Реклама и связи с общественностью
Очная форма обучения. 3 курс

История средств массовой информации
7 февраля 2019
Преподаватель: Коллективный курс
Кафедра: международной журналистики

План лекционных занятий

Лекция 1. Журналистика Великобритании на рубеже XIX – XX веков и в военное время.

Предпосылки динамичного развития печати Великобритании в последней трети XIX века. СМИ Британии в годы Первой и Второй мировых войн.

Лекцию ведет: Быков Алексей Юрьевич, канд. полит наук, доцент.

Лекция 2. СМИ Великобритании во второй половине XX века: монополизация и концентрация, типологические особенности.

Основные тенденции в развитии печати Британии после Второй мировой войны. Особенности британской газетной типологии: история и современность.

Лекцию ведет: Быков Алексей Юрьевич, канд. полит наук, доцент.

Лекция 3. Электронные СМИ Великобритании во второй половине XX века.

Радио в Британии после Второй мировой войны, пиратские станции. Развитие телевещания.

Лекцию ведет: Быков Алексей Юрьевич, канд. полит наук, доцент.

Лекция 4. Развитие газетно-журнального дела в США на стыке двух веков, СМИ США в годы Первой мировой войны и межвоенное время.

Лекцию ведет: Быков Алексей Юрьевич, канд. полит наук, доцент.

Лекция 5. СМИ США в годы Второй мировой войны и послевоенное время.

Великая депрессия и американские СМИ. Особенности развития СМИ в эпоху «холодной войны». Маккартизм и американские масс-медиа..

Лекцию ведет: Быков Алексей Юрьевич, канд. полит наук, доцент.

Лекция 6. Развитие СМИ США во второй половине XX в.

Американский «новый журнализм» 1960-1970-х гг. Расследовательская журналистика. Взаимоотношения прессы и власти. Дифференциация и специализация американских СМИ.

Лекцию ведет: Быков Алексей Юрьевич, канд. полит наук, доцент.

Лекция 7. Современное состояние и тенденции развития американских СМИ.

Типологическая характеристика американских СМИ. Законодательное регулирование деятельности средств массовой информации Соединенных Штатов Америки.

Лекцию ведет: Быков Алексей Юрьевич, канд. полит наук, доцент.

Лекция 8. СМИ Германии в 1918 – 1933 годах.

Роль революции 1918 года в развитии СМИ Германии. СМИ Веймарской республики. Буржуазно-либеральная пресса. Пресса НСДАП. Концентрация прессы: концерны Гугенберга, Моссе, Стиннеса, Ульштайна. Начало регулярного радиовещания (1923).

Лекцию ведет: Смолярова Анна Сергеевна, канд. полит. наук, доцент.

Лекция 9. СМИ Германии в период нацизма (1933 – 1945 годы).

Пропагандистская машина Геббельса. Роль аудиовизуальных СМИ и кинематографа в гитлеровской пропаганде.

Лекцию ведет: Смолярова Анна Сергеевна, канд. полит. наук, доцент.

Лекция 10. СМИ Германии второй половины XX века. СМИ ГДР.

Информационная политика оккупационных властей Германии в 1945-1949 годах. Пресса ГДР (1949 – 1990): становление системы, структура и типология. Развитие СМИ Западной Германии в послевоенное время.

Лекцию ведет: Смолярова Анна Серигеевна, канд. полит. наук, доцент.

Лекция 11. Средства массовой информации ФРГ.

Этапы и типы концентрации прессы. Особенности телерадиовещания ФРГ. Общественно-правовое телевидение и радио. Частное вещание в Германии. СМИ объединенной Германии.

Лекцию ведет: Смолярова Анна Сергеевна, канд. полит. наук, доцент.

Лекция 12. СМИ Франции в первой половине XX века.

Пресса Франции в начале XX века. Французская пресса в годы Первой мировой войны. Пресса в период межвоенного двадцатилетия. Пресса в период Народного фронта.

Лекцию ведет: Данилова Юлия Сократовна, канд. полит. наук, доцент.

Лекция 13. СМИ Франции в годы Второй мировой войны.

Оккупация Франции и разделение печати на две территориальные зоны функционирования. СМИ Франции в период Освобождения.

Лекцию ведет: Данилова Юлия Сократовна, канд. полит. наук, доцент.

Лекция 14. СМИ Франции периода Четвертой и Пятой республики. Современное состояние французского медиарынка.

Кризис печати и Генеральные штаты прессы 2008 года. Современная типология печати Франции. Система телевидения: общественные и частные сегменты.

Лекцию ведет: Данилова Юлия Сократовна, канд. полит. наук, доцент.

Лекция 15. Современное состояние французского медиарынка.

Типология средств массовой информации Франции. Тенденции развития французских СМИ.

Лекцию ведет: Данилова Юлия Сократовна, канд. полит. наук, доцент.

План семинарских занятий

Занятие 1. Обсуждение критериев самостоятельного исследования для написания эссе. Работа с первоисточниками.

Занятие 2. Презентация и обсуждение авторских эссе.

Занятие 3. Презентация и обсуждение авторских эссе.

Занятие 4. Презентация и обсуждение авторских эссе.

Занятие 5. Презентация и обсуждение авторских эссе.

Занятие 6. Презентация и обсуждение авторских эссе.

Занятие 7. Презентация и обсуждение авторских эссе.

Примерные темы эссе и презентаций

ФРАНЦИЯ

Документы:

1. Хартия журналистов 1935 г.

2. Закон о телевидении 29 июля 1982 г.

Личность:

1. Интеллектуалы и журналистика (Ж.-П.Сартр, А. Камю, А. Жид, Ф. Мориак, Ф. Соллерс, А. Турэн)

2. Вторая генерация журналистов (профессионалы) (Эдви Пленел, Патрик Пуавр д`Арвор, Жан-Мари Коломбани, Серж Жюли, Франсуаза Жиру, Кристин Окрен)

3. Фотографы (Анри Картье-Брессон, Робер Капа)

4. Репортеры (Альбер Лондр, Джозеф Кессель (публиковался в русских изданиях), Пьер Мак Орлан, Анри де Монфрейд)

Издания:

1. «Монд»

2. «Либерасьон»

3. «Уэст-Франс»

4. «Шарли Эбдо и сатирическая пресса»

5. «Журнальная (нишевая) периодика»

6. «Юманите» и Жан Жоре (с 1904) (http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/cb327877302/date.r=L%27Humanit%C3%A9+%3A+journal+socialiste+quotidien.langEN)

7. Эко де Пари (http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/cb34429768r/date.r=L%27%C3%89cho+de+Paris.langEN)

8. «Франс-тирер» и пресса в годы сопротивления (http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/cb32777201w/date.r=Lib%C3%A9ration.langEN)

9. Телеканалы: ФрансТелевизьон, ТФ1, М6, Каналь+ (http://www.ina.fr)

События:

1. Мировые войны

2. Период Освобождения

3. Создание Пятой Республики 1958 г.

4. События 1968 года

ГЕРМАНИЯ

Документы:

1. Конституция Веймарской республики

Личность:

1. Роза Люксембург

2. Эгон Эрвин Киш

3. Лени Рифеншталь

4. Пауль Йозеф Геббельс

5. Гюнтер Вальраф

Издания:

1. Иллюстрированная пресса в период Веймарской республики

2. Документалистика в период Третьего Рейха

3. «Бильд»

4. «Шпигель»

5. Расследовательская журналистика Германии во второй половине XX века

События:

1. Свержение монархии, журналистика Веймарской республики

2. Журналистика Третьего Рейха

3. Журналистика Германии в условиях оккупации (1945-1949)

4. Новая журналистика Германии после формирования ФРГ

5. Студенческие волнения 1960-х и журналистика

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Документы:

1. Акт о защите государства (1914 г.)

2. Королевская хартия об общественном вещании (1927 г.)

3. «Кодекс практики» (1990)

Личность:

1. Альфред и Гарольд Хармсворты (лорд Нортклиф и лорд Ротермир)

2. Артур Пирсон

3. Уинстон Черчилль («Сухожилия мира. 5 марта 1946 г.» и др.)

4. Маргарет Тэтчер («Пробудись, Британия» и др.)

Издания:

1. «Таймс» (http://www.thetimes.co.uk/tto/archive/)

2. «Индепендент» (http://www.independent.co.uk/article-archive/)

3. «Дейли Мейл»

4. «Ньюс оф зе Уорлд»

События:

1. Появление и деятельность пиратских станций в Великобритании

2. Работа Королевской комиссии по делам печати (1947 г.; 1961 г.; 1974 г.)

3. Трансформация сектора деловой журналистики в 80-90-е гг. XX в. («Файнэншл Таймс», «Экономист», «Рейтер»)

4. Первая и Вторая мировые войны (тематика изданий, регулирование деятельности СМИ)

США

Документы:

1. Закон о шпионаже (1917) (Espionage Act of 1917 - www.firstworldwar.com/source/espionageact.htm

2. Переписка сенатора Дж. Маккарти и президента Г. Трумэнеа (http://www.archives.gov/education/lessons/mccarthy-telegram/images/telegram-page-1.gif; www.archives.gov/education/lessons/mccarthy-telegram/images/truman-reply.gif www.archives.gov

3. Кодексы этики американских изданий.

Личность:

1. Франклин Делано Рузвельт (1882-1945) («Беседы у камина»)

2. Джозеф Маккарти («Речь Джозефа Маккарти. Уиллинг, Западная Виргиния», «Джозеф Маккарти – президента Гарри Трумэну. 11 февраля 1950 г. и др.)

3. Мартин Лютер Кинг («У меня есть мечта», «Я был на вершине» и др.)

4. Билл Клинтон («Я согрешил. Речь 11 сентября 1998 года»)

Издания:

1. «Нью-Йорк Таймс»

2. «Вашингтон Пост»

3. «Уолл-Стрит Джорнал»

4. «Тайм»

5. «Бизнесуик»

События:

1. Великая депрессия и американская журналистика

2. Уотергейтский скандал (публикации Карла Бернстина и Боба Вудворда // История зарубежной журналистики. 1945-2008: Хрестоматия / Под ред. Я. Н. Засурского. М., 2008. С. 85 – 121)

3. Военные операции США во Вьетнаме и в Ираке.

Рекомендуемые источники для семинарских занятий

1. История зарубежной журналистики. 1800-1945: Хрестоматия / Сост. Г. В. Прутцков. М., 2007. – 397 с.

2. История зарубежной журналистики. 1945-2008: Хрестоматия / Под ред. Я. Н. Засурского; Сост. Г. В. Прутцков. М., 2008. – 222 с.

3. Прутцков Г. В. Введение в мировую журналистику: Антология в двух томах: Том первый. М., 2003. – 416 с.

4. Прутцков Г. В. Введение в мировую журналистику: Антология в двух томах: Том второй. М., 2003. – 464 с.

5. Трыков В. П. Зарубежная журналистика XIX века: Учебное пособие. М., 2004. – 440 с.

Семинарские занятия ведут: Громова Тамара Михайловна, ст.преподаватель; Данилова Юлия Сергеевна, канд. полит. наук, доцент.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Занятие 1. Изучение документов, сравнительный анализ исторических источников и иных материалов по курсу истории зарубежной журналистики, выполнение тестовых и контрольных работ.

Внутрисеместровый контроль

Форма внутрисеместрового контроля – участие в семинарских занятиях и выполнение необходимых заданий, определенных программой дисциплины.

Показателями, характеризующими учебную работу слушателей в семестре, являются:

1. посещаемость занятий и работа на занятиях;

2. выполнение заданий, предложенных преподавателем.

Каждый обучающийся в ходе семинарских занятий должен:

- написать эссе (5-6 тыс. знаков с пробелами, шрифт – 14, гарнитура – Times New Roman, междустрочный интервал – полуторный), посвященное историческому событию, личности публициста, периодическому изданию или документу;

- выступить с сообщением, посвященным теме эссе в рамках семинарских занятий;

- подготовить презентацию в формате Power Point., которой должно сопровождаться устное выступление на занятии.

При написании эссе, обязательным требованием является работа с первоисточником, анализ оригинальных журналистских текстов. На базе аналитической работы с первоисточником, студент должен сделать выводы об основных направлениях в творчестве журналиста, политике того или иного издания, позиции журналиста или издания. Текст документа, первоисточника с полным и корректным библиографическим описанием студент сдает вместе со своей работой.

Формулировка темы должна быть предварительно согласована с преподавателем, тема может быть предложена преподавателем, либо студентом.

Эссе, проанализированный документ с выходными данными и презентация сдаются в электронном виде. Сроки сдачи устанавливаются преподавателем (как правило, не позднее 7 дней после выступления на занятии). Выступление в аудитории с презентацией является обязательным требованием.

Эссе, написанное обучающимся, должно являться авторским текстом. В случае установления факта прямого плагиата, работа не засчитывается, за работу выставляется 0 баллов.

Вопросы для подготовки к письменной итоговой работе

1. Британский «новый журнализм»: предпосылки и этапы развития.

2. Межвоенный период в истории журналистики Великобритании.

3. Журналистика Великобритании в годы Второй мировой войны.

4. Концентрация и монополизация британских СМИ: исторический опыт XX столетия.

5. Би-Би-Си как общественная телерадиовещательная корпорация.

6. Современная типология британских изданий.

7. Законодательство Великобритании о СМИ (конец XX в.)

8. Немецкая политическая пресса на рубеже XIX-XX вв.

9. Журналистика Веймарской республики: периодизация, характеристика периодов.

10. Система гитлеровской пропаганды. Пресса Германии периода нацизма.

11. Информационная политика оккупационных властей на территории Германии в послевоенный период.

12. Система СМИ ГДР.

13. Концентрация прессы ФРГ.

14. Пресса и студенческое движение 1960-х годов в Германии. Шпигель-скандал.

15. Своеобразие аудиовизуального рынка Германии.

16. Особенности развития журналистики Франции на рубеже XIX – XX столетий.

17. Информационная пресса и пресса мнения во Франции в начале XX века.

18. Французская пресса в годы Первой мировой войны.

19. Становление французского радиовещания и его роль для медиа-рынка.

20. Оккупационный режим и пресса Франции. Вишистский режим печати.

21. Период Пятой республики и развитие французских СМИ.

22. Современные французские медиа: состояние печати и телевидения.

23. Развитие газетно-журнального дела в США на cтыке XIX и XX веков.

24. Прогрессивное десятилетие в журналистике США. Макрекерство.

25. Монополизация журналистики США в межвоенный период.

26. Феномен «журнала новостей» и «дайджесты» в американской журналистике.

27. СМИ США в годы Второй мировой войны и послевоенный период.

28. Типологическая характеристика печати и США конца XX в.

29. Американские аудиовизуальные СМИ: история и современность.

30. Регулирование деятельности американских СМИ.

Критерии оценки (экзамен)

Форма промежуточной аттестации (экзамен) – письменная.

Оценка складывается из совокупности баллов, полученных за выполненные задания в семестре и итоговую письменную работу во время сессии.

Задание 1: аудиторная контрольная работа (0 – 10 баллов).

Задание 2: эссе (текст эссе и источника для анализа, выступление на занятии с презентацией) (0-40 баллов).

Задание 3: письменная работа по материалу курса во время сессии (0-50 баллов).

Оценка «Отлично» выставляется при условии, если обучающийся набрал 91-100 баллов;

«Хорошо» - 71-90 баллов;

«Удовлетворительно» - 50-70 баллов;

«Неудовлетворительно» - менее 50 баллов.

Требования к заданиям.

Аудиторная контрольная работа (задание 1) предполагает анализ текстов, предложенных преподавателем. Критерии для анализа озвучиваются перед началом работы. Баллы за задание снижаются, если при анализе обучающийся не руководствуется предложенными критериями, раскрытие отдельных или всех позиций в соответствии с установленными для анализа критериями, является неполным или отсутствует, в работе имеются орфографические и стилистические ошибки. При отсутствии работы обучающийся получает 0 баллов.

Эссе (задание 2).

Баллы за задание снижаются, если не выдерживаются сроки выполнения задания, не соблюдаются требования к работе (к объему работы, тематике и т.д.). В случае, если не выполнено все задание, либо его отдельная часть (например, не представлен текст эссе, либо текст выбранного для анализа первоисточника, либо не было выступления на занятии, либо не подготовлена презентация), задание не засчитывается, обучающийся получает 0 баллов. При обнаружении в тексте эссе неправомерных заимствований задание считается невыполненным, выставляется 0 баллов.

Баллы снижаются за пропуски аудиторных занятий.

Письменная работа по материалу курса.

Обучающимся предлагается ответить на 3 вопроса. Два из них связаны с теоретическим материалом курса, в том числе с материалом лекционных занятий (см. мопросы для подготовки к итоговой письменной работе. Один предполагает проверку знаний хрестоматийных текстов, относящихся к периоду и странам, изучаемым в рамках курса.

Время для выполнения задания – 90 минут.

При оценке письменной работы учитываются следующие критерии:

1) знание специальной терминологии и точность формулировок,

2) глубина освоения материала, предусмотренного Программой курса,

3) умение ориентироваться в материале, навык ясно, четко, последовательно его излагать,

4) стройность, точность, непротиворечивость, логичность письменной речи.

41-50 баллов выставляется за полный, хорошо структурированный ответ на вопрос, указанный в билете. Смысловые неточности могут явиться причиной для снижения оценки.

31-40 баллов выставляется за полный, но плохо структурированный ответ на вопрос, указанный в билете.

1-30 баллов выставляется, если ответ на вопрос характеризуется определенными смысловыми неточностями.

0 баллов выставляется в случае, если ответ на вопрос характеризуется значительными неточностями, свидетельствующими о некомпетентности обучающегося в соответствующей области.

По итогам проверки выводится средний балл за три вопроса.

Использование каких либо дополнительных источников на любых носителях информации во время устного экзамена запрещается. За пользование какими-либо источниками студент удаляется с экзамена, в ведомость выставляется оценка «неудовлетворительно».

Предполагаемая продолжительность проведения экзамена – 1,5 часа.

Список обязательной литературы

1. История зарубежной журналистики / А. Ю. Быков, Е. С. Георгиева, С. А. Михайлов / под общ. ред. С. А. Михайлова. М., 2014.

2. История зарубежной журналистики (1945 - 2008): хрестоматия. М., 2008.

3. Прутцков Г. В. История зарубежной журналистики (1800-1929). М., 2010.

Список дополнительной литературы

Историческое развитие журналистики зарубежных стран:

1. Беспалова А. Г., Корнилов Е. А., Короченский А. П., Лучинский Ю. В., Станько А. И. История мировой журналистики. М.– Ростов-на-Дону, 2003.

2. Журналистика западноевропейских стран: Учеб. пособие / Под ред. проф. В. С. Соколова. Л., 1990.

3. История мировой журналистики. Ростов-на-Дону, 2000 (вариант: История Мировой журналистики. М., Ростов-на-Дону, 2004).

4. История зарубежной журналистики (1945 - 2008): хрестоматия. М., 2008.

5. История печати: Антология. М., 2001.

6. История печати: Антология. Т.2. М., 2001.

7. История печати: Антология. Т. 3. М., 2008.

8. Прутцков Г. В. Введение в мировую журналистику. Антология в двух томах. М., 2003.

9. Серия учебных пособий «Периодическая печать…» (Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1990-2000-е гг.).

10. Современная зарубежная журналистика: глокализация в практике западноевропейских СМИ / Под ред. Пую А. С. СПб., 2010.

11. Трыков В. П. История зарубежной журналистики: От истоков до Второй мировой войны: Учеб. пособие. М., 2007.

12. Трыков В. П. Зарубежная журналистика XIX века: Учебное пособие. М., 2004.

Журналистика Великобритании:

1. Беглов С. И. Империя меняет адрес. Британская печать на рубеже тысячелетий. М., 1997.

2. Беглов С. И. Четвертая власть: британская модель. История печати Великобритании от «новостных писем» до электронных газет. М., 2002.

3. Бодрунова С. С. Современные стратегии британской политической коммуникации. М., 2010.

4. Любимов Б. И. Семьдесят лет британского вещания. Краткая история радиовещания и телевидения Великобритании. М., 1995.

5. Соколов В. С, Виноградова С. М. Периодическая печать Великобритании. СПб., 2000.

Журналистика Германии:

1. Вороненкова Г. Ф., Вороненков М.Ю. Электронные СМИ Германии: история и современность. М., 2007.

2. Вороненкова Г. Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества (национальное своеобразие средств массовой информации Германии). М., 1999.

3. Вороненкова Г. Ф. СМИ Германии в 90-е годы: учеб. пособие. М.,1998.

4. Литвиненко А. А. Газеты в Германии в XXI веке: от кризиса к модернизации. М., 2011.

5. Хеллак Г. Печать, радио и телевидение в Германии. Бонн, 2002.

Журналистика Франции:

1. Вaчнадзе Г. Н. Печать Пятой республики. М., 1969.

2. Кирия И. В. Аудиовизуальные СМИ и Интернет в условиях создания информационного общества во Франции. М., 2002.

3. Попов Ю. В. Публицисты Великой Французской революции. М.,1989.

4. Пую А. С. Политический плюрализм: опыт Франции. СПб.,1994.

5. Рыкованов П. Я. Франция: телевидение и власть. СПб., 2001.

6. Шарончикова Л. Пресса Франции в меняющемся мире (1944-2004). М., 2007.

Журналистика США:

1. Андрунас Е. Ч. Бизнес и пропаганда. Система контроля крупного капитала США над средствами массовой информации. М., 1986.

2. Макеенко М. И. Радиовещание и телевидение США в новом столетии: структура, экономика, стратегии. М., 2010.

3. Михайлов С. А. Журналистика Соединенных Штатов Америки. СПб., 2004.

4. Мкртчян А. А. История журналистики США XVIII—XIX вв. М., 1995.

5. Правовые вопросы журналистики и телекоммуникаций в США. М., 2005.

Перечень иных информационных источников

1. Подборка учебных пособий и хрестоматий по истории журналистики. URL: www.evartist.narod.ru/journ.htm

2. История американской журналистики XX в. URL: history.journalism.ku.edu

3. Телеканалы Франции. URL: www.ina.fr

4. Музей новостей. URL: www.newseum.org

 просмотров: 868 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru