Медиалингвистика. Вып. 4. Профессиональная речевая коммуникация в массмедиа
Сборник статей / Под ред. Л. Р. Дускаевой. Отв. ред. Н. С. Цветова. — СПб.: С-Петерб. гос. ун-т, ин-т «Высш. шк. журн. и масс. коммуникаций», 2015. — 272 с.
В четвертый выпуск тематического сборника включены статьи участников Международного научно-практического семинара, постоянно действующего на базе Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Санкт-Петербургского государственного университета. Публикуемые исследования посвящены одной из новейших проблем — профессиональной речевой коммуникации, осуществляемой в медийном пространстве. Авторы статей — ученые России, Китая, США, Болгарии, Чехии, Беларуси, Украины.
Сборник предназначен для всех, кто интересуется лингвопрагматикой, лингвистикой медиатекста, лингвопраксиологией.
Читать. В файле содержится упоминание компании Twitter, признанной экстремистской на территории РФ
Оглавление
Раздел I. Общетеоретические вопросы
Гайда Ст. (Польша, Ополе) (Медиа)лингвистические дилеммы ...................... 10
Гойхман О. Я. (Москва, Россия) Особенности профессиональной речевой коммуникации в СМИ ........... 14
Добросклонская Т. Г. (Москва, Россия) Прикладные аспекты медиалингвистических исследований .......... 18
Дускаева Л. Р. (Санкт-Петербург, Россия) Место лингвопраксиологии в формировании профессиональных компетенций будущего медиа-деятеля .......... 22
Ивченков В. И. (Минск, Беларусь) Медиалингвистика как научное направление в сферах языкознания и журналистики ..................................... 26
Карасик В. И. (Волгоград, Россия) Банализация как манипулятивное действие в медиадискурсе .......... 30
Кормилицына М. А., Сиротинина О. Б. (Саратов, Россия) Важность знаний о рисках коммуникации для успешной профессиональной деятельности журналистов ........... 34
Нестерова Н. Г. (Томск, Россия) Методологические основы изучения культуроформирующих функций радиодискурса ....................................... 37
Полонский А. В. (Белгород, Россия) Массмедийность: диалектика масмедийной формы ........... 41
Хазагеров Г. Г. (Ростов-на-Дону, Россия) Эволюции эпидейктического красноречия в российском медиапространстве ........... 45
Шевченко Л. И. (Киев, Украина) Функциональная ёмкость терминологии в медиалингвистике: эффект расширяющегося пространства ............. 47
Шестакова Э. Г. Медиатекст и медиалингвистика: бифуркация отношений (постановка проблемы) .......... 50
Шмелёва Т. В. (В.Новгород, Россия) Профессиональная рефлексия журналиста в медиадискурсе.......... 55
Раздел II. Понятия, категории, методики анализа в медиастилистике
Болотнова Н. С. (Томск, Россия) Анализ идиостилевых особенностей регулятивности в современном медиатексте (на материале публичного дискурса С. Шаргунова) ..........59
Вещикова И. А. (Москва, Россия) Принципы изучения телевизионной речи в аспекте орфоэпии ........... 63
Данилевская Н. В. (Пермь, Россия) Автомобильные приоритеты в языковой реализации (на материале русских и китайских рекламных слоганов) ........... 66
Козлова Н. В. (Ставрополь, Россия) Песня как дискурсивная формация в культуре .......... 73
Коняева Ю. М. (Санкт-Петербург, Россия) Речевая репрезентация творческой личности в PR-биографии .......... 76
Кристек М. (Брно, Чехия) Стилистический анализ журналистских текстов в аспекте выдвижения смыслов на первый план и увода их в подтекст ........... 82
Нетреба М. М. (Львов, Украина) Квалификативные модусные категории в публицистических текстах ........... 83
Прохорова К. В. (Санкт-Петербург, Россия) Интенциональная семантико-стилистическая категория соревновательности в спортивной журналистике ..........88
Ремчукова Е. Н., Михеева Е. С. (Москва, Россия) Стилистические приёмы в медиатекстах: полисемантика vs амфиболия ............ 92
Сизонов Д. Ю. (Киев, Украина) Стилистические функции фразеологизмов в заголовках украинских СМИ .......... 96
Ставровская И. В. (Иваново, Россия) Художественные тексты в структуре женского глянцевого журнала ........... 99
Чернышова Т. В. (Барнаул, Россия) Профессионально-речевые практики и медиатекст (к основанию функционально-стилевой типологии) ......... 103
Щеглова Е. А. (Санкт-Петербург, Россия) Пояснения к номинациям экзотических реалий в очерках о Японии в «Фрегате „Паллада“» И. А. Гончарова ..........106
Раздел III. Типология медиаречи
Войтович Н. О. (Львов, Украина) Язык политической рекламы ..................... 111
Гончарова Л. М. (Москва, Россия) Коммуникативные возможности рекламных текстов: праксиологический аспект .......... 116
Дергач Д. В. (Киев, Украина) Медийная жанрология в современной лингвистике ........... 121
Кара-Мурза Е. С. (Москва, Россия) Коммерческая реклама с типологической точки зрения .......... 125
Краснова Т. И. (Санкт-Петербург, Россия) Политический дискурс и модализация речи в медиатексте .......... 128
Малышева Е. Г. (Омск, Россия) Реконструкция когнитивной доминанты спортивного дискурса на основе заголовков текстов СМИ ....................... 133
Редькина Т. Ю. (Санкт-Петербург, Россия) Непрофессиональный трэвел-текст и территориальный имиджмейкинг .......... 136
Селезнёва Л. В. (Москва, Россия) Public Relations как совокупность профессиональных дискурсивных практик .......... 140
Цуциева М. Г. (Санкт-Петербург, Россия) Политическая медиаречь в современной публичной коммуникации ........... 144
Раздел IV. Медиатекст: структура, композиция, векторы обновления Антонова Л. Г. (Ярославль, Россия) Медиатекст: подходы к анализу медиапродуктов .......... 148
Беглова Е. И. (Н.Новгород, Россия) Особенности заголовка в современной газетно-журнальной публицистике .......... 151
Болотнов А. В. (Томск, Россия) Информационное эхо и информационные волны в современном медиадискурсе .......... 155
Волкова А. А. (Томск, Россия) Проблема понимания и пути её решения в рамках медиакоммуникации .......... 158
Горячев А. А. (Санкт-Петербург, Россия) Композиционно-стилистические варианты убеждающих PR-текстов (на примере имиджевой статьи) ... 162
Каминская Т. Л. Медиатекст в формате сериала .......... 166
Коноплёв Д. Э. (Челябинск, Россия) Феномен рассеивания маркированности при построении концептов экономического мышления в журналистском тексте .......... 170
Коньков В. И. (Санкт-Петербург, Россия) Утилитарность как базовое свойство медиатекста .......... 174
Лакофф Р. Т. (США, Беркли) POTUS’S SOTU .......... 182
Лу Тинтин. (Пекин, Китай) Прагматический анализ политического интервью: на материале русского и китайского языков ........................... 182
Малышев А. А. (Санкт-Петербург, Россия) Уроки культуры речи и нравственности от Отара Кушанашвили .......... 185
Негрышев А. А. (Вологда, Россия) К референции новостного медиатекста: некоторые термины и понятия .......... 189
Осетрова Е.В. (Красноярск, Россия) «Жизнь» медиаслухов: лингвистический аспект .......... 194
Хазагеров Г. Г., Ульянова Т. В. (Ростов-на-Дону, Россия) Персоносфера университета и её презентация в медиапространстве .............................. 199
Щипицина Л. Ю. (Архангельск, Россия) Текстовая организация социальной сети (на примере профессиональной социальной сети LinkedIn) ...... 203
Раздел V. Функционирование языковых средств в массмедиа
Балахонская Л. В. (Санкт-Петербург, Россия) Средства речевого эпатажа в рекламной коммуникации .......... 208
Басовская Е. Н. (Москва, Россия) Функционирование советизмов в современном российском медиатексте (о страшном слове раскулачить) ... 212
Глинка Е. В. (Минск, Беларусь) Парадигматические отношения в лексике медиатекста: семантика и экспрессия .......... 217
Запрягаева М. Я., Шишлянникова А. М. (Воронеж, Россия) Способы создания пейоративной оценки в языке «вражды» (на материале новой лексики массмедиа) .......... 219
Конюшкевич М.И. (Гродно, Беларусь) Влияние медиатекста на структуру полипропозиционального высказывания с союзным блоком до того, что ... 223
Крюкова И. В. (Волгоград, Россия) Смысловая модель «имя» в современной медиаречи (на материале политических дискуссий) ......................... 227
Малышева Е.В., Завадская Т.Н. (Тверь, Россия) Фазовая коннекция в медийном интернет-пространстве .......... 230
Подберёзкина Л. З. (Красноярск, Россия) «Получается…»: о модусных техниках дискредитации в медиатекстах (на материале рассмотрения диффамационных деликтов в региональных судебных экспертизах) ...... 234
Рогова К. А. (Санкт-Петербург, Россия) Грамматическая прагматика в формировании смысла медиатекста .......... 240
Романов А. А., Морозова О. Н. (Тверь, Россия) Схемы спиндокторингового конструирования оценочных смыслов в современной медиакультуре .... 243
Стоянова Е. В. (Шумен, Болгария) Лингвокультурная традиция как основа метафорического моделирования действительности .......... 247
Сулименко Н. Е. (Санкт-Петербург, Россия) Лексические средства адресации в языке газеты .......... 252
Цонева Л. М. (Великое Тырново, Болгария) Ключевое слово Крым в медиадискурсе .......... 255
Чалыкова Т. И. (Шумен, Болгария) Метафора кузница в медиадискурсе ...... 260
Шилина А. Г. (Симферополь, Республика Крым) Вежливые люди в антропоцентрических системах: от языковых моделей к рефлексивным практикам .......... 264
Юзифович В. А. (Приднестровская республика, Тирасполь) Способы выражения сравнений в цикле очерков В. Пескова «Таёжный тупик» .......... 268