ по С.-Петербургу и Ленинградской области (01-122-465, 01-122-518, 01-122-568 , 01-122-569, 01-122-612 , 6.01-122-613).
Работа в качестве эксперта-консультанта в ООО «Компания Экспресс-Реклама» (г. Москва, Генеральный директор Савчук А.И.). Проведены экспертизы проектов ОАО ТВЭЛ ГК «Росатом»; ННК «Приморнефтепродукт»;ООО «Исси спиритс».
Работа в качестве эксперта-консультанта в ООО «ЦРТ «Перспектива». Москва, Генеральный директор Мишанова А.В.). Проведены экспертизы 3-х проектов ОАО ТВЭЛ ГК «Росатом».
Оппонирование кандидатских диссертаций и подготовка экспертных заключений.
Рецензирование кандидатских диссертаций на кафедре.
Рецензирование учебников в издательстве «КНОРУС» и научных статей для журнала «Медиалингвистика».
Преподаваемые дисциплины в бакалавриате и магистратуре
Введение в коммуникационные специальности
Теория и практика связей с общественностью
Корпоративные письменные коммуникации
Теория и практика письменных коммуникаций в рекламе и связях с общественностью
Письменные коммуникации в политических и бизнес-проектах
Язык эффективной коммуникации (онлайн-курс)
Язык эффективной коммуникации в цифровом обществе (онлайн-курс)
Преподаваемые дисциплины в рамках дополнительных образовательных программ в СПбГУ
Спичрайтинг и эффективные коммуникации в бизнесе и политике
Коммуникационное и медийное обеспечение контрольно-надзорной деятельности.
Международное сотрудничество
Л.В.Балахонская активно сотрудничает с зарубежными вузами. С 2019 года по 2023 гг. работала в качестве приглашенного зарубежного ученого в Актюбинском государственном региональном университете им. К.Жубанова (Казахстан, г. Актобе) - news-ru.arsu.kz :читала лекции, вела практические занятия, проводила мастер-классы (оффлайн и онлайн). Читаемые дисциплины: «Психолингвистика» (4 курс бакалавриата); "Связь с общественностью (PR-технологии)"для студентов курса бакалавриата; "Теория и практика составления рекламного текста" для студентов 4 курса бакалавриата.
Принимала участие в зарубежных научных конференциях: в Белорусском государственном университете (Минск, 2016, 2017 и 2023 гг.), Балтийской международной академии (Рига, 2015 г.), Актюбинском региональном университете им. К.Жубанова (Актобе, 2019 и 2024 гг.), в Шуменском университете им. Епископа К.Преславского (Варна. Болгария, 2016 г.).
Сфера научных и профессиональных интересов
Медиакоммуникации. Современные коммуникативные технологии. PR-текст. Копирайтинг. Нейминг и ренейминг. Тексты кризисных коммуникаций. Проблемы речевого воздействия и манипулирования в рекламных и PR-текстах.
Является автором более 200 научных работ, опубликованных в российских и зарубежных изданиях, в том числе нескольких монографий и учебных пособий.
Научное руководство в 2023 и 2024 гг.
Newstalgia как коммуникационная технология продвижения В2С-бренда (ВКР магистранта).
Технологии коммуникационного продвижения китайского автомобильного бренда на российский рынок в современных условиях (ВКР магистранта).
Коммуникационные технологии продвижения зарубежной косметической компании на российский и китайский рынки бьюти-индустрии (ВКР магистранта).
Коммуникационное сопровождение деятельности китайского бренда онлайн-торговли на российском рынке (ВКР магистранта).
Виртуальный инфлюенсер в продвижении сети имидж-студий (ВКР бакалавра).
Инструменты и технологии политической пропаганды в Telegram-пространстве современной России (ВКР магистранта).
PR-технологии продвижения китайских брендов мобильной связи на российский рынок (ВКР магистранта).
Коммуникации китайских брендов одежды в новых медиа (ВКР бакалавра).
Важнейшие публикации
Монографии и учебные пособия
Семиотико-семасиологическое измерение политического дискурса: коллективная монография /отв. ред. Боженкова Н.А., Катыщев П.П. – Москва, 2021. – 320 с. ISBN 978-5-98269-248-1
Картина человека: метафизика, культурология, коммуникация : коллективная монография / В. И. Стрельченко, В. А. Рабош, Р. В. Светлов, Л. В.Балахонская и др.– Санкт-Петербург : РГПУ им. А. И. Герцена, 2020. – 460 с. – ISBN 9785806428609.
Балахонская, Л. В. Лингвистика речевого воздействия и манипулирования : учебное пособие / Л. В. Балахонская, Е. В. Сергеева. – 7-е издание, стереотипное. – Москва : ООО "ФЛИНТА", 2024. – 350 с. – ISBN 9785976522329
Балахонская Л.В. PR-текст: структура, содержание, оформление: учебное пособие. – СПб.: Свое издательство, 2015. 198 с. URL: jf.spbu.ru/about/825-10181.html
Речевая конфликтология : учебное пособие / Л. В. Балахонская; редкол.: М. Я. Дымарский (отв. ред.), В. Д. Черняк; Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. – Санкт-Петербург : РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – 215 с. – ISBN 9785806414114.
Статьи, индексированные в базах Scopus и WoS
-Gavra, D.P., Balakhonskaya, L.V., Balakhonsky, V.V.Communication Strategies for the Competition of the Show Business Actors in the Digital Environment //
Proceedings of the 2024 Communication Strategies in Digital Society Seminar, ComSDS 2024, 2024, pp. 52–59 www.scopus.com/authid/detail.uri
-Gavra, D.P., Akimovich, E.V., Balakhonskaya, L.V., Vitkova, L.A., Balakhonsky, V.V.Communication Strategies of Wide Mediatization of a Sports Incident in Pluralistic Media Space//Proceedings of the 2023 Communication Strategies in Digital Society Seminar 2023, ComSDS 2023, 2023, pp. 29–36. URL:https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=57223675644
-Balakhonskaya, L.V., Gustokashina A.A., Balakhonsky, V.V. 'NEWSTALGIA' AS DIGITAL MARKETING COMMUNICATION STRATEGY // Proceedings of the 2022 Communication Strategies in Digital Society Seminar 2022, ComSDS 2022, 2022, pp. 134–141. www.scopus.com/authid/detail.uri
-Balakhonskaya, L. V. Convergence of Public Relations Texts in Social Media / L. V. Balakhonskaya, V. V. Balakhonsky, A. T. Sagiyeva // Proceedings of the 2021 Communication Strategies in Digital Society Seminar, ComSDS 2021, St. Petersburg, 14 апреля 2021 года. – St. Petersburg, 2021. – P. 63-68. – DOI 10.1109/ComSDS52473.2021.9422885.
-Балахонская Л.В. Питч как текст бизнес-PR: коммуникативно-прагматический аспект //Медиалингвистика. – 2021. – Т. 8. № 3. – С. 273-286. www.scopus.com/authid/detail.uri
-Socio-Historical Knowledge: The Experience of Philosophical-Epistemological Reflection / V. Strelchenko, V. Balakhonsky, M. Bakhtin, L. Balakhonskaya // E3s web of conferences : Topical Problems of Green Architecture, Civil and Environmental Engineering (TPACEE-2021), Moscow, 28–30 апреля 2021 года. Vol. 284. – Moscow: EDP Sciences, 2021. – P. 11027. – DOI 10.1051/e3sconf/202128411027. – EDN DXZXXK www.scopus.com/authid/detail.uri
-Balakhonskaya, L. V. Pitching as a Communication Technology and Pitch as a Tool for Investor Relations in the Digital Environment / L. V. Balakhonskaya, V. V. Balakhonsky // Proceedings of the 2021 Communication Strategies in Digital Society Seminar, ComSDS 2021, St. Petersburg, 14 апреля 2021 года. – St. Petersburg, 2021. – P. 166-172. – DOI 10.1109/ComSDS52473.2021.9422852.
-Markers of Manipulation in the Electoral Communication in a Digital Environment / L. V. Balakhonskaya, D. P. Gavra, I. V. Beresneva, K. K. Sadirova // Proceedings of the 2020 IEEE Communication Strategies in Digital Society Seminar, ComSDS 2020, St. Petersburg, 08 апреля 2020 года. – St. Petersburg: Institute of Electrical and Electronics Engineers Inc., 2020. – P. 9101306. – DOI 10.1109/ComSDS49898.2020.9101306.
-Communicative Strategy of Discrediting Opponents in the Russian Political Blogosphere / L. V. Balakhonskaya, V. I. Strelchenko, V. V. Balakhonsky // 2020 IEEE Communication Strategies in Digital Society Seminar, ComSDS 2020 : Proceedings, St. Petersburg, 08 апреля 2020 года. – St. Petersburg: Institute of Electrical and Electronics Engineers, 2020. – P. 27-33. – DOI 10.1109/ComSDS49898.2020.9101281.
-Political consciousness formation in the modern global world / V. V. Balakhonsky, O. D. Shipunova, V. I. Strelchenko // International Journal of Criminology and Sociology. – 2020. – Vol. 9. – P. 1116-1122. – DOI 10.6000/1929-4409.2020.09.130.
Motivation factors for political consciousness formation in the modern world / V. V. Balakhonsky, O. D. Shipunova, V. I. Strelchenko // International Journal of Criminology and Sociology. – 2020. – Vol. 9. – P. 941-949. – DOI 10.6000/1929-4409.2020.09.99.
-Balakhonskaya, L. V. Communication Strategy of Political Leader's Image Mythologization in Digital Space during the Course of Election Campaign: Comparative Aspect / L. V. Balakhonskaya, N. N. Zhuravleva, I. V. Beresneva // Proceedings of the 2019 IEEE Communication Strategies in Digital Society Seminar, ComSDS 2019, St. Petersburg, 10 апреля 2019 года. – St. Petersburg: Institute of Electrical and Electronics Engineers Inc., 2019. – P. 22-29. – DOI 10.1109/COMSDS.2019.8709654.
-Балахонская, Л. В. Речевая агрессия в политических блогах радиостанции "Эхо Москвы" / Л. В. Балахонская, И. А. Быков // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. – 2018. – Т. 15. – № 3. – С. 492-506. – DOI 10.21638/spbu09.2018.313.
-Political mythologization in a digital environment as a communicative strategy of candidate image formation during election period / L. V. Balakhonskaya, N. N. Zhuravleva, I. A. Gladchenko, I. V. Beresneva // Proceedings of the 2018 IEEE Communication Strategies in Digital Society Workshop, ComSDS 2018, St. Petersburg, 11 апреля 2018 года. – St. Petersburg: Institute of Electrical and Electronics Engineers Inc., 2018. – P. 7-11. – DOI 10.1109/COMSDS.2018.8354953
-Verbal aggression as a communication strategy in digital society / I. A. Bykov, L. V. Balakhonskaya, I. A. Gladchenko, V. V. Balakhonsky // Proceedings of the 2018 IEEE Communication Strategies in Digital Society Workshop, ComSDS 2018, St. Petersburg, 11 апреля 2018 года. – St. Petersburg: Institute of Electrical and Electronics Engineers Inc., 2018. – P. 12-14. – DOI 10.1109/COMSDS.2018.8354954.
-Ecological journalism in regional political processes / E. A. Sharkova, K. Nigmatullina, L. V. Balakhonskaya // Ecology, Environment and Conservation. – 2017. – Vol. 23. – No 2. – P. 1079-1084.
Основные статьи в журналах из списка ВАК
Гавра, Д.П. Стратегия и тактики политизации спортивного события в медиапространстве / Д.П.Гавра, Л.В.Балахонская //Российская школа связей с общественностью. –2023. – № 28. – С. 66-83.
Балахонская, Л. В. Открытое письмо как инструмент связей с общественностью / Л.В.Балахонская //Российская школа связей с общественностью. –2017. – № 10. – С. 176- 185.
Балахонская, Л. В. Веб-релиз и социомедиарелиз как новые форматы пресс-релиза / Л.В.Балахонская //Российская школа связей с общественностью. –2017. – № 9. – С. 13- 25.
Балахонская, Л. В.Современные подходы к определению PR-текста/ Л.В.Балахонская //Российская школа связей с общественностью. –2016. – № 8. – С. 30-41.
Балахонская, Л. В. Типы агрессии в рекламной коммуникации: социально-философский аспект / Л. В. Балахонская // Геополитика и безопасность. – 2014. – № 2(26). – С. 91-97.
Балахонская, Л. В. Специфика PR-текстов в сети интернет: коммуникативно-прагматический аспект / Л. В. Балахонская, И. А. Быков // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Современные лингвистические и методико-дидактические исследования. – 2014. – № 2(22). – С. 41-59.
Балахонская, Л. В. Социально-философские основы исследования агрессии в обществе / Л. В. Балахонская // Философия права. – 2013. – № 1(56). – С. 121-125.
Балахонская, Л. В. Принцип толерантности в современной рекламной коммуникации / Л. В. Балахонская // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2012. – Т. 2. – № 4. – С. 205-213.
Балахонская, Л. В. Безопасность общества: историко-философские и теоретические аспекты осмысления / Л. В. Балахонская, В. В. Балахонский // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2012. – № 1(53). – С. 278-285.
Балахонская, Л. В. Сетевая философия: принципы создания и распространения интернеттекстов в рекламе и PR / Л. В. Балахонская, И. А. Быков // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2011. – № 24. – С. 23-29.
Балахонская, Л. В. Права человека и язык рекламных текстов в современной России / Л. В. Балахонская, И. А. Быков // Философия права. – 2011. – № 4(47). – С. 42-47.
Балахонская, Л. В. Рекламная коммуникация в контексте информационной безопасности / Л. В. Балахонская // Геополитика и безопасность. – 2010. – № 4(12). – С. 72-77.
Балахонская, Л. В. Современное социокультурное пространство и язык рекламы / Л. В. Балахонская // Общество. Среда. Развитие. – 2010. – № 4(17). – С. 111-114.
Балахонская, Л. В. Язык рекламных текстов как объект рефлексии творческой личности / Л. В. Балахонская // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2010. – № 137. – С. 41-51.