Реклама и связи с общественностью
Очная форма обучения. 3 курс

Редактирование в рекламной и PR – деятельности
3 февраля 2019
Преподаватель: Фещенко Лариса Георгиевна, канд. филол. наук, доцент
Кафедра: рекламы

План лекционных занятий

Занятие 1.Виды редактирования. Редакторский анализ текста. Виды редакторского чтения. Виды и операции правки.

Занятие 2.Требования к тексту и необходимость редактирования. Этические основы редактирования.

Занятие 3.Редактирование композиции текстов, функционирующих в сфере связи с общественностью: сильные позиции текста, содержательно-смысловые элементы текста.

Занятие 4.Специфика редактирования текстов, функционирующих в сфере связи с общественностью. Жанровый аспект редактирования текстов, функционирующих в сфере связи с общественностью.

Занятие 5. Редактирование логической стороны текста: нарушение законов логики, нарушение правил операции с понятиями.

Занятие 6.Основные принципы редакторского анализа креолизованного текста.

Занятие 7. Технология создания модульного текста. Навыки и умения редакторской правки модульного текста на разных этапах его создания.

План практических занятий

Занятие 1.Занятие 2.Виды редактирования. Редакторский анализ текста. Виды редакторского чтения. Виды и операции правки Требования к тексту и необходимость редактирования. Этические основы редактирования. Медиаконфликты в аспекте редактирования.

Занятие 3. Занятие 4.Редактирование композиции текстов, функционирующих в сфере связи с общественностью: сильные позиции текста, содержательно-смысловые элементы текста.

Занятие 5. Редактирование логической стороны текста: нарушение законов логики, нарушение правил операции с понятиями.

Занятие 6.Специфика редактирования текстов, функционирующих в сфере связи с общественностью. Жанровый аспект редактирования текстов, функционирующих в сфере связи с общественностью

Занятие 7.Занятие 8. Редактирование текста в журналистике, рекламе и PR (жанровый аспект). Редактирование текста определенной жанровой формы. Новость и интервью в журналистике, рекламе и PR.

Занятие 9. Занятие 10. Основные принципы редакторского анализа креолизованного текста.Технология создания модульного текста. Навыки и умения редакторской правки модульного текста на разных этапах его создания.

Занятие 11. Основные принципы редактирования радио- и телевизионного рекламного текста.

Занятие 12. Занятие 13. Микроредактирование. Виды речевых погрешностей в тексте и их редактирование. Принципы и приемы редактирования статусных наименований, учреждений и фирм. Аббревиатуры в PR-тексте: анализ и принципы редактирования. Неточность высказывания. Объективная и субъективная неясность высказывания.

Занятие 14. Контрольная работа.

Практические занятия ведет: Фещенко Лариса Георгиевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры рекламы.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Занятие 1.Тренинг по редактированию рекламного и PR-текста.

Занятие 2. Анализ контрольной работы

Внутрисеместровый контроль

При оценке качества работы студентов в рамках дисциплины преподаватель учитывает посещаемость занятий, степень активности в обсуждении проблемных вопросов, выполнение заданий, качество выполнения контрольной работы.

Студенты, пропустившие более двух лекционных занятий, должны подготовить реферат по одной из предложенных тем: Редактирование как научное и учебно-методическое направление исследований (библиографический обзор); История редактирования как учебной дисциплины; Редактирование в прикладных коммуникациях.

По каждой теме практических занятий проводятся аудиторные контрольные работы.

Студент должен выполнить все практические задания, выполняемые в рамках дисциплины. При отсутствии на занятии по определенной теме дисциплины задание выполняется как внеаудиторное и сдается на проверку в течение недели после завершение изучения темы. Невыполненные в течение семестра контрольные работы по темам дисциплины не могут быть сданы на проверку позднее, чем за три рабочих дня до консультации к экзамену. Если работы сдаются на проверку после завершения занятий по дисциплине на экзамене снижается оценка на один балл.

Вопросы к экзамену

1. Требования к тексту и необходимость редактирования. Редактирование медиатекста и текстов прикладных коммуникаций.

2. Правовые и этические основы редактирования. Юрлингвистическая экспертиза текста СМК. Медиаконфликты в аспекте редактирования.

3. Виды редактирования. Виды редакторского чтения. Виды и операции правки. Редакторский анализ текста.

4. Редактирование как вид деятельности в журналистике и прикладных коммуникациях.

5. Редакционный менеджмент. Практика редакторской работы. Корпоративные СМИ. Рекламные СМИ.

6. Типологии ошибок. Микроредактирование в практике редакторского работы с текстом.

7. Редактирование логической стороны текста: нарушение законов логики; нарушение правил операции с понятиями.

8. Виды речевых погрешностей в тексте и их редактирование. Неточность высказывания. Неясность высказывания.

9. Принципы и приемы редактирования цифрового и графического материала, цитат и сокращений.

10. Комплексный редакторский анализ журналистского, рекламного и PR-текста.

11. Специфика редактирования текстов, функционирующих в сфере связей с общественностью. ТипологииPR-текстов.

12. Жанровый аспект редактирования текстов, функционирующих в сфере связей с общественностью.

13. Редактирование композиции текстов, функционирующих в сфере связей с общественностью (сильные позиции текста).

14. Редактирование композиции текстов, функционирующих в сфере связей с общественностью (содержательно-смысловые элементы текста).

15. Редактирование в аспекте функционального стиля и функционально-смысловых типов речи.

16. Редактирование родственных жанровых форм: пресс-релиз, информационное сообщение и рекламное объявление.

17. Редактирование репортажа. Отчет в PR-коммуникациях и журналистике.

18. Редактирование вопросного комплекса в интервью. Перевод устной речи в письменную. Лист вопросов и ответов.

19. Основные принципы редакторского анализа креолизованного текста.

20. Технология создания модульного текста. Навыки и умения редакторской правки модульного текста на разных этапах его создания.

21. Принципы редактирования радио- и телевизионных рекламных роликов. Редактирование в сценаристике.

22. Редактирование как услуга и особенности инфраструктуры современного рынка текстовых услуг.

Критерии оценки (экзамен)

Форма проведения экзамена традиционная. Студент готовит ответ на один теоретический вопрос из списка экзаменационных вопросов и практическое задание текста, принадлежащего сфере связей с общественностью. В ответе на теоретический вопрос должна быть отражена специфика данной дисциплины и учтена практика работы в рекламе и связях с общественностью.

На подготовку ответа студенту дается 30 минут.

Оценка «Отлично» ставится, если обучающийся демонстрирует полное и глубокое владение материалом, владение навыками редакторской работы, умение точно атрибутировать природу текстовой ущербности. Контрольная работа выполнена на высоком уровне. В течение семестра студентом выполнены все практические задания. Качество выполнения заданий высокое. При отсутствии пропусков и высоком уровне выполнения всех аудиторных работ студент может получить оценку отлично автоматом.

Оценка «Хорошо» ставится, если обучающийся демонстрирует владение теоретическим материалом по дисциплине, владение основными навыками редакторской работы с текстом, умение атрибутировать природу текстовой ущербности. Контрольная работа выполнена хорошо. В течение семестра студентом выполнены все практические задания, но часть работ была сдана на проверку после завершения занятий по дисциплине. Качество выполнения заданий хорошее.

Оценка «Удовлетворительно» ставится, если обучающийся демонстрирует владение теоретическим материалом по дисциплине, владение навыками редакторской работы, умение атрибутировать природу текстовой ущербности, но в ответе на вопрос и при анализе текста допустил одну-две грубых ошибки и несколько негрубых ошибок. Контрольная работа выполнена на удовлетворительно. В течение семестра студентом выполнены все практические задания, но часть работ была сдана на проверку после завершения занятий по дисциплине. Качество выполнения заданий хорошее или удовлетворительное.

Оценка «Неудовлетворительно» ставится, если студент не освоил материал курса, обнаружил пробелы в знаниях основного учебного материала, допустил принципиальные ошибки в ответе на вопрос, не смог выявить или атрибутировать ошибки в тексте практического задания. Контрольная работа не выполнена или выполнена на неудовлетворительно. В течение семестра студентом выполнены не все практические задания или выполнены плохо, часть выполненных работ была сдана на проверку после завершения занятий по дисциплине.

Пример тестового задания / Типовые вопросы

Примеры тестового задания / Типовые вопросы не предусмотрены.

Список обязательной литературы

1. Амири Л. П. Текстовые деликты, или «шоковые» способы воздействия на потребителя в креолизованных рекламных текстах//Медиаскоп. 2013. № 2 : www.mediascope.ru

2. Анашкина Н. А. Рекламный образ: учебное пособие. М., 2013.

3. Бердышев С. Н. Рекламный текст. Методика составления и оформления: учебное пособие. М., 2011.

4. Иншакова Н. Г. Рекламный и пиар-текст: основы редактирования. М., 2014.

5. Русская речь в средствах массовой информации: речевые системы и речевые структуры. СПб., 2011.

6. Сердобинцева Е. Н. Структура и язык рекламных текстов: учебное пособие. М., 2010.

7. Середа К. Н. Справочник по рекламе: справочное издание. Ростов-на-Дону, 2010.

8. Сметанина С. И. Речевая среда медиаполиса//Современный российский медиаполис. СПб., 2012.

Список дополнительной литературы

1. Анисимова Е. Е. О целостности и связности креолизованного текста (к постановке проблемы)//Филологические науки. 1996. № 5.

2. Аниськина Н. В., Колышкина Т. Б. Анализ рекламного текста. Ярославль, 2008.

3. Блинкина-Мельник М. М. Рекламный текст: задачник для копирайтеров. М., 2003.

4. Быкова Е. В. Речевая организация модульного текста. СПб., 2011.

5. Ивин А. А. Логика. М., 1996.

6. Ивин А. А. Практическая логика: задачи и упражнения. М., 1996.

7. Иншакова Н. Г. Рекламный текст: редакторский взгляд. М., 2007.

8. Кара-Мурза Е. С. В помощь редакторам: эксперты-лингвисты о предвыборной информации и агитации//Обреченные на немоту? СМИ в период выборов: законы, комментарии, рекомендации. М., 2003.

9. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа // Издание третье, испр. и доп. СПб., 1999.

10. Лащук О. Р. Редактирование информационных сообщений. М., 2004.

11. Рахманин Л. В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. М., 1998.

12. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М., 1994.

13. Фещенко Л. Г. Структура рекламного текста. СПб., 2003.

Перечень иных информационных источников

1. Библиотека СПбГУ - www.library.spbu.ru

2. Научная электронная библиотека eLibrary - elibrary.ru

3. Словари онлайн - slovaronline.com

4. Грамота.ру - www.gramota.ru

5. Академик - dic.academic.ru

 просмотров: 456 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru