Реклама и связи с общественностью
Очная форма обучения. 3 курс

Общественное мнение
5 февраля 2019
Преподаватель: Ачкасова Вера Алексеевна, д.полит.н., профессор
Кафедра: связей с общественностью в политике и государственном управлении

План лекционных занятий

1 занятие. Общественное мнение как социальный институт

Общественность и ее характеристики. Общественное мнение в структуре общественного сознания. Сущность и базовые характеристики общественного мнения. Массовое сознание, установки и общественное мнение.

2 занятие. Концепции общественного мнения: основные интерпретационные подходы.

Эволюция представлений об общественном мнении в античной философии; появление термина «общественное мнение»; современные концепции зарубежных (Ю. Хабермас, Н.Луман, Э.Ноэль-Нойман, П.Бурдье) и отечественных исследователей.

3 занятие. Структура и функции общественного мнения.

Понятие объекта общественного мнения. Типология объектов. Историческая динамика субъектов общественного мнения. Структурные и функциональные особенности феномена «общественное мнение».

4, 5 занятия. Процесс формирования и управления общественным мнением

Механизмы и источники формирования общественного мнения. Факторы, влияния на динамику и интенсивность процесса формирования. Виды управления общественным мнением. Связи с общественностью и реклама как социально-технологические комплексы влияния на общественное мнение.

6, 7 занятия. Общественное мнение как предмет научного изучения. Нормативные модели качественного и количественного исследований. Особенности исследовательских подходов.

8, 9 занятия. Требования к изучению общественного мнения.

Методология, методика и техника исследований общественного мнения. Принципы и правила создания исследовательского инструментария.

План практических / семинарских занятий

1 занятие. Общественное мнение как фактор социальных трансформаций Общественное мнение и власть. Механизмы, типы и режимы взаимодействия общественного мнения и государственной власти

2, 3 занятие. Система методов изучения общественного мнения: традиционные и новейшие составляющие. Особенности интернет-исследований.

4 занятие. Исследовательские результаты и технологии их применения в коммуникационной деятельности.

Семинарские занятия ведет Ачкасова Вера Алексеевна, д.полит.н., профессор

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

1-ое занятие. Выполнение домашнего задания в рамках проблематики формирования общественного мнения

2-ое занятие. Выполнение домашнего задания по теме «Управление общественным мнением»

Внутрисеместровый контроль

не предусмотрен

Вопросы к зачету

1. Сущность общественного мнения. Объект и субъект общественного мнения.

2. Структура и функции общественного мнения.

3. Основные характеристики общественного мнения.

4. Общественное мнение как социальный институт и социальный процесс. Стадии жизненного цикла.

5. Общественное мнение и политическая сфера общества. Типы и режимы взаимодействия общественного мнения и государственной власти

6. Роль прикладных исследований в коммуникационной деятельности.

7. Профили ведущих зарубежных и российских исследовательских компаний

8. Общая характеристика познавательных возможностей методов изучения общественного мнения.

9. Процесс формирования общественного мнения: механизмы и средства.

10. Роль коммуникации в процессе формирования общественного мнения.

11. Виды управления общественным мнением.

12. Технологии воздействия на общественное мнение.

13. Манипулирование общественным мнением: интерпретационные подходы.

14. Приемы и методы манипулирования.

15. "Польза" и "вред" общественного мнения как базы социальной политики.

16. "Качественная" и "количественная" стратегии исследований. «Единство и борьба» подходов.

17. Программа и дизайн исследования.

18. Нормативная модель количественного исследования.

19. Нормативная модель качественного исследования.

20. Познавательные возможности и границы опросных методов.

21. Вторичный анализ данных – определение, основные понятия. Преимущества и недостатки метода

22. Особенности интернет-исследований.

.

Критерии оценки

Форма проведения зачета письменная. На подготовку письменного ответа студенту дается 30 минут. Оценка «Зачет» ставится, если студент демонстрирует полное и глубокое владение материалом, успешно выполнял предусмотренные в программе задания, усвоил основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «Зачет» выставляется слушателям, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению.

Оценка «Незачет» ставится, если студент не освоил материал курса, обнаружил пробелы в знаниях основного учебного материала, допустил принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий.

Список обязательной литературы

1. Азарова Л.В., Ачкасова В.А., Иванова К.А., Кривоносов А.Д., Филатова О.Г. Ситуационный анализ в связях с общественностью: Учебник для вузов. 2-ое издан. СПб.: Питер, 2017

2. Епархина О.В. Социология общественного мнения: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / О.В.Епархина. М.: Издательский центр «Академия», 2013.

3. Козырев Г.И. Социология общественного мнения: образ врага в истории, теории и общественном сознании: Учебное пособие. М.: Инфра, 2017

4. Муравицкая, С.В. Убеждение как элемент воздействия на общественное мнение в PR // Современные гуманитарные исследования. – 2011. - №2.

5. Социология общественного мнения : учеб. пособие / АмГУ, ФСН; сост. Е.П. Селькова. – эл. текст. дан. – Благовещенск: Изд-во Амур. гос. ун-та, 2011.

6. Тихонова Е.В., Бунов Е.Г. Социология общественного мнения. Учебник. Гриф МО РФ. М.: Инфра-М, 2018

7. Цаллер Дж. Происхождение и природа общественного мнения. М., 2004

8. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 2012

Список дополнительной литературы

1. Капитонов, Э.А. Управление общественными отношениями: учеб. пособие– 2-е изд. – М. : Дашков и К; Академцентр, 2009.

2. Макаревич, Э.Ф. Социальный контроль масс : учеб. пособие. – М. : Дрофа, 2007.

3. Миронов, А.С. Раздувай и властвуй: технологии современной «мягкой» пропаганды. М. : Добросвет, 2001.

4. Семина М. В. Метод интервью в социологии и маркетинге: учебное пособие для студентов вузов, М.: Книжный Дом "Университет", 2010.

5. Масалков И. К. Стратегия кейс-стади: методология исследования и преподавания. М. : Академический проект : Альма Матер, 2011.

6. Управление общественными отношениями / Ред. В.С. Комаровский. – М. : Изд-во РАГС, 2005.

7. Фомичева И.Д. Социология общественного мнения. Учебно-методическое пособие. Конспект лекций для слушателей программы профессиональной переподготовки «Специалист по связям с общественностью и рекламе». – М., Факультет журналистики МГУ, 2009.

8. Федотова Л.Н. Паблик рилейшнз и общественное мнение : учеб. пособие : доп. Мин. обр. РФ. – СПб. : Питер, 2003.

Перечень иных информационных источников

Сайты исследовательских центров:

www.levada.ru

wciom.ru

www.isras.ru

www.fom.ru

www.comcon-2.com

www.gfk.ru

www.tns-global.ru/rus/index.wbp

Зарубежные архивы данных по социальным наукам:

RoperCenter.uconn.edu

icpsr.umich.edu

gesis.org

data-archive.ac.uk

 просмотров: 355 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru