Реклама и связи с общественностью
Очно-заочная форма обучения. 2 курс

Межкультурные коммуникации
7 февраля 2019
Преподаватель: Черкашина Светлана Анатольевна, канд.культурологии, доцент
Кафедра: менеджмента массовых коммуникаций

План лекционных занятий

Тема 1. Культура и коммуникации

Тема 2. Коммуникации в системе взаимодействия культур

Тема 3. Принципы и сущность межкультурной коммуникации

Тема 4. Межкультурные коммуникации в модели Клакхона-Стродбека

Тема 5. Межкультурные коммуникации в модели Г.Хофштеде

Тема 6. Межкультурные коммуникации в моделях Хампдена-Турнера-Тромпенаарса и Лефевра

Тема 7. Конфликты в межкультурных коммуникациях

Тема 8. Межкультурные различия и особенности российской культуры

План семинарских занятий

Тема 1. Межкультурные коммуникации в большом городе.

Тема 2. Межкультурные коммуникации и глобальная культура .

Тема 3. Межкультурные коммуникации и международная интеграция .

Тема 4 Межкультурные коммуникации в сфере политического сотрудничества.

Тема 5. Межкультурные коммуникации в сфере решения социально-гуманитарных и экологических проблем.

Семинарские занятия ведет: Черкашина Светлана Анатольевна, канд.культурологии, доцент.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Не предусмотрена

Внутрисеместровый контроль

Внутрисеместровый контроль не предусмотрен.

Вопросы к зачету

1. Кросскультурные различия в определении лидерства. Лидерство в различных культурах. Исследования Смита: сходство успешных лидеров. Универстальные функции лидерства.

2. Кросскультурные различия в нравственных нормах.

3. Кросскультурные различия в использовании времени.

4. Культуры ориентированные на прошлое настоящее и будущее.

5. Поли и моноактивные культуры. Циклическое восприятие времени.

6. Национальные характеры типов организации: Латинский, англосаксонский, стран третьего мира.

7. Кросскультурные различия в производственных ценностях.

8. Многоуровневый профиль организационной культуры.

9. Семь факторов Тромпенаарса.

10. Индивидуалистический и коллективистский типы менталитетов и стили делового общения.

11. Модели жизни. Модель жизни работающих не по найму Модель жизни работающих по найму. Различия в значении времени, работы, универсальных человеческих ценностях между моделями жизни.

12. Кросскультырные аспекты принятия деловых решений.

13. Демократическая форма принятия решения. Олигархическая форма принятия решения. Группомыслие. Культуральные особенности принятия решений в российской, китайской, японской, американской деловой культуре.

14. Деловое общение в контекстах разных культур. Трудности эффективного межкультурного делового общения.

15. Межкультурные деловые конфликты

16. Коммуникативные кросс-культурные трудности создания международных команд.

17. Расскажите об Этик и Эмик подходах в межкультурной коммуникации. Кем предложена данная классификация.

18. Определите роль и особенности влияния культуры на процессы коммуникации.

19. Раскройте понятие культурный синдром, измерение культур, культурный контекст. (Триандис. Хофштеде. Холл.)

20. Определите понятие «аккультурация».

21. Выделите основные аспекты «культурного шока»

22. Дайте определение понятию «этноцентризм». Перечислите виды этноцентризма. Определите роль его участия в межкультурном взаимодействии.

23. Дайте определение стереотипам, перечислите и раскройте основные свойства и функции стереотипов.

24. Назовите основные барьеры межкультурного понимания

25. Дайте определение и раскройте понятие толерантность и межкультурно-коммуникативная компетентность.

26. Раскройте основные принципы реалистической теории группового конфликта.

27. Выделите ряд принципов реалистической теории группового конфликта прямо связанных с проявлениями межгрупповых конфликтов на индивидуальном и групповом уровнях

28. Раскройте основные принципы теории активных меньшинств.

29. Перечислите и раскройте конфликтные коммуникативные стратегии культурных меньшинств.

30. Определите роль и функции интернета в системе межкультурной коммуникации.

31. Перечислите основные способы и стратегии выхода из ситуаций социальной несправедливости.

Критерии оценки

Промежуточная аттестация проводится в форме устной форме. На подготовку дается 60 минут.

10 баллов дан полный развернутый ответ на поставленный вопрос, показана совокупность осознанных знаний об объекте, проявляющаяся в свободном оперировании понятиями, умении выделять его существенные и несущественные признаки, причинно-следственные связи. Знание об объекте демонстрируется на фоне понимания его в системе данной науки и междисциплинарных связей. Ответ формулируется в терминах науки, изложен литературным языком, логичен, доказателен, демонстрирует авторскую позицию студента.

9 баллов дан полный развернутый ответ на поставленный вопрос, доказательно раскрыты основные положения темы, в ответе прослеживается четкая структура, логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий, теорий, явлений. Ответ изложен литературным языком в терминах науки.

8 баллов дан полный развернутый ответ на поставленный вопрос, показана совокупность осознанных знаний об объекте, проявляющаяся в свободном оперировании понятиями, умении выделять его существенные и несущественные признаки, причинно-следственные связи. Знание об объекте демонстрируется на фоне понимания его в системе данной науки и междисциплинарных связей. В ответе допущены недочеты, исправленные студентом самостоятельно.

7 баллов дан полный развернутый ответ на поставленный вопрос, доказательно раскрыты основные положения темы, в ответе прослеживается четкая структура, логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий, теорий, явлений. Ответ изложен литературным языком в терминах науки. В ответе допущены недочеты, исправленные студентом с помощью преподавателя.

6 баллов дан полный развернутый ответ на поставленный вопрос, показано умение выделить существенные и несущественные признаки, причинно-следственные связи. Ответ четко структурирован, логичен, изложен литературным языком в терминах науки. Могут быть допущены недочеты или незначительные ошибки, исправленные студентом с помощью преподавателя.

5 баллов дан полный, но недостаточно последовательный ответ на поставленный вопрос, но при этом показано умение выделить существенные и несущественные признаки, причинно-следственные связи. Ответ логичен, изложен в терминах науки. Могут быть допущены 1-2 ошибки в определении основных понятий, которые студент затрудняется исправить самостоятельно.

4 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ на поставленный вопрос. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки, причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.

3 балла дан неполный ответ, логика и последовательность изложения имеют существенные нарушения. Допущены грубые ошибки при определении сущности раскрываемых понятий, теорий, явлений вследствие непонимания студентом их существенных и несущественных признаков и связей. В ответе отсутствуют выводы. Умение раскрыть конкретные проявления обобщенных знаний не показано. Речевое оформление требует поправок, коррекции.

2 балла дан неполный ответ. Присутствует нелогичность изложения. Студент затрудняется с доказательностью. Масса существенных ошибок в определении терминов, понятий, характеристике фактов, явлений. В ответе отсутствуют выводы. Речь неграмотна. При ответе на дополнительные вопросы студент начинает осознавать существование связи между знаниями только после подсказки преподавателя.

Список обязательной литературы

1. Антология исследований культуры. Интерпретации культуры. СПб: СПбГУ, 2006.

2. Кросс-культурная психология. Исследования и применение. Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 2007.

3. Кросс-культурные коммуникации: учеб.-практ.пособие/ сост. С.А.Черкашина.- СПб.: С.-Петерб.гос.ун-т, 2012.

4. Малахов В. Понаехали тут…Очерки и национализме, расизме и культурном плюрализме. М.: НЛО, 2007.

5. Межличностная коммуникация: теория и жизнь. СПб.: Речь, 2011. Глава 8. С.425-484.

6. Тер-Минасова С. Язык и межкультурная коммуникация // www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Ter/_Index.php

Список дополнительной литературы

1. Аклаев А.Р. Этно-политическая конфликтология: Анализ и менеджмент. М., 2005.

2. Александренков Э.Г. “Этническое самосознание” или “этническая идентичность” // Этнографическое обозрение. - 1996 - № 3. - С.13-23.

3. Альтерматт. У. Этнонационализм в Европе. М., 2000.

4. Арон Р. Мир и война между народами. М., 2000.

5. Арутюнов С.А. Народы и культура: развитие и взаимодействие. М., 1989.

6. Арутюнов С.А., Чебоксаров Н.Н. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества // Расы и народы. - Вып.2 - М., 1972.

7. Белик А.А. Психологическая антропология. М.,1993.

8. Белл Д., Иноземцев В.Л. Эпоха разобщенности: Размышления о мире ХХI века. М.:Центр исследований постиндустриального общества, 2007.

9. Бенхабиб С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру. М. 2005.

10. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.

11. Бромлей Ю. Этносоциальные процессы. Теория, история, современность. М.: Наука, 1987.

12. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. - М., 1983.

13. Валлерстайн И. Конец знакомого мира. Социология ХХI века. М.: Логос, 2004.

14. Введение в этническую психологию / Под. ред. Ю.П. Платонова. СПб., 1995.

15. Воздействие западных социокультурных образцов на социальные практики в России. Под ред. В.А. Ядова. М.: Таус, 2009.

16. Волкан В., Оболенский А. Потребность иметь врагов и друзей. Диалог о психологии национальных конфликтов//Дружба народов. 1992.

17. Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991.

18. Гобл П. Советская национальная политика. Проблемы Восточной Европы. 1994.

19. Зинченко В.Г, Зусман В.Г. Межкультурная коммуникация. Учебное пособие // www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/m_komm/index.php

20. Иконникова Н.К. Механизмы межкультурного восприятия // Социологические исследования. 1995. №4.

21. Иноземцев В.А. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М., 2000.

22. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.

23. Иорданский В.Б. Хаос и гармония. М., 1982.

24. Коул М. Культурно-историческая психология. М., 1997.

25. Кросс – культурная психология: исследования и применение. Харьков. 2007.

26. Кузнецов С. Кросс-культурный капитал компании // www.top-personal.ru/issue.html

27. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. Подходы, решения, технологии. М., 1999.

28. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999.

29. Лебедева Н.М. Кросс-культурная психология: цели и методы исследований. / Этология человека и смежные дисциплины / под ред. М.Л. Бутовской., М., 2004, с. 219-248.

30. Ленуар Р., Мерлье Д., Пэнто Л., Шампань П. Начала практической социологии. СПб., 2001.

31. Личность. Культура. Этнос. Современная психологическая антропология. М., 2002

32. Лучицкая С.И. Образ Другого: мусульмане в хрониках крестовых походов. СПб., 2001.

33. Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. М. 2001.

34. Малахов В. «Скромное обаяние расизма» и другие статьи. М., 2001.

35. Мацумото. Д. Психология и культура. Прайм-еврознак. СПб. 2002.

36. Методы этнопсихологического исследования. М.: Изд-во Моск. Ун-та. 1993.

37. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.

38. Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. М., 1993.

39. Сусоколов А.А. Структурные факторы самоорганизации этноса // Расы и народы. Вып.20. М., 1990. С. 5-40.

40. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М. 2000.

41. Тернер В. Символ и ритуал. М.1983.

42. Тишков В. Очерки теории и политики этничности. М.: Русский мир, 1997.

43. Тишков. В.А. Этнология и политика М.: Наука, 2001.

44. Толерантность против ксенофобии/под ред. В.И.Мукомеля и Э.А.Паина.// М. Институт социологии РАН, 2007.

45. Универсалии восточных культур. М.: Восточная литература, РАН, 2001.

46. Федоров В.Н. Организация Объединенных Наций, другие международные организации и их роль в XXI веке. М.,2005.

47. Фельдман Д.М. Политология конфликта. Учеб. пособие. - М.: Издательский Дом «Стратегия», 1998. Главы I-VI.

48. Хойруп Т. Модели жизни. СПб., 1998.

49. Чужое: опыты преодоления. Очерки из истории культуры Средиземноморья. Под ред. Р.М. Шукурова. М.: Алетейя, 1999.

50. Шеллинг Т. Стратегия конфликта // Социально-политический журнал. 1998. №.6.

51. Шихирев П.Н. Перспективы теоретического развития этнической психологии. // Этническая психология и общество. - М., 1997. - C. 11-17.

52. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. - Спб., 1996.

53. Эмин В. Г. Региональные конфликты и международные организации. М.,1991.

54. Этническая толерантность в поликультурных регионах России (под ред. Н.М.Лебедевой и А.Н.Татарко). М., Институт этнологии и антропологии РАН, 2002.

55. Этнос и политика. Хрестоматия. Сост. д-р. ист. А.А. Празаускас. УРАО. М. 2000.

56. BERRY J.W., POORTINGA, Y.H., SEGALL, M.N. & DASEN P.R. Cross-cultural psychology: Re-search and applications. - CUP,2002.

57. BOCK Ph. Continuties in Psychological Anthropology. - San-Francisco., 1980.

TRIANDIS H.C. Culture and social behavior. - N.Y., 1994

Перечень иных информационных источников

crossculture.ru Материалы сайта Международного Центра Кросс-культурных Коммуникаций

www.risa.ru «Космополис»

www.globalaffairs.ru «Россия в глобальной политике»

www.intertrends.ru «Международные процессы»

pubs.carnegie.ru «Pro et Contra»

www.politstudies.ru «Полис»

www.inion.ru/product/eurosec/Home_ES.htm «Европейская безопасность»

www.expert.ru «Эксперт» (Экономика, политика, МО, публицистика)

www.philosophy.ru «Вопросы философии»

www.hse.ru Журналы ВШЭ

ons.rema.ru «Общественные науки и современность»

www.foreignaffairs.org Foreign Affairs

www.foreignpolicy.com Foreign Policy

 просмотров: 230 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru