"Самое время плюс" Сергей Большаков
Интервью с деканом факультета прикладных коммуникаций СПбГУ Сергеем Большаковым.
Ведущая Екатерина Кашутчик.
1 сентября 2013 вступил в силу новый «Закон об образовании». Какие изменения он уже внес и еще внесет в систему российского образования?
С.Н.Большаков: "Введенный с 1 сентября новый федеральный закон в большей степени отражает запросы общества. Старый федеральный закон, принятый и в 1992 и в 1996 году, многочисленные его лакировки, поправки не отвечают ни запросам, ни ожиданиям общества. Новый закон, безусловно, задает общие рамки. Как он будет работать, мы узнаем через год - два. Ведь это только общие положения. А тот массив подзаконных актов, который необходим данному закону, я думаю, придется еще нарабатывать на практике. Чтобы не получилось: хотели как лучше, а вышло - как всегда».
О ДЕТСКИХ САДАХ:
С.Н.Большаков: «Одна из важных, на мой взгляд, новелл, из тех, что вообще вносятся этим законом, - это стандарт дошкольного образования. Раньше его не было. Сейчас министерство активно принимает стандарт дошкольного образования. То есть, это обозначает, что больше детские сады к школе не готовят. Это другой уровень. А еще, детские садики передаются с муниципального уровня на региональный. Все-таки на региональном в рамках межбюджетных отношений, финансирования, денег больше, чем у муниципалитетов. Это тоже важно, по крайней мере, для садиков».
О ШКОЛАХ:
С.Н.Большаков: «В большей степени этот закон, на мой взгляд, касается, прежде всего, школьного образования. Вводится понятие «безопасность школьной среды». Есть различные нюансы. Один из них – это, так называемое «инклюзивное образование» для детей с ограниченными возможностями. Расширяются возможности, в данном случае, для школ: они теперь могут создавать специализированные профессиональные программы для детей. И в данном случае дети эти учатся не отдельно «в клеточках», а именно в классе, в обществе. Есть общий класс, куда ходят эти дети, обучаются по общей программе». Очень важно, что закрепляется статус профессии учителя как специализированной профессиональной деятельности. И заработная плата фиксируется на уровне не ниже, чем средний показатель по региону. Может быть, для Петербурга и Москвы, где шире возможности и нет такой острой проблемы. Но для отдельных регионов, так называемых «депрессивных регионов», это очень важно. Для поддержки учителей, прежде всего».
Еще одна новелла – это то, что сельские учителя получат льготы в рамках оплаты жилищно-коммунальных услуг. Закреплен их отдельный статус и значимость для развития сельских территорий».
О вузах:
С.Н.Большаков: "Очень важно, на мой взгляд, это та новелла, которая ведена с 1 сентября, это закрепление аспирантуры как ступени профессионального образования. То есть, если раньше традиционно, мы относили это к научной деятельности на научной базе факультетов и вузов, то теперь это профессиональное образование, а значит особые образовательные программы. И всё то лето, которое провели мы с коллегами на рабочих местах во всех университетах и вузах, связано было с тем, что аспирантура теперь образовательная программа – и приемную комиссию как раз организовывали летом».
Еще один важный момент, который я хотел бы отметить, в федеральном законе он уже четко и ясно прописан. Это обязательность мониторинга вузов, сдача ими деклараций своих достижений в рамках этого мониторинга перед министерством. В прошлом году это было в заявительном порядке, и очень многие коммерческие вузы, частные вузы не стали подавать документы. Плюс филиальная среда, очень развитая в России – около 3000 филиалов, - тоже не все стали подавать документы в рамках этого мониторинга, этого обследования. Теперь же обязательность закреплена федеральным законом. Полученные данные будут открыты по каждому региону, по каждому вузу. Будут выложены на сайт, поскольку у нас формируется открытая образовательная среда. И человек, пользующийся услугами данного вуза, конечно, обязан знать полную информацию о нём. Данные критерии и показатели открыты, они требуются и при аккредитации, и при лицензировании, и при комплексной оценке вузов. Раньше это был некий закрытый банк данных, когда даже министерство само не всегда владело информацией, где, какой вуз, какие площади этого вуза или библиотека. Есть ли эти площади в наличии или только по документальной проверке проходят и так далее. Теперь этот мониторинг обязательный.
И в целом, подводя итог по новому федеральному закону: наверное, его можно назвать спорным. Общество к этому еще не привыкло. Мы привыкли к неким патерналистским ожиданиям. Но в данном случае, образование рассматривается как услуга, как услуга, предоставляемая от государства обществу. То есть, если раньше ситуация была такая: в конституции закреплено, что есть право на образование, гарантируемое государством. То теперь: это рассматривается в большей мере как услуга, гарантируемая государством. А волен или нет человек воспользоваться услугой, и как вообще это механизм будет работать?