С. С. Смирнов 

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕДИАРЫНКА РОССИИ В УСЛОВИЯХ РЕЦЕССИИ: НОВЫЕ ФОРМЫ ПОДДЕРЖКИ ЛИДЕРОВ ОТРАСЛИ

Изменения, внесенные в ряд нормативных актов Российской Федерации в 2014-2015 гг. коснулись разных аспектов деятельности медиаиндустрии. С формальной точки зрения поправки к двум законам и новые редакции президентского указа не связаны никак. Однако анализ указывает на то, что все новации в правовом регулировании отрасли имеют общий вектор – напрямую или косвенно укрепляются позиции лидеров.

Нашумевшая поправка к Статье 14 Закона «О рекламе» (2006), запретившая ее размещение на неэфирных телеканалах (с долей российского контента менее 75%), по умолчанию работает в пользу федеральных телеканалов, в т.ч. «большой пятерки». Поправка к той же Статье 14, отменившая барьер в 35% рынка для селлера федеральной телерекламы, фактически разрешила окончательно монополизировать продажи в этом сегменте ГК «Видео Интернешнл», принадлежащей структурам Ю.Ковальчука (владеет холдингами «Национальная Медиа Группа», «Ньюс Медиа» и др.). 

Также известная поправка к Статье 19.1 Закона «О средствах массовой информации» (1991), ограничившая иностранное участие в российских предприятиях-учредителях СМИ долей в 20% привела к тому, что холдинг «CTC Media» перешел в собственность А. Усманова (владеет холдингами «Коммерсантъ», «ЮТВ Медиа», «Mail.Ru Group» и др.). А поправка к Статье 32.1, присвоившая телеканалам-участникам 2-го цифрового мультиплекса статус общедоступных обязательных, упростила систему распространения, прежде всего, вещателям «Газпром-Медиа Холдинга» (ТНТ, ТВ3, «Пятница!»), а также «ЮТВ Медиа» («Муз ТВ», а по факту уже СТС и «Домашний») и «Национальной Медиа Группы» (РЕН). 

Наконец, новыми редакциями Указа Президента № 715 «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах» в состав 1-го мультиплекса сначала был включен «ТВ Центр» Правительства Москвы (холдинги «Москва Медиа», «Аргументы и Факты»), а затем «Матч ТВ» – новый проект «Газпром-Медиа Холдинга» даже до его появления в эфире.

