Интернет-исследования: теории и практики

10 марта в рамках международной конференции «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» прошла секция факультета журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова «Интернет-исследования: теории и практики». На заседании участники обсудили широкий спектр вопросов, связанных как с проведением междисциплинарных исследований в интернет-среде, так и использованием новых инструментов для исследования актуальных явлений и процессов.

Так, Дарья Ихтонова (Санкт-Петербургский государственный университет) представила исследование по роботизированной журналистике. Проанализировав статьи, написанные роботами-журналистами из Associated Press, Forbes, The Washington Post, The Los Angeles Times, Дарья пришла к выводу, что у роботизированной журналистики есть будущее, и связано оно с развитием технологий генерации естественного языка, ростом доступности данных, коммерциализацией журналистики, положительным отношением читателей к автоматизированным новостям.

Екатерина Фокина (филиал МГУ в г. Севастополе) рассказала о своем исследовании приемов формирующей социологии, выявленных на основе анализа данных социологических опросов политического характера и личных блогов российских политических акторов.

Екатерина Лапук (Московский государственный университет) в докладе «Телевизионные новости и новые медиа в Чехии: особенности взаимодействия» представила результаты контент-анализа медиатекстов информационного телеканала Чешской Республики Česká televize 24, опубликованных в социальных сетях. По результатам исследования было выявлено, что телевизионный новостной контент в Facebооk обсуждается пользователями чаще, чем в Instаgrаm, тогда как среднее количество лайков в Instаgrаm в 10 раз превышает количество лайков в Facebооk, что может говорить о том, что тип, форма и подача журналистского контента должны различаться в зависимости от реакции аудитории в разных социальных медиа.

Представительница Дальневосточного федерального университета Екатерина Корсакова в своем выступлении рассказала об особенностях медиаконтента сетевого информационного медиаресурса (на примере YouTube- и Telegram-каналов Алексея Пивоварова («Редакция»)).

Выявлению особенностей репрезентации средств словесной образности, построенных на отступлении от формально-логических законов, определению роли приемов алогизма в реализации стратегий манипулятивной и убеждающей речи на материале заголовков текстов интернет-изданий «Коммерсант» и «Газета.ру» было посвящено выступление Юлии Янкиной (Санкт-Петербургский государственный университет).

Немалый интерес среди участников заседания вызвал доклад «Феномен оскорбительного дискурса в православных мемах» Марии Ворониной (Санкт-Петербургский государственный университет) и Дарьи Белик (Российский государственный гуманитарный университет). В своем исследовании они постарались ответить на вопрос, какие религиозные мемы являются оскорбительными. Проведя анализ 80 мемов, молодые исследователи распределили их по предложенным координатам. Выяснилось, что «верующие положительные» мемы можно отнести к пропагандистским, «верующие отрицательные» - к богохульническим, «неверующие положительные» к невежественным, а «неверующие отрицательные» к уничижительным.

Конечно, не обошлось и без исследований, связанных с темой Covid-19. Арина Чеснокова (Санкт-Петербургский государственный университет) выступила с докладом «Доверие и социальная поляризация в дискуссиях Telegram-канала Фонтанка.ру (на примере кампании вакцинации от SARS-CoV-II)». В ходе исследования Арина использовала собственную фрейминговую модель, направленную на установление выбора лексических средств, способных отразить отношение комментаторов к кампании вакцинации.

Тему продолжила Дарья Гришина (НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге), представив исследование изменения дискурса и нарратива антипрививочников в течение пандемии. Работа была признана лучшей на секции.

Благодарим всех участников за интересную дискуссию. До новых встреч!

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация