26 марта 2022 года
II Научно-методический семинар «Язык в действии: ключевые слова текущего момента» пройдет при поддержке Фонда «Русский мир» в Университете 26 марта 2022 года.
Цель проведения мероприятия – определение границ научного направления и формирование круга идейных сторонников изучения медиадискурса в преломлении актуальной лексики текущего момента. Исходной точкой рассуждения является представление о языке медиадискурса как языке в действии –- живом, меняющемся образе эпохи, свидетелями и современниками которой мы являемся.
Начало в 15:00.
Формат проведения: дистанционно.
Место проведения: Санкт-Петербург, 1-я линия В.О., 26.
Контакты организаторов:
Щеглова Екатерина Александровна, доцент Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ, e.scheglova@spbu.ru;
Прокофьева Наталья Анатольевна, доцент кафедры медиалингвистики СПбГУ, n.prokofieva@spbu.ru.
Актуальность и научная значимость тематики
Ключевые слова текущего момента (под таковыми понимаются лексические единицы, актуализированные в медиадискурсе в связи с каким-либо социально или политически значимым событием и получившие особую коммуникативную значимость, вес, становясь определяющими для самосознания общества на определённом этапе) – это квинтэссенция языка поколения, т.е. самая подвижная и актуальная часть языковой системы.
Уже первые опыты в осмыслении теории ключевых слов, продвижение по пути создания Медиасловаря (первоначально как учебного ресурса с перспективой развития в полноценный научный продукт) показали глубокий интерес научной общественности к обозначенной проблематике. В настоящее время сформирован международный научный коллектив (лингвисты из России, Польши, Белоруссии), глубоко сочувствующий идеям авторов.
Обращение к медиа как эмпирической базе поиска ключевых слов показывает интерес широкой общественности к актуальному словесному материалу. Злободневность научной проблематики объясняется особенностями формирования актуальной повестки дня в мировых массмедиа.
Длительное развитие ситуации пандемии привело к саморефлексии медиа относительно словообразовательного потока, развернувшегося в сотнях публикаций, посвященных коронавирусу в России и мире. Значимость и продолжительность развития события, вытеснившего на долгое время все остальные информационные поводы текущей повестки, заставляет СМИ находиться в постоянном поиске новых номинаций, дающих оценку событию - отсюда востребованность окказионального словообразования, которое вызывает интерес аудитории, поддерживается в комментариях пользователей к журналистским текстам, подхватывается словоупотреблением социальных сетей. Информационным поводом журналистских материалов становятся даже филологические научные конференции (что является большой редкостью!), посвященные коронавирусной лексике, как, например, «Неологизмы 2020 года: Язык коронавирусной эпохи», состоявшейся в Институте лингвистических исследований РАН. В новостную ленту попадают и сообщения о выходе «Словаря коронавирусной эпохи» (ИЛИ РАН), и «Словарь русских ковидных антипословиц-карантинок» (В.М. Мокиенко, Х.Вальтер). Языковое сознание общества порождает слова с особым коммуникативным статусом, что становится поводом социальной саморефлексии над подобным лексическим материалом, маркированным особым семантическим шлейфом. Указанными фактами определяется актуальность представленной проблематики, которая состоит в необходимости изучения ключевых слов текущего момента как семантических узлов медиадискурса, представляющих собой карту языкового сознания современного человека.
Перечень вопросов для обсуждения:
проблемы терминологии в теории ключевых слов текущего момента;
методика отбора, обработки и анализа ключевых слов;
существующие и потенциальные направления изучения ключевой лексики;
функционирование ключевой лексики текущего момента в медиадискурсе;
теория и практика лексикографического описания ключевых слов текущего момента: слово в дискурсе и в словаре;
влияние ключевых слов текущего момента на современный русский язык;
место ключевых слов текущего момента в актуальной картине мира;
ключевые слова российского медиадискурса и медиадискурса других стран: сравнительно-сопоставительный аспект;
история отдельных ключевых слов текущего момента;
ресурсы изучения актуальной лексики текущего момента в образовательном процессе;
ключевые слова отдельных направлений медиадискурса.
