Периодическая печать: социально-профессиональные установки журналиста и редакции

15 марта бакалавры и магистранты Санкт-Петербургского государственного университета, Высшей школы экономики, а также Ленинградского государственного университета поделились со слушателя результатами своих научных исследований. Всего на секцию периодической печати было подано более 30 заявок из России и стран СНГ, 20 из которых вошли в итоговый сборник тезисов.

О редакционной политике издания и его популярности рассказала Ольга Маркелова. Автором сделан вывод, что публикации «Комсомольской правды» соответствуют редакционной политике издания, общепринятым среди сотрудников принципам и постулатам.

Анна Солодянкина проанализировала типологические модели современных научно-популярных журналов. По мнению Анны, развитие и усложнение научного знания требуют от научно-популярных изданий больших усилий в доступном преподнесении информации и структурировании контента. Четкой и понятной рубрикацией обладают «GEO» и «Кот Шрёдингера». «Машины и Механизмы» подчеркивают свою концепцию, используя в наименовании рубрик «механизм», однако это не способствует систематизации структуры номера».

Огромный интерес аудитории вызвал анализ монетизации онлайн-версии газеты «Коммерсант», представленной Евгенией Головиной. Студентка московской Высшей школы экономики отметила, что исследование технологий продвижения платного контента в NYT уже выявило ключевые элементы, положительно влияющие на конверсию онлайн-подписчиков. Это продвижение страницы в социальной сети Facebook, мобильная оптимизация, параллельная адаптация контента, а также его персонализация.

Своим мнением по поводу роли провинциальных изданий в жизни региона поделилась Юлия Колесник (ЛГУ им. А. С. Пушкина). «Региональная или местная газета играют значимую роль в системе печатных СМИ, а так же для населения региона, в котором она издается. Можно говорить о благоприятных перспективах развития региональной прессы. Однако возможно это только при условии сохранения достигнутого уровня и устранении таких негативных тенденций, как замалчивание и игнорирование фактов и событий», – пояснила Юлия.

Галина Потапова рассказала, что журналы комиксов, как вид периодической печати, заключают в себе огромный потенциал в качестве фактора, способствующего гуманизации общества, обладая возрастающим влиянием на подростковую и взрослую аудиторию от 11 до 30 лет.

Полина Корыхалова поделилась результатами исследования образа журналиста в массовой культуре на протяжении XX – начала XXI вв. в США. По ее мнению, журналист-герой, показан одиночкой, который борется за справедливость. Журналист-злодей, наоборот, собирается вокруг себя команду из коллег и носителей информации, которые помогают ему.

Выступления секции периодической печати завершила Екатерина Сажина, которая рассказала об освещении экономического кризиса в России деловым интернет-порталом rbc.ru. Екатерина подчеркнула, что большая часть публикаций с упоминанием «экономического кризиса» – это аналитические материалы, посвящённые общероссийским проблемам в сфере бизнеса и экономики, а словосочетание «экономический кризис» в подавляющем большинстве текстов упоминается в контексте других событий, то есть не является основной темой публикаций.

Специальный гость, заместитель директора АЖУР Галина Леонтьева и руководитель секции периодической печати профессор, доктор филологических наук Алла Николаевна Тепляшина поблагодарили участников за интересные доклады и содержательную дискуссию. Лучшим докладчиком была признана Евгения Головина.

Рекламные коммуникации в сфере культуры

Круглый стол «Рекламные коммуникации в сфере культуры», проведённый 15 марта, привлёк большое внимание со стороны участников конференции. Очно выступили 14 докладчиков из Санкт-Петербурга, Великого Новгорода и Белгорода. Интересная и содержательная дискуссия длилась больше 3 часов.

В рамках мероприятия были затронуты такие острые темы как отношение к чтению среди молодёжи, скрытая реклама алкоголя в социальных сетях и ограниченность рекламных коммуникаций в театральной и музейной сфере. Участники обсудили возможность создания в Петербурге Еврейского музея, а также способы продвижения уже существующих организаций: Музея воды и Люмьер-холла.

В качестве специальных гостей на мероприятии присутствовали Анна Сергеевна Барышева, начальник отдела интерактивного и творческого досуга СПб ГБУК "ЦПКиО им. С. М. Кирова" и Яна Митяева, менеджер по корпоративным коммуникациям Молодёжного театра на Фонтанке. С одной стороны, гостей заинтересовали доклады о продвижении культурных учреждений через SMM и использовании хештегов в музейном пространстве. С другой стороны, многие докладчики получили от гостей ценные прикладные советы. К примеру, исследователю, развивающему креативную концепцию Еврейского музея, А. С. Барышева посоветовала обратиться за помощью в Израильское консульство и к общественным организациям.

Впрочем, ценные советы и мнения докладчики дали и друг другу – дискуссионность мероприятия стала лучшим доказательством актуальности выбранных тем, а участники продемонстрировали в своих выступлениях ораторское мастерство и глубину научной проработки проблем. Молодые исследователи задавали друг другу вопросы и обменивались опытом. С докладом также выступила Митяева Яна: гостья поделилась своим опытом ведения PR-деятельности в одном из ведущих театров Санкт-Петербурга.

Для максимальной объективности выбор лучшего выступающего был доверен самим участникам: каждый из них оценивал выступления своих коллег. Многие отметили доклады Дарьи Буровой и Анастасии Бровкиной. Победителям по итогам подсчёта баллов была признана Берман Анастасия с темой доклада «Использование образов массовой культуры в современной рекламе на примере сериала «Игра престолов».

Гендерная проблематика в журналистике

16 марта в Санкт-Петербургском государственном университете в рамках XVI международной конференции «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» состоялось заседание круглого стола «Гендерная проблематика в журналистике».

Это первая в истории конференции секция, напрямую посвященная изучению гендерных вопросов в медиапространстве. К работе круглого стола присоединилась Юлия Алимова, редактор газеты для женщин из Центральной Азии «Гул» и со-координатор проекта «Ребра Евы». На стадии отбора докладчиков тезисы также оценивала Анастасия Ходырева, PR-менеджер ИНГО «Кризисный Центр для женщин», преподаватель курса «Гендер и медиа» магистерской программы «Глобальная коммуникация и международная журналистика» (СПбГУ совместно с Свободным университетом Берлина).

Доклады были разделены на три тематические группы: «История гендерного вопроса в России», «Гендер и СМИ вне Западного мира» и «Современность».

Разговор об истории гендерного вопроса в России открыла Виктория Воюцкая (СПбГУ). Она рассказала про эволюцию освещения женского вопроса в журнале «Модный свет» – массовом женском издании, выходившем с 1868 в течение почти пятидесяти лет. Исторический экскурс продолжила Ирина Геттингер (СПбГУ) с выступлением на тему «Эволюция образа женщины в специализированном издании». В своем докладе Ирина сравнивала образ женщины в журнале «Работница» и журнале “Cosmopolitan”. Благодаря докладчицам присутствующие познакомились с историей развития женского вопроса в России на примере отечественных журналов.

Примечательно, что молодые исследователи не ограничивают свои научные интересы западными странами. Юлия Клусова (СПбГУ) выступила с докладом о женщинах в журналистике Судана. Далее участники круглого стола отправились в Китай вместе с докладчицей Лу Гоцзин (СПбГУ), которая рассказала про изменение образа женщины в китайских СМИ в течении XX века. Слушатели отметили нестандартность выбранных регионов и высокую осведомленность докладчиц. В исследованиях была затронута такая важная тема, как гендерный баланс в журналистской профессии.

Оживленную дискуссию вызвали доклады иногородних участниц, посвященные современным российским реалиям. Моделированию гендерных ролей в СМИ был посвящен доклад Александры Разиньковой из Курского государственного университета «Гендерная дискриминация в российских глянцевых журналах для женщин». О проблеме дискредитации феминизма в российской журналистике рассказала Анжелика Зауэр, студентка Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. Она была признана лучшим докладчиком круглого стола.

Участники круглого стола обсудили проблемы при освещении журналистами гендерной проблематики, вопросы коммерциализации и объективизации образа женщины в российских и зарубежных СМИ, а также зависимость статуса различных социальных групп от идеологии, политической и социальной ситуации в стране и мире. По итогам круглого стола было сформировано два предложения: 1) российскому движению за равноправие полов необходимо совершенствовать работу с общественностью, 2) для журналистов необходимо предложить курсы по гендерному вопросу, схожие с курсом «Этнологическая культура журналиста».

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация