Отчет о заседании методической секции по образовательной программе «журналистика» 24 июня 2014 года

Отчет о заседании методической секции по образовательной программе «журналистика» 24 июня 2014 года

На заседании присутствовали: Ю. Б. Балашова (ИЖ), И. Н. Блохин (ТЖиМК), А. Ю. Быков (МЖ), А. Н. Тепляшина (ПП), А. В. Якунин (МИТ); К. И. Щербатых (секретарь).

Приглашенные коллеги: Л. П. Громова, Г. А. Земляная.

Приняли участие в обсуждении вопроса о дисциплинах по выбору в рамках «Профессионально-творческих студий» С. С. Бодрунова (МИТ), М. А. Бережная (ТРЖ) и Б. Я. Мисонжников (заочно).

Отсутствовали: Ю. В. Клюев, А. Самойлова (представитель студенческого совета).

Ведется аудиозапись заседания.

Повестка дня

1.    Отчет о работе учебно-методической комиссии в 2013-2014 уч.г. и предложениях для включения в план работы учебно-методической комиссии на будущий учебный год.

2.    О дисциплинах по выбору «Профессионально-творческие студии» в профессиональной подготовке по профилям образовательной программы «Журналистика».

3.    Рецензирование учебного пособия В. Ф. Познина «Изобразительное и звуковое решение экранного произведения».

4.    Рецензирование компетентностно-ориентированного учебного плана ДОП «Современные инструменты научных исследований» и рабочей программы дисциплины (автор-разработчик программы – А. С. Смолярова) и о подготовке комплекса учебно-методических материалов (компетентностно-ориентированных учебных планов; рабочих программ) для дополнительных образовательных программ «Спичрайтинг и эффективные коммуникации в бизнесе и политике», «Медиаимидж лидера», «Подготовка и проведение бизнес-презентации», «Фильммэйкинг», «Современные инструменты научных исследований».

5.    Разное

5.1.    О подготовке новой редакции методических комментариев к новой форме рабочих программ учебных дисциплин.

5.2.    О подготовке новой редакции УММ.

5.3.    О подготовке проекта перечня видов учебно-методической и учебно-организационной работы для включения в педагогические поручения.

5.4.    О чтении лекций преподавателями, не имеющими ученой степени (МИТ и ТРЖ).

ОБСУЖДЕНИЕ

1.    Отчет о работе учебно-методической комиссии и предложениях для включения в план работы учебно-методической комиссии на будущий учебный год.

В ответ на поручение Учебного управления СПбГУ (служебная записка от 24 апреля 2014 года № 06-316) методическая секция по журналистике провела анализ деятельности членов учебно-методической комиссии за учебный год, в том числе с точки зрения распределения заданий по работе в комиссии, и сформулировала предложения по совершенствованию работы комиссии в следующем учебном году.

Утвержденный на заседании отчет о работе учебно-методической комиссии здесь - jf.spbu.ru/about/1883/2220.html

О предложениях по совершенствованию работы комиссии в следующем учебном году:

1. Главное предложение – оптимизировать документооборот (протокол заседания размещается в системе «Дело», выписка размещается на главном сайте СПбГУ, отчет на сайте Института).

Сайт СПбГУ должен быть навигатором, поэтому там вполне достаточно ссылки на основной ресурс, где размещена не только информация о конкретном заседании, но и вся текущая информация по работе той или иной учебно-методической комиссии.

Если Университет заинтересован в том, чтобы отчеты о заседаниях учебно-методических комиссий, размещаемые на сайте, были информативными и содержательными (о чем говорил Н. М. Кропачев на встрече с председателями УМК 12 мая 2014 года), время на подготовку отчета должно быть увеличено до 2 недель.

Надо учитывать также жанровые отличия отчета как PR-текста и протокола как текста официально-делового стиля. В открытом доступе должен выкладываться отчет, причем отчет не о заседании, а о работе комиссии, то есть и о том, что делала комиссия между заседаниями.

2. Во избежание повторения авральной работы с экспертированием программ магистратуры считаем целесообразным обновление программ не по годам, а по учебным планам, то есть раз в два года (мы подготовили программы по всем дисциплинам всех профилей магистратуры, на которые объявлен набор в 2014 году; в 2014-2015 учебном году надо проводить экспертизу программ по тем профилям, которые будут объявлены на 2016 год).

3. Передать административные функции от учебно-методической комиссии деканам факультетов / заместителям директоров институтов по учебно-методической работе. Например, подготовку перечня видов учебно-методической или учебно-организационной работы, включаемой в объем педагогических поручений, осуществляет учебно-методическая комиссия, а само распределение поручений должен производить заведующий кафедрой, у которого есть представление о полной нагрузке научно-педагогического работника, общий объем поручений которого не может превышать 1500 часов. При нынешней процедуре делается много лишней работы: по приказу, заполнение таблицы 3 возложено на председателя учебно-методической комиссии, у которого нет возможности соотнести включенное в эту таблицу с запланированным для того или иного преподавателя кафедрой.

Разработанный учебно-методической комиссией Перечень видов учебно-методической и учебно-организационной работы для включения в педагогические поручения здесь - jf.spbu.ru/about/1883/895.html

2.    О дисциплинах по выбору «Профессионально-творческие студии» в профессиональной подготовке по профилям образовательной программы «Журналистика».

Учебно-методический отдел начал работу с учебными планами 2014 года. В связи с чем необходимо разработать модели дисциплин по выбору в рамках «Профессионально-творческих студий» (5-6 семестр, очная и очно-заочная формы обучения). То есть речь идет об углубленной профилизации внутри профиля.

Студенты должны записываться на выбранную дисциплину по процедуре, которую еще предстоит кафедрам разработать.

Само распределение по предлагаемым кафедрами углубленным или специальным профилям (суб-профилям, как называют на кафедре медиадизайна и информационных технологий) будет еще через два года.

Названия предлагаемых кафедрами подпрофилей (углубленных, специальных профилей – нет устойчивого определения) войдут в учебный план и будут доступны всем желающим; эти названия также будут вписаны во вкладыш диплома. Оба фактора необходимо учитывать.

Дисциплина «Профессионально-творческие студии» будет иметь несколько программ – по количеству дисциплин внутренней углубленной профилизации (подпрофилю). Содержательное совпадение некоторых разделов возможно, но программы все равно разные: 1) цель и задачи, 2) результаты обучения, 3) активные формы, 4) структура и содержание дисциплины, 5) методические указания, 6) методическое обеспечение, 7) методика проведения аттестации и критерии оценки, 8) контрольно-измерительные материалы, 9) возможно, будут разные требования по кадрам и оборудованию, а также 10) будет разная литература.

Программы дисциплин по выбору «Профессионально-творческие студии» должны быть подготовлены до начала учебного года.

Пока перед кафедрами профилизации и методической секцией стоит задача разработать модели курсов по выбору в рамках «Профессионально-творческих студий».

Обсуждение

Бодрунова С. С.: Необходимо обратить внимание на то, как должны быть устроены профессионально-творческие студии. Дело в том, что давать по три ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ творческие студии на каждую кафедру часто не имеет смысла: студентов не хватает. Ведь группы объявляются от 5-6 человек, а запись иногда минимальна.

Когда я разрабатывала эту идею, еще работая на кафедре МЖ (потому что это я была автором идеи реальных творческих студий по выбору в учебном плане), это должны были быть ВОЗМОЖНЫЕ творческие студии для кафедр. Они занимают одну и ту же строку в учебном плане, и был определен максимум в три студии на кафедру, иначе факультет по финансам вылетает в трубу.

В связи с этим я бы хотела, чтобы идея с записью на студии и с открытием их по мере записи нашла отражение в работе учебно-методической комиссии. Это и деньги факультету сэкономит, и преподаватели не будут работать вхолостую в группах по 2-3 человека. Да, перезапись в несостоявшейся группе требует небольшого лишнего администрирования, но зато получаются эффективные группы.

Студенты часто стараются посетить всё, что могут, или пытаются перейти в другую студию. Им нужен какой-то очень краткий регламент, как себя вести. Условно – это то же самое, что со спецдисциплинами: раз записался – то всё, никаких переходов в Юрьев день.

На данный момент на кафедре МИТ реализуются следующие творческие студии:

БАКАЛАВРИАТ: Графический дизайн; Фотожурналистика; Проекты.

МАГИСТРАТУРА (у нас они есть даже там! более того, учебный план позволяет вести занятия с пересечением групп в бакалавриате и магистратуре, это очень интересно и эффективно): Графический дизайн; Фотожурналистика; Проекты (но для магистратуры особенно актуален вопрос необъявления третьей студии, т.к. число студентов редко превышает 12 человек на профиле).

ОЧНО-ЗАОЧНАЯ ФОРМА: Современный дизайн; Веб-дизайн.

ФАКУЛЬТЕТ ПРИКЛАДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ: Современный дизайн (все три группы, но разные преподаватели; образовательной программе нужно именно это, там не должно быть разных профилей – все студенты знакомятся с законами визуального и визуальными проектами в сфере рекламы и digital technologies)

Бережная М. А.: По нашему профиль у каждой из трех групп, которые идут в параллель, есть дисциплина «Профессионально-творческие студии».

Программа – одна, преподавателей – три, на каждую группу по одному.

Все идут по программе «Работа новостной редакции ТВ и радио» (5 семестр), «Репортаж на радио и ТВ» (6 семестр).

Соответственно модуль радио – для группы радиоспециализации, а ТВ – для остальных двух групп.

Мисонжников Б. Я.: кафедра заинтересована в том, чтобы все студенты профиля «Периодическая печать» получили возможность обучения по программам обеих предлагаемых дисциплин по выбору – «Газетно-журнальный практикум» и «Кроссмедийные технологии».

Профессионально-творческие студии (5-6 семестры):

предлагаемые модели профильной подготовки

Значимые факторы для решения задачи: конъюнктура профессионального рынка и необходимость прогнозировать ее на два года вперед; кадровый потенциал кафедры (опять же в 2016-2017 уч.г.); пожелания и интересы студентов с указанной необходимостью прогнозировать ситуацию на два года вперед.

Четыре модели организации занятий по дисциплине «Профессионально-творческие студии» (проект):

Первая модель организации углубленной профилизации: подпрофиль продолжительностью 2 семестра; распределение однократное – до начала занятий по дисциплине, то есть в 4 семестре, или в начале семестра; распределение без права перехода на другой внутренний профиль; каждая дисциплина по выбору – двухсеместровая; всего кафедра должна готовить три программы (МИТ).

Вторая модель организации углубленной профилизации: подпрофиль тоже продолжительностью 2 семестра, распределение тоже однократное без права перехода на другой внутренний профиль, все студенты профилизации делятся на два подпрофиля; но дисциплины по выбору семестровые, всего кафедре необходимо подготовить 4 программы – по 2 программы на 5 и 6 семестры (ТРЖ).

Третья модель организации углубленной профилизации: широкая профилизация с определяющей ролью кафедры, тематический подпрофиль семестровый, все студенты распределяются на оба внутренних профиля, кафедра готовит две основных программы и две резервных (ПП).

Четвертая модель организации углубленной профилизации: широкая профилизация с сохранением выбора; возможные варианты: кафедра выбирает по две дисциплины из 4 на 5 и 6 семестры; кафедра выбирает возможное количество из 4 («Международная политическая журналистика», «Журналистика и мировая экономика / Международная экономическая журналистика», «Международная журналистика в сфере культуры», «Международная журналистика в сфере спорта»); студенты выбирают по одной из предложенных двух в каждом семестре или ориентируются на выбор кафедры (МЖ).

Постановили:

В результате обсуждения учебно-методическая комиссия (методическая секция по журналистике) разработала три модели дисциплин по выбору в рамках «Профессионально-творческих студий»:

1.    Все студенты, обучающиеся по профилю, делятся на группы углубленной профилизации и изучают одну дисциплину в течение двух семестров.

Обучающимся по профилю «Медиадизайн» предлагается три углубленных профильных подготовки: «Дизайн в новых медиа», «Графический дизайн» и «Фотожурналистика».

Кафедра должна подготовить к началу нового учебного года три программы двухсеместровых учебных дисциплин.

Обучающимся по профилю «Международная журналистика» предлагается четыре углубленных профильных подготовки: «Международная политическая журналистика», «Международная деловая журналистика», «Международная журналистика в сфере культуры и спорта», «Международная военная журналистика».

Кафедра должна подготовить к началу нового учебного года четыре программы двухсеместровых учебных дисциплин.

2.    Все студенты, обучающиеся по профилю, получают возможность познакомиться с содержанием двух тематических подпрофилей – «Жанровые приоритеты прессы» (5 сем.), «Конвергентные технологии современной редакции» (6 сем.).

Выбор дисциплины определяет кафедра. Предлагаемый подход обусловлен спецификой и тенденциями развития периодической печати как сегмента рынка СМИ.

Кафедра должна подготовить к началу нового учебного года две основные (5 и 6 семестры) и две резервные семестровые программы учебных дисциплин.

3.    Все студенты, обучающиеся по профилю, делятся на два тематических подпрофиля (2 группы – телевизионная журналистика, 1 группа – радиожурналистика).

В течение учебного года каждая группа изучает по две дисциплины в рамках «Профессионально-творческих студий»: «Работа новостной редакции на телевидении» (2 группы из 3) и «Работа новостной редакции на радио» (5 сем.); «Репортаж на ТВ» (2 группы из 3) и «Репортаж на радио» (6 сем).

Кафедра должна подготовить к началу нового учебного года четыре программы односеместровых учебных дисциплин.

3.    Рецензирование учебного пособия В. Ф. Познина «Изобразительное и звуковое решение экранного произведения».

Учебное пособие выполнено на кафедре телерадиожерналистики.

Рецензенты при обсуждении на кафедре В. Ф. Осинский, А. Ю. Быков.

Учитывая, что по решению Ученого совета от 27 марта 2014 года о создании электронной библиотеки (http://jf.spbu.ru/about/4361/4382-7642.html) учебно-методическая литература, подготовленная в подразделениях Института и напечатанная в типолаборатории, будет размещаться на сайте, а это значительно повышает нашу коллективную ответственность за качество издаваемых книг, комиссия предложила назначать по два рецензента при обсуждении учебных пособий.

Рецензентами по учебному пособию В. Ф. Познина «Изобразительное и звуковое решение экранного произведения» назначены Ю. Б. Балашова и Л. Г. Фещенко.

РЕЦЕНЗИЯ

на учебное пособия В. Ф. Познина

«Изобразительное и звуковое решение экранного произведения»

Предложенное на рецензию пособие не только познавательно, но и так написано, что читается с благодарностью за профессиональное суждение о, казалось бы, знакомом мире кино как вида искусства, когда получаешь поистине эстетическое удовольствие от авторского сопереживания описываемому «дыханию изображения» (с. 13) – и это при рассказе о «прозе» работы с объективом, или когда удивляешься тому, что тишина есть тоже средство экранной выразительности наряду с речью, музыкой и шумами (с. 73), при том что «В нашем сознании никогда не существует тишины. Мы привыкли к постоянному ощущению наличия звуковой среды и не знаем, что такое ее отсутствие. Нам не дано ощутить и пережить в своем воображении полное отсутствие звуков. В нашей слуховой памяти нет образа «гробовой тишины». Такое … можно ощутить лишь в специальных акустических безэховых камерах. В нашей же реальной, практической жизни мы воспринимаем тишину просто как отсутствие дополнительных звуков. Между тем тишина любого помещения имеет свой характерный шум» (с. 81), и наконец о том, что человек способен воспринимать гораздо больше оттенков звука (громкость, тембр, высота), чем оттенков цвета (с. 76). Пособие объясняет и систематизирует, восхищая широтой профессионального кругозора автора, его «насмотренностью» применительно к кино и живописи (особо выделим экскурсы в историю кино- и изобразительного искусства).

В этой связи было бы совсем не лишним во введении хотя бы упомянуть об авторских работах некоего В.Познина, называемых мимоходом при рассмотрении тех или иных сюжетов: фильм «Мост», Красноярский филиал Свердловской киностудии, 1990; «Петербурга застывшая музыка», 2006; «Август, 1939», 1989; научно-познавательный фильм «Про живые часы». Полная фильмография автора пособия могла бы занять достойное место в приложении к изданию, там же можно представить и развернутую творческую биографию, если В.Ф. Познин считает неэтичным говорить о себе непосредственно в тексте.

Помимо прямой, адресной аудитории (магистранты и бакалавры, обучающиеся по направлению телерадиожурналистика) пособие найдет своего читателя и среди профилирующихся по медиадизайну, и среди пробующих себя в конвергентной журналистике, и среди просто неравнодушных к экранным произведениям.

Пособие читается с увлечением, как научный детектив, держит в напряжении и ежестранично восхищает открытием или откровением.

Между тем сформулируем наши вопросы и рекомендации.

1. Учитывая учебно-методический статус издания, рецензент рекомендовал бы в каждом параграфе усилить связь излагаемого материала с собственно журналистским экранным произведением и зафиксировать эту связь в вопросах для самоконтроля.

2. Очень было бы полезно снабдить пособие словником малоизвестных терминов, не имеющих непосредственно в тексте дефиниций («флэшбэк», «миметизм», «трансфокация (зумирование)», «нефокус», «лихтваген», «небоксированная камера», «инфотеймент», «коллажная мультипликация», «кей-фон», «цейтрафер», «транспозиция», «контровой / моделирующий свет», «система стедикам», «трансфокатор», «вариообъектив», «резиновый демфер», «тайм-код»).

3. В прикнижной аннотации наряду с документальными фильмами или журналистскими репортажами была упомянута реклама, но во введении автор ни разу не коснулся этого вопроса, да и в тесте эта тема не звучит. Может быть, привести в соответствие текст пособия и аннотации.

Несколько смысловых вопросов: насколько в контексте данного пособия кино названо «нерукотворным искусством» (с. 7); корректно ли сформулирована мысль на с. 24 («Например, если после кадров, показывающих автомобильную технику, дать во весь кадр изображение хорошо сделанной модели автомобиля, то она будет воспринята зрителем как настоящая машина. И когда к ней потянется вдруг рука, это вызовет у зрителя легкий шок»); рекомендуем проверить логический переход к фрагменту «Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос об эстетической природе обработанного на компьютере изображения. В уже упомянутой ленте «Амели» не только цветовая гамма создавалась на компьютере, но и своей необычной стилистикой, которую в определенной мере можно назвать коллажной, фильм обязан цифровым технологиям. Реалистические планы здесь органично сочетаются с откровенно условными, со стилизацией под хронику, с озорными фантазийными сценами, с использованием компьютерной технологии 3D и т.д.» от размышления о низкокачественном (с. 16). Рецензенту показался слишком категоричным и несправедливым вывод: «То есть речь идет о появлении новых, оригинальных творческих идей, концепций и драматургии нового типа. Но этот вопрос находится за рамками нашей темы» (с. 19). И наконец, учитывая статус данного издания (учебная литература), целесообразно хотя бы в сноске уточнить, о каких именно документах идет речь («Как известно, демонстрация или выкладывание в Интернете кадров, снятых без ведома человека, которого вы снимали, запрещается соответствующим законом» - с. 96).

Отметим также некоторые технические недочеты: в прикнижной аннотации указан 2007 год; необходимо исправить нумерацию в Оглавлении (6.1 и 6.2), убрать номер раздела для Приложения, которое одно и поэтому не имеет номера; нумерация параграфов в тексте и Оглавлении не совпадает.

Все сформулированное в вопросах и рекомендациях нисколько не умаляет достоинств представленного на рецензирование пособия, которое займет свое место в списках учебной литературы и по профильной, и по уровневой подготовке.

Л.Г.Фещенко, доц.

4.    Рецензирование компетентностно-ориентированного учебного плана ДОП «Современные инструменты научных исследований» и рабочей программы дисциплины (автор-разработчик программы – А. С. Смолярова).

Учебно-методической комиссии было поручено в срок до 30 июня 2014 года организовать работу по подготовке комплекса учебно-методических материалов (компетентностно-ориентированных учебных планов; рабочих программ) для дополнительных образовательных программ «Спичрайтинг и эффективные коммуникации в бизнесе и политике», «Медиаимидж лидера», «Подготовка и проведение бизнес-презентации», «Фильммэйкинг», «Современные инструменты научных исследований».

Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки отмечает, что необходимость дальнейшего развития и модернизации дополнительных образовательных программ, реализуемых Институтом, обусловлена стремлением максимально соответствовать запросам целевой аудитории. Потенциальными обучающимися названных программ являются как представитель профессионального медийного сообщества (журналисты, сотрудники рекламных агентств и пресс-служб), так и научно-педагогические работники образовательных учреждений, в которых преподаются коммуникативные дисциплины. Реализация названных выше программ будет способствовать позиционированию СПбГУ как высшего учебного заведения по подготовке медиаспециалистов разных направлений.

Рецензирование ДОП «Спичрайтинг и эффективные коммуникации в бизнесе и политике» (разработчик – В. А. Ачкасова, рецензент – Д. П. Шишкин), «Медиаимидж лидера» (разработчик – Д. П. Гавра, рецензент – С. А. Черкашина), «Подготовка и проведение бизнес-презентации» (разработчик – И. И. Скрипюк, рецензент – Л. Г. Фещенко, текст рецензии см. ниже) проходило в методической секции по образовательной программе «Реклама и связи с общественностью» (см. информацию о заседаниях секции - jf.spbu.ru/about/1883/4508.html

ДОП «Фильммэйкинг» в стадии разработки.

РЕЦЕНЗИЯ

на компетентностно-ориентированный учебный план ДОП

«Современные инструменты научных исследований»

и рабочую программу дисциплины

Представленные на рецензирование материалы по ДОП апробированы на нескольких методических семинарах, подготовленных и проведенных Центром повышения квалификации и профессиональной переподготовки (ЦПКиПП) в 2013-2014 учебном году: «Наукометрические ресурсы Web of Science, Scopus и РИНЦ», автор и ведущая – советник директора научной библиотеки им. А. Горького Ольга Москалева (http://jf.spbu.ru/index/146-7440.html); обучающий семинар для преподавателей «Электронные ресурсы для науки и образования в доступе СПбГУ», ведущая семинара – главный библиотекарь научной библиотеки СПбГУ Екатерина Полникова (http://jf.spbu.ru/increasing/4523/4839.html).

Автор-разработчик ДОП «Современные инструменты научных исследований» А. С. Смолярова проводила в рамках курсов повышения квалификации для преподавателей нашего Института семинар «Новые технологии работы с научными источниками: поиск, хранение, автоматическое оформление библиографии» (http://jf.spbu.ru/index/146-4911.html). Для аспирантов первого года обучения А. С. Смоляровой был подготовлен семинар «Исследовательская работа в XXI веке. Доступные ресурсы и современные требования к научной деятельности» (http://jf.spbu.ru/index/146-7526.html).

Поэтому востребованность предложенной тематики у самых разных аудиторий и квалификация разработчика ДОП сомнений не вызывают.

Замечания и рекомендации по содержанию материалов ДОП.

1. Необходимо проверить и привести в соответствие часы, указанные в Учебном плане дополнительной образовательной программы и в таблице 2.1.1 рабочей программы дисциплины: учебный план (срок обучения) – 16 часов, Итоговая аттестация – 16 часов; 2.1.1 – часы самостоятельной работы и итоговой аттестации не проставлены, но всего указано 8 лекций и 8 практических, в 3.1.3 указано наличие текущего контроля самостоятельной работы.

2. В учебном плане нет раздела 3 «Дополнительная информация».

3. В учебном плане и программе необходимо уточнить вид итоговой аттестации по ДОП – зачет или экзамен.

4. Вопросы по Рабочей программе:

1.2. Указанные пререквизиты предполагают наличие столь высоких компетенций, что ставят под сомнение необходимость повышать квалификацию. К тому же подобные требования предполагают наличие процедуры входного тестирования или иного контроля наличия таких предпосылочных знаний. Более правильная форма – Не предусмотрены.

1.4. – не указаны собственно активные формы лекционных и практических занятий.

2.1.1 – исправить вид аттестации (зачет / экзамен), форма аттестации должна быть описана в 3.1.3.

Исправить 3.1.1 (форма аттестации – контрольная работа, вид аттестации – зачет или экзамен). Промежуточная аттестация по дисциплине не предусмотрена.

2.2 – не указаны часы самостоятельной работы по темам (согласовать с содержанием учебного плана и программы дисциплины).

3.1.3 – проверить баллы (40 + 30), не указаны форма проведения аттестации (билеты, сколько вопросов) и критерии оценки (перевод баллов в зачет / незачет или оценку, требования к ответу).

Рецензентом в текст рабочей программы внесены незначительные технические изменения, вызванные уточненными требованиями, касающимися формы документа.

После устранения указанных недочетов материалы по ДОП могут быть переданы в Учебно-методический отдел на экспертизу.

Рецензент – Л. Г. Фещенко

24.06.2014

РЕЦЕНЗИЯ

на компетентностно-ориентированный учебный план ДОП

«Подготовка и проведение бизнес-презентации»

и рабочая программа дисциплины

Представленные на рецензирование материалы по ДОП апробированы на методическом семинаре, подготовленном и проведенном Центром повышения квалификации и профессиональной переподготовки (ЦПКиПП) 27 февраля 2014 года (http://jf.spbu.ru/index/146-7429.html).

Представленные материалы представляют безусловный практический интерес и могут быть предложены слушателям ЦПКиПП.

Замечания и рекомендации по содержанию материалов ДОП.

Необходимо проверить и привести в соответствие часы, указанные в Учебном плане дополнительной образовательной программы и в таблице 2.1.1 рабочей программы дисциплины: учебный план (срок обучения) – 16 уч. часов, Итоговая слайд-презентация – 6 и 20 часов, раздел 3 – всего 32, 16 – аудиторных, 16 – самостоятельной работы; 2.1.1 – не проставлены часы самостоятельной работы и итоговой аттестации.

Рабочая программа:

1.1. Насколько цель («приобретение практических навыков эффективной подготовки и проведения бизнес-презентаций» - п. 1.1) согласована с видами занятий (13 лекций и только 3 практических).

1.2. Наличие указанных пререквизитов предполагает входное тестирование или иное испытание претендентов на обучение по ДОП, позволяющее подтвердить владение программой подготовки презентации. Лучше отказаться от конкретизации пререквизитов (не предусмотрены).

1.4. – уточнить активные формы практических занятий.

2.1.1 – вид итоговой аттестации по дисциплине – зачет (о форме сказано в п. 3.1.3).

2.2 – не указаны часы самостоятельной работы по темам (согласовать с содержанием 3.1.1).

Рецензентом в текст учебного плана и рабочей программы внесены незначительные технические изменения, вызванные уточненными требованиями, касающимися формы документов.

После устранения выявленных недочетов материалы по ДОП могут быть переданы в Отдел образовательных программ на экспертизу.

Рецензент – Л. Г. Фещенко

25.06.2014

5.    Разное: о подготовке новой редакции методических комментариев к новой форме рабочих программ учебных дисциплин; о подготовке новой редакции УММ; о подготовке проекта перечня видов учебно-методической и учебно-организационной работы для включения в педагогические поручения.

5.1. Учебно-методической комиссией Института подготовлена новая редакция методических комментариев к новой форме рабочих программ учебных дисциплин (http://jf.spbu.ru/about/1883/895.html).

5.2. Учебно-методической комиссией Института подготовлена новая редакция технического регламента учебно-методических материалов по дисциплинам 2014-2015 уч.г. (http://jf.spbu.ru/about/1883/895.html).

Регламент утвержден на заседании Ученого совета 1 июля 2014 года.

5.3. Учебно-методической комиссией Института разработан перечень педагогических поручений по учебно-методической и учебно-организационной работе «Методические рекомендации по организации планирования и распределения научно-педагогических заданий (педагогических поручений) научно-педагогическим работникам Института "Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций"» (http://jf.spbu.ru/about/1883/895.html).

Проект утвержден на заседании Ученого совета 1 июля 2014 года.

5.4. Кафедра телерадиожурналистики поручила чтение лекций следующим научно-педагогическим работникам без степени:

Апухтину И. Н., старшему преподавателю кафедры ТРЖ, по дисциплинам: «Техника и технология СМИ» (бакалавриат) – 14 часов ДО, 12 часов ДО; «Основы технологии создания документального телефильма» – 6 часов, магистратура;

Гусарову В. В. – курс по выбору «Исторические темы в документалистике» в магистратуре «Документальный фильм: творчество и технологии» – 10 часов.

И. Н. Апухтин обладает комплексными профессиональными компетенциями в сфере техники и технологии телерадиопроизводства, преподает этот предмет в течение последних пяти лет. Учредитель, генеральный директор, главный продюсер ООО «Агентство телевизионных новостей», учредитель и главный редактор СМИ «Невское информационное агентство». Автор ряда телевизионных программ по научной и медицинской тематике. Прошёл ряд курсов повышения квалификации на российском телевидении, в Балтийском медиа-центре (Дания), в международной школе деловой журналистики (Штуттгарт, Германия).

Тема курса по выбору «Исторические темы в документалистике» совпадает с направлением научной работы В. В. Гусарова: историческая, общественно-политическая журналистика, проблемная публицистика, философия. В. В.Гусаров являлся одним из авторов исторической передачи «По старому стилю» телеканала «Россия», в 2007 году этот проект получил гран-при премии «Северо-Запад Медиа» как «Лучшая программа в области искусства, образования и социальной жизни». В. В. Гусаров был ведущим федеральных проектов телеканала «Культура»: циклы документальных фильмов «Русское присутствие», «Лица и даты самиздата», автором фильма к 50-летию Московского международного кинофестиваля, цикла передач «Театральный музей» и других. В. В. Гусаров – лауреат премии «Золотое перо»-2002. За юбилейное интервью с Народной артисткой России А. Б. Фрейндлих получил грант Совета министров северных стран «За публикации в области искусства». В 2008 году стал обладателем звания «Лучший приглашенный автор рубрики “Общество” газеты “Деловой Петербург”».

Кафедра медиадизайна и информационных технологий поручила чтение лекций следующим старшим преподавателям без степени:

Беленькому A. И.– 22 часа (Теория и практика визуальной журналистики), 10 часов (Практическая фотография эпохи компьютера: создание и обработка цифровых изображений), 10 часов (курс по выбору «Фотожурналистика») – всего 42 часа;

Бертельсу B. Д.– 24 часа (Теория и практика визуальной журналистики), 10 часов (Разработка композиционно-графической модели современного печатного издания), 10 часов (Макетирование и иллюстрирование книжной продукции), 12 часов (факультативы «Школа рисунка» и «Студийная фотосъемка») - всего 56 часов;

Крыловой Л. А.– 8 часов (Техника и технология СМИ);

Приваловой О. Ю.– 20 часов (Техника и технология СМИ), 8 часов (Дизайн периодических изданий), 10 часов (Современная типографика), 10 часов (Инфографика: графические формы представления журналистской информации) – всего 48 часов.

Л. Г. Фещенко, предс. учебно-методической комиссии

Отчет размещен на сайте 08.07.2014.

7 июля 2014

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль