Реклама и связи с общественностью
Очная форма обучения. 1 курс
План лекционных занятий
Занятие 1. Масс-медиа в системе социальных институтов.
Занятие 2. Средства психологического воздействия в массовой коммуникации
Занятие 3. Установки, эмоции и стереотипы в массовой коммуникации
Занятие 4. Глобализация информационных процессов.
Занятие 5. СМК в современном мире
Занятие 6. Информационное общество: возможности и проблемы
План практических занятий
Занятие 1. МК и формирование современного социокультурного пространства.
Занятие 2. Сбор и анализ информации.
Занятие 3. Взаимодействие СМК с аудиторией.
Занятие 4. Системные характеристики современных российских СМИ.
Занятие 5. Информационные технологии в политике.
Занятие 6. Корпоративная газета: взаимодействие журналистики и PR.
Занятие 7. Информационное государство: проблемы становления.
Практические занятия ведет: Коренюшкина С.И., канд. филос. наук, доцент.
Самостоятельная работа в присутствии преподавателя
2 часа. Тема Новые информационные технологии и их роль в политической практике.
2 часа. Тема Коммерческая и социальная реклама в СМК.
Внутрисеместровый контроль
Внутрисеместровый контроль включает выполнение предложенных преполавателем заданий.
Вопросы к экзамену
1. Место и роль МК в информационно-коммуникативном обществе.
2. Тенденции развития СМК в России.
3. Общие теории коммуникации.
4. Система СМК в современной России.
5. Сущность и содержание понятий «информация», «социальная информация», «массовая информация», «СМК», «журналистика».
6. Глобализация информационных потоков.
7. Понятие информационного общества.
8. Журналистика как социальный институт. Социальные роли, функции журналистики.
9. СМК и политика.
10. Природа и каналы распространения слухов.
11. Межкультурная коммуникация в информационном пространстве.
12. Структура российского медиарынка.
13. Системные характеристики современных российских СМИ.
14. Мониторинг СМИ как одна из функциональных обязанностей специалиста по связям с общественностью.
15. Отделы рекламы и PR в составе редакции периодического издания (издание по выбору).
16. Корпоративная газета: взаимодействие журналистики и PR.
17. Социальная ответственность СМК.
18. Коммуникативное воздействие.
19. Информационное общество: возможности и проблемы.
20. Информационные технологии в политике.
21. Информационные войны в политическом противостоянии.
22. Функции МК в обществе.
23. Формы массового поведения (толпа, публика и т.д.).
24.Стереотипизация сознания и поведения в массовой коммуникации.
Критерии оценки
Оценка знаний студента складывается из оценки его работы на практических занятиях и ответа на экзаменационном собеседовании.
Форма проведения экзамена – устная. Студент готовит устный ответ на 2 предложенных преподавателем вопроса из списка вопросов к экзамену.
На подготовку ответа студенту дается 30 минут.
Оценка «Отлично» ставится, если студент ответил на оба вопроса в билете, владеет категориальным аппаратом по предложенной теме , может привести примеры из истории журналистики, прокомментировать их, объяснить значение того или иного события, может грамотно ответить на любой, заданный преподавателем вопрос, связанный с темой вопросов в билете, ответ экзаменуемого является логичным и последовательным.
Оценка «Хорошо» ставится, если студент отвечает на оба вопроса в билете, умеет оперировать основными понятиями по предложенной теме, однако неполно раскрывает вопрос, не может привести примеры, иллюстрирующие тот или иной тезис, не имеет четкого представления об основных изданиях исторического периода, о котором идет речь в билете, не может ответить на дополнительный вопрос экзаменатора, связанный с темой вопросов.
Оценка «Удовлетворительно» ставится, если студент, отвечая на вопросы в билете, неуверенно оперирует основными понятиями, не приводит примеры, иллюстрирующие положения, о которых идет речь, его ответ является кратким, не раскрывает суть вопроса (вопросов), не представляет собой логичного последовательного текста.
Оценка «Неудовлетворительно» ставится, если студент не знает ответа на вопросы в билете, не знает базовых определений по теме билета, не может ответить на дополнительные вопросы преподавателя, связанные с темой вопросов в билете.
Использование каких- либо дополнительных источников на любых носителях информации во время устного экзамена запрещается. За пользование какими-либо источниками студент удаляется с экзамена, в ведомость выставляется оценка «неудовлетворительно».
Список обязательной литературы
1. Медиакратия: современные теории и практики, под ред. Пую А. С., Бодруновой С. С. СПб., 2013.
2. Основы теории журналистики : для студентов вузов, обуч. по напр. 031300 "Журналистика": для бакалавров / М. Н. Ким. - М. : Питер, 2013
3. Теория и практика массовой информации: общество - СМИ - власть : учебник для студентов вузов, обуч. по спец. "Связи с общественностью" / А. Г. Киселев. - М. : ЮНИТИ, 2010.
4. Основы теории коммуникации : учебное пособие / О. Н. Недосека, М. Ю. Двоеглазова ; Мурманский гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2010.
5. Гуманитарная миссия современной глобализирующейся коммуникативистики / Л. М. Землянова ; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Фак. журналистики. - М. : Изд-во Московского ун-та, 2010.
6. Теория коммуникации : учебник для студентов вузов, обуч. по напр. подготовки (специальностям) "Связи с общественностью" и "Реклама" / О. Ю. Голуб, С. В. Тихонова. - М. : Дашков и Ко, 2011.
7. Теория коммуникации : учебник для бакалавров; учебник для студентов вузов, обуч. по гуманит. напр. и специальностям / М. Ю. Коноваленко, В. А. Коноваленко ; Рос. гос. торг.-экон. ун-т. - М. : Юрайт, 2012
8. Коммуникология: основы теории коммуникации : учебник для бакалавров рекламы и связей с общественностью (модуль дисциплин "Коммуникология"); учебник для студентов вузов, обуч. по спец. "Связи с общественностью" / Ф. И. Шарков ; Междунар. акад. бизнеса и управления, Ин-т совр. коммуникационных систем и технологий. - 3-е изд. перераб. и доп. - М. : Дашков и Ко : Изд-во Шаркова, 2012.
9. Современные теории массовой коммуникации : учебное пособие у курсам "Современные технологии массовой коммуникации", "Социология массовых коммуникаций" / И. П. Яковлев ; С.-Петербургский гос. ун-т, Факультет журналистики, . - . - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2011.
10. Шилина М.Г. Текстогенные трансформации инфосферы . Методологический анализ становления Интернета. - М. 2012
11. Яковлев И.П. Элементы гуманитарно-социальной коммуникологии.- СПб,.2010.
12. Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции: Учеб. Пособие. М.,2010.
13. Клюев Ю. В. Политический дискурс в массовой коммуникации: анализ публичного взаимодействия : монография / ред. Д. П. Гавра ; Санкт-Петербургский государственный университет (СПб.), Факультет журналистики. СПб. : Изд-во СПбГУ, 2010. 263 с.
Список дополнительной литературы
1. Быкова А.С. Массмедиа стран-членов Европейского союза: политико-правовые вопросы регулирования содержания информации. Спб., 2004.
2. Засурский И. Реконструкция России.(масс-медиа и политика в 90-е Изд. МГУ,2001. Землянова Л.М. Коммуникативистика и средства информации: англо-русский толковый словарь концепций и терминов. М., 2004.
3. Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. М.: Аспект Пресс, 2004.
4. Средства массовой информации постсоветской России: Учебное пособие /Под. Ред. Я. Н. Засурского .- М.:Аспект Пресс, 2002.
5. Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов/Под ред. Я. Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2001.
6. Средства массовой информации в современном мире. Материалы межвузовской н-пр. конф. – СПб.:Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002 -2014.
7. Шилина М.Г. Текстогенные трансформации инфосферы . Методологический анализ становления Интернета. - М. 2012
8. Яковлев И.П. Элементы гуманитарно-социальной коммуникологии.- СПб,.2010.
9. Straubhaar J., Laruse R., Communications Media in the Information Society. California, 1997.
10. От пиктограммы до Интернета : краткий очерк развития средств информации и коммуникации / В. Ф. Познин; отв. ред. Е. П. Почкай ; С.-Петербургский гос. ун-т, Фак. журналистики, Каф. радио и телевидения. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб. : Факультет журналистики СПбГУ, 2008.
11. Брайант Д., Томпсон С. Основы взаимодействия СМИ.: Пер. с англ. – М.: Изд. дом «Вильямс», 2004. – 432с.
12. Информация. Коммуникация. Общество. - СПб.: Изд. СпбГУ, 2002.- 360с.
13. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Пер. с англ. / Под науч. Ред. О.И.Шкаратана. – М.: ГУВШЭ, 2000. – 608с.
14. Куржиямский М.Ю. Социокоммуникативные процессы в современном российском обществе.- СПб., 2005.- 143с.
15. Федотова Л. Н. Социология массовой коммуникации. – М.: Питер, 2003. - 396с.
16. Назаров М.Н. Массовая коммуникация в современном мире:методология анализа и практика исследований. М.,2002.
17. Медиа: Введение. Под ред.А.Бриггза, П.Кобли. Пер. с англ.- М.,2005.
18. Почепцов Г.Г. Медиа: теория массовых коммуникаций. – Киев, 2008.
19. Baran St.J., Davis D.K. Mass Communication Theory. Calif., 2005.
20. An Integrated Approach to Communication Theory and Research Edited by M. B. Salven D. W. Stacks –New Jersey. – 1996.
21. Graiq T. R. Why Are There So Many Communication Theories? // Defininq Media Studies. Reflection on the Future of the field. - New York, Oxford. 1994.- Р.34-41.
22. Littlejohn S.W. Theories of Human Communication. – N.Y., 1999.
23. Fiske J. Introduction to Communication Studies. – London., 1990.