Итоги
Малая о большом
14 февраля 2019 года в Институте «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ прошёл IV фестиваль малой прессы. Муниципальные, районные и корпоративные издания Петербурга и Ленинградской области соревновались в номинациях «Лучший репортаж» и «Лучшая работа с аудиторией».
Победители
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ И РАЙОННЫЕ СМИ
газета «Гагаринский курьер» за первое место в номинации «Лучший репортаж»
газета «Кронштадтский вестник» за второе место в номинации «Лучший репортаж»
газета «Гатчинская правда» за третье место в номинации «Лучший репортаж»
газета «Муниципальный вестник 65 округа» за первое место в номинации «Лучшая работа с аудиторией»
газета «Весёлый посёлок» за второе место в номинации «Лучшая работа с аудиторией»
газета «Петербургский район» за третье место в номинации «Лучшая работа с аудиторией»
КОРПОРАТИВНЫЕ СМИ
ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» за первое место в номинации «Лучший репортаж»
Мегабайт (Университет ИТМО) за второе место в номинации «Лучший репортаж»
ГУП «Горэлектротранс» за первое место в номинации «Лучшая работа с аудиторией»
Завод «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» (Hyundai Motor Manufacturing Rus) за второе место в номинации «Лучшая работа с аудиторией»
Мегабайт (Университет ИТМО) за третье место в номинации «Лучшая работа с аудиторией»
ГУП «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» за третье место в номинации «Лучшая работа с аудиторией»
На фестивале журналисты узнали, кто главный конкурент традиционных изданий, с чего начать осваивать социальные сети и нужны ли лонгриды региональным СМИ.
Корпорация на коне
Что за ZIN-формат и почему он вновь популярен? Доцент кафедры связей с общественностью в бизнесе СПбГУ Елена Быкова рассказывает про основные тренды в корпоративной прессе:
традиционная журналистика вынуждена мигрировать в сторону маркетинга;
«в мире, поражённом болезнью fake news», ничего не вызывает такого доверия у читателя, как прошедшее 350 проверок, чтобы не повредить лицо компании, корпоративное издание;
человеку недостаёт элементов из медленного, аналогового мира в большом, быстрорастущем мире цифры, а это ведёт к распространению ZIN-формата;
ZIN – (от слова magazine), осязаемый буклет/журнал о нашем продукте и смежных проблемах, передаваемый из рук в руки.
У корпоративных изданий есть и свои проблемы, с которыми Елена Быкова предлагает справляться так:
на заводе проблемы с зарплатой, а написать в газете про проблему нельзя? Тогда лучше поговорить с начальством. Проблемы нельзя замалчивать. Например, «Аэрофлот» в бортовом журнале рассказал, что компания уволила стюардессу, отправившую в Twittеr сообщение в нетрезвом виде с борта самолёта;
каждый хочет читать про себя, но невозможно написать про каждого из двух тысяч операторов цеха. Поэтому можно и нужно «идти в народ» и разговаривать с людьми про их хобби, например. Таким образом, стимулировать людей самим приходить в редакцию, чтобы о них рассказали;
аудитория уходит в социальные сети, как на свободную площадку, где можно обсудить проблемы. Поэтому нужно стремиться к балансу с ведением социальных сетей и подачей информации в издании. Нужно пробовать применять новые форматы (инфографика, больше цифр, лонгриды).
Крутимся на разных платформах
Алина Третьякова из агентства «Nextmedia» делится советами по ведению аккаунтов издания в социальных сетях:
отвечать на все комментарии, особенно негативные;
все видеопубликации и ссылки на материалы сопровождать текстовой подводкой;
умная лента «Вконтакте» любит статьи, поэтому помните, что большой текст в посте никто не прочтёт и лучше заверстать статью;
занимаемся геймификацией контента (это, кстати, главный тренд 2019 года), то есть привлекаем игровую механику для вовлечения социальных сетей во взаимодействие с брендом. Нам понадобятся тесты, игры, конкурсы, пусть даже самые примитивные.
Что нам важно, кроме этого?
сбор любых реакций;
попадание в раздел «Рекомендации»;
виральный охват (посты видят и друзья подписчиков);
вероятность получения отметки «Прометей». Паблики «Горэлектротранса» и Университета ИТМО уже получали свой «Прометей», после чего к ним приходила новая аудитория.
Алина советует быть весёлыми в социальных сетях, помнить про квизы (тесты/викторины, которые играют на желании читателя узнать себя получше, вроде «Какое ты животное?») и не уходить из «Одноклассников».
Какой лонгрид?
Маргарита Фещенко, студентка четвёртого курса Института «Высшая школа журналистики» СПбГУ, изучает лонгриды в региональных медиа. Их там мало по нескольким причинам: не хватает финансирования, необходимых навыков у журналистов. Но, если есть возможность, то лонгрид может помочь:
1. привлечь аудиторию;
2. поднять имидж издания;
3. сбежать от рутины;
4. рассчитывать на премию «Редколлегия» (в размере 2000$);
Разнообразить текст помогут простые функции: врезки, видео/фото материалы и карты (например, с платформы ThingLink).
Ваш лонгрид может быть опубликован как на платформе Tilda (её платной и бесплатной версиях), так и интегрирован на сайт вашего издания.
Малая пресса ежедневно сталкивается с теми же проблемами, что и крупные федеральные СМИ, потому и средства по борьбе за аудиторию, конкуренцией и оригинальный контент у них схожи. Кафедра цифровых медиакоммуникаций СПбГУ разработала специальную программу дополнительного образования для районных, муниципальных и корпоративных СМИ «Региональная журналистика в Интернете». Преподаватели кафедры предлагают трёхнедельные курсы повышения квалификации, 36 лекций и семинаров на следующие темы:
российский медиаландшафт онлайн
аудитория цифровых медиа
фактчекинг и эффективная работа с информацией
основы сторителлинга
жанровая инструментовка корпоративного и муниципального СМИ
медиапродюсирование
редактор и текст
Следующий фестиваль малой прессы планируется провести в феврале 2020 года.
Карина Магомедшафиева,
Сабина Наджафова (фото)