Реклама и связи с общественностью
Очная форма обучения. 1 курс

Основы теории и практики связей с общественностью
8 февраля 2019
Преподаватель: проф. Дмитрий Гавра, доцент Людмила Балахонская, ст.преподаватель Екатерина Акимович, доцент Юлия Таранова
Кафедра: связей с общественностью в бизнесе

План лекционных занятий

Часть 1. Лектор проф. Гавра Д.П.

13 февраля. Объект и предмет теории связей с общественностью. Теория связей с общественностью и смежные дисциплины. Сущность и основные характеристики связей с общественностью. Цель и задачи PR. Субъектная структура PR. Понятийный аппарат, необходимый для понимания сущности PR: паблисити, паблицитный капитал, дискурс, общественное мнение. Характеристики и результаты PR.

13 февраля. Сфера и институт связей с общественностью. Понятие социального института. PR как социальный институт. Условия нормального функционирования института связей с общественностью в социуме. 4 Модели PR-деятельности по Грюнигу.

20 февраля. Типология связей с общественностью. Сферы PR. Специфика связей с общественностью в государственном управлении, политике, бизнесе, социально-культурной сфере, шоу-бизнесе.

20 февраля. Понятие общественности. Группы общественности, классификация групп общественности в PR. Подходы к типологии групп общественности. Группы общественности в различных отраслях PR.

27 февраля. Информационные основы PR-деятельности. Понятие «факт», «информационный повод», «оперативный повод». Классификация информационных поводов. Основы ньюсмейкинга. Понятие «новость». Новость в журналистике и PR. Типология новостей. Медиареферентность PR-новости. Понятие и характеристика репутационной новости.

27 февраля. Событийный PR и event management в связях с общественностью. Понятия специального события и специального мероприятия. Типология инвентов. Журналисты как особая группа общественности. Типология мероприятий для журналистов. Технология планирования и организации мероприятия в связях с общественностью.

6 марта. Модели PR-деятельности: RACE, ROSIE и др. Результаты и эффекты деятельности по связям с общественностью. Имидж: общее понимание, имидж персоны, корпоративный имидж. Структурные модели имиджа.

Часть 2. Лектор доц. Балахонская Л.В.

6 марта. PR-тексты в системе публичных коммуникаций. Сущностные характеристики PR-текста. PR-текст и тексты смежных коммуникационных сфер. Типология и жанрообразование PR-текстов. Характеристика жанров первичных PR-текстов..

13 марта. Жанровые особенности комбинированных PR-текстов, медиатекстов и смежных PR-текстов.

План практических занятий и самостоятельной работы в присутствии преподавателя

Практические занятия 1 – 6 ведет к.полит.н., ст. преп. Е.В.Акимович

Занятие 1. Информационное и обеспечение информационные основы PR-деятельности. Источники информации в PR. Изучение специфики информационного обеспечения PR-деятельности. Знакомство с видами источников информации в PR. Составление информационной базы. Основы ньюсмейкинга. Понятие «новость». Конструирование новости и формирование информационного потока.

Занятие 2. Мониторинг СМИ для субъекта PR. Технология мониторинга СМИ и форма организации информации. Принципы составления аналитической записки к мониторингу.

Занятие 3. Медиарилейшнз. Типология и организация мероприятий для СМИ. Пресс-конференция, брифинг, пресс-тур, креативные мероприятия.

Занятие 4. Имидж личности. Понятие и структура имиджа личности. Методики анализа имиджа личности. Анализ имиджа личности.

Занятие 5. Имидж организации. Структура имиджа организации. Методики анализа имиджа организации. Анализ имиджа организации – субъекта PR. Имиджмейкинг организации.

Занятие 6. Эффект и эффективность PR-деятельности. Оценка эффективности в PR. Анализ PR-деятельности субъекта PR по параметрам эффекта и эффективности. Методы оценки эффективности .

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя. Практикум составления аналитической записки к мониторингу.

Коллоквиум по литературе по теории PR.

Практические занятия ведет к.фил.н, доц. Л.В.Балахонская.

Занятие 7. Составление пресс-релиза, приглашения и листа вопросов-ответов. Изучение жанрообразующих принципов и практическая отработка навыка написания PR-текстов.

Занятие 8. Методология и практика анализа медиатекстов. Освоение методологических принципов анализа медиатекстов.

Занятие 9. Смежные тексты. Резюме. Слоган. Изучение жанрообразующих принципов и практическая отработка навыка написания PR-текстов.

Занятие 10. Спичрайтинг. Виды публичной речи и жанры спичрайтинга. Подготовка к публичному выступлению. Написание текста публичного выступления. Организация устного публичного выступления.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя. Практикум по спичрайтингу.

4 апреля. Контрольная работа.

Контрольная работа по PR-текстам.

Рекомендуемые темы рефератов

1. Имидж личности лидера (политического лидера/ руководителя организации) и методы его формирования средствами PR.

2. Персональный брендинг.

3. Имидж бизнес-структуры: структура и методы формирования.

4. Репутация бизнес-структуры: понятие, методы формирования.

5. Управление информационными потоками компании: современные технологии.

6. Рынок PR Санкт-Петербурга: основные игроки, обзор и структурные характеристики.

7. Рынок PR Москвы: основные игроки, обзор и структурные характеристики.

8. Репутация компании и ее корпоративная культура.

9. Медиарилейшнз. Организация пресс-конференции.

10. Медиарилейшнз. Организация мероприятий для СМИ: пресс-тур, креативные мероприятия.

11. Современные PR-тексты в Интернет.

12. Технологии спичрайтинга.

13. Источники информации в PR.

14. Оценка эффективности в PR.

15. Визуальная информация в публичной коммуникации. Специфика использования фотографических и видео материалов в паблик рилейшнз.

16. PR-потенциал корпоративного видео.

17. Связи с общественностью в сети Интернет. Специфика и принципы работы.

18. Журналы и порталы по PR.

Вопросы к экзамену

1. Понятие «связи с общественностью» и его интерпретации. Альтруистический, прагматический и реалистический подход. Словарные и международные дефиниции. Базовая дефиниция связей с общественностью.

2. Связи с общественностью и смежные сферы социальной деятельности. PR, журналистика и реклама, маркетинг, пропаганда. Сходства и различия.

3. Информационно-коммуникативная природа PR. Информация журналистская, рекламная и PR-информация. Общее и особенное.

4. Понятия «публичные коммуникации», «публичная сфера», «публичный дискурс», «паблисити». Сущность паблицитного капитала.

5. Объект, предмет, субъекты и цели PR.

6. Понятие и типология субъектов PR.

7. Понятие общественности и PR-общественности. Типология групп общественности по Даулингу.

8. Понятие общественности и PR-общественности. Типология групп общественности по версии IPR, Ф.Сайтелю, Дж. Грюнигу. Характеристика групп внешней общественности организации.

9. PR в политической сфере: основные задачи, специфика, группы общественности, результаты.

10. PR в сфере бизнеса: основные задачи, специфика, группы общественности, результаты.

11. PR в социальной сфере: основные задачи, специфика, группы общественности, результаты.

12. PR в сфере культуры и шоу-бизнеса: основные задачи, специфика, группы общественности, результаты.

13. Основные модели PR-деятельности.

14. Российский рынок PR: структурная и субъектная характеристика.

15. Паблик рилейшнз как социальный институт. Признаки и характеристики института PR. Условия нормального функционирования института связей с общественностью в социуме.

16. Информационные основы PR-деятельности. Понятие «факт», «информационный повод», «оперативный повод». Работа с информационными поводами для политического субъекта.

17. Понятие «информационный повод». Классификация информационных поводов. Работа с информационными поводами для бизнес-субъекта.

18. Основы ньюсмейкинга. Понятие «новость». Новость в PR: понимание, основные характеристики. Репутационные новости.

19. Основные технологии ньюсмейкинга. Конструирование новости и формирование информационного потока.

20. Управление информацией и спин-докторинг.

21. Сущностные характеристики PR-текста.

22. PR-текст и тексты смежных коммуникационных сфер.

23. Типология и жанрообразование PR-текстов.

24. Характеристика жанров первичных PR-текстов.

25. Жанровые особенности комбинированных PR-текстов, медиатекстов и смежных PR-текстов.

26. Информационный PR: общее понимание. Базовые задачи и формы медиарилейшнз. Инструментарий медиарилейшнз.

27. Событйный PR: общее понимание и терминология. Цели и типологии специальных событий.

28. Событийный PR: общее понимание и терминология. Планирование и выбор типа ивента. Анализ эффективности ивента.

29. Специфика различных видов специальных мероприятий. Технология планирования и организации спецмероприятия. Алгоритм создания события.

30. Имидж в системе нематериальных активов субъекта PR. Понятие имиджа. Структурные модели имиджа организации.

31. Корпоративный имидж. Модели структуры корпоративного имиджа. Этапы формирования корпоративного имиджа.

32. Понятие и структура имиджа личности. Модели формирования имиджа личности.

33. Анализ имиджа личности. Методики анализа имиджа личности.

34. Репутация в системе нематериальных активов субъекта PR. Модели комплексного анализа репутации.

35. Специфика информационного обеспечения PR-деятельности. Основные источники информации в PR.

36. Составление информационной базы для PR-деятельности. Сбор информации по субъектам рынка PR.

37. Виды публичной речи и жанры спичрайтинга.

38. Подготовка к публичному выступлению и его организация.

39. Технология мониторинга СМИ и форма организации информации.

40. Эффект и эффективность PR-деятельности. Оценка эффективности в PR.

41. Технология мониторинга СМИ и форма организации информации. Принципы составления аналитической записки к мониторингу.

42. Источники информации и информационное обеспечение политического PR.

43. Источники информации и информационное обеспечение бизнес-PR.

Критерии оценки (экзамен)

Форма проведения экзамена - письменная. В билете содержится четыре вопроса и одно задание на владение терминологическим аппаратом PR. Первые три вопроса – теоретические. Четвертый – по PR-текстам и к которому прилагается задание на подготовку PR-текста в одном из жанров. Задание на владение терминологическим аппаратом предполагает формулировку дефиниций понятий и категорий, из числа изученных в ходе освоения курса

Оценка «Отлично» ставится, если на оценку «отлично» выполнены ответы не менее, чем на 2 из 3 теоретических вопросов билета, а ответ на один теоретический вопрос выполнен на оценку «хорошо» и на оценку «отлично» выполнено практическое задание, а также на оценку «отлично» выполнено задание на владение терминологическим аппаратом PR. Оценка «Хорошо» ставится в следующих случаях: а) если на оценку «хорошо» выполнены ответы не менее, чем на 2 из 3 теоретических вопросов билета, а ответ на один теоретический вопрос выполнен на оценку «удовлетворительно» и правильно выполнено практическое задание, а также на оценку «отлично»/ «хорошо» выполнено задание на владение терминологическим аппаратом PR; б) если на оценку «отлично» выполнены ответы не менее, чем на 2 из 3 теоретических вопросов билета, а ответ на один теоретический вопрос выполнен на оценку «хорошо», практическое задание не выполнено, но задание на владение терминологическим аппаратом PR выполнено на оценку “отлично”; в) если на оценки «хорошо» и «отлично» выполнены ответы не менее, чем на 2 из 3 теоретических вопросов билета, ответ на один теоретический вопрос выполнен на оценку «удовлетворительно» и выполнено практическое задание; на оценку «отлично»/ «хорошо» выполнено задание на владение терминологическим аппаратом PR. Оценка «Удовлетворительно» ставится в следующих случаях: а) если на оценку «неудовлетворительно» выполнено не более одного ответа на теоретический вопрос билета; б) если на оценку «удовлетворительно» выполнены ответы на все три теоретических вопроса билета; задание на владение терминологическим аппаратом PR выполнено на оценку не ниже “удовлетворительно”. Оценка «Неудовлетворительно» ставится во всех остальных случаях.

Предполагаемая продолжительность проведения экзамена с практическим заданием и заданием на владение терминологическим аппаратом PR – 90-100 минут.

Основная литература

1. Балахонская Л. В. PR-текст: структура, содержание, оформление. - Уч.пособие. - СПб., 2015.

2. Гавра Д. П., Таранова Ю. В. Имидж территориальных субъектов в современном информационном пространстве: учеб. пособие. – СПб., 2013.

3. Джефкинс Ф., Ядин Д. Паблик рилейшнз: PR :учебное пособие для студентов вузов, обуч. по спец. 350400 "Связи с общественностью". М., 2012. – XVI.

4. Кузнецов П. А. PublicRelations: связи с общественностью для бизнеса: практические приемы и технологии. М., 2012.

5. Кривоносов А.Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций. СПб., 2001.

6. Кривоносов А. Д., Филатова О. Г., Шишкина М. А. Основы теории связей с общественностью. СПб., 2010.

7. Назайкин А. Н. Медиарилейшнз на 100% :искусство взаимодействия с прессой. М., 2012.

8. Чумиков А. Н. Реклама и связи с общественностью: имидж, репутация, бренд: учебное пособие для студентов вузов, обуч. по напр. подготовки (специальности) "Реклама и связи с общественностью". М., 2012.

9. Филатова О. Г., Шишкин Д. П. Основы бизнес-PR :учебное пособие. С.-Петербургский гос. ун-т, Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций. СПб., 2012.

10. Чумиков А. Н. Бочаров М. Б. Связи с общественностью: теория и практика. учеб. пособие. М.: Дело, 2009. 496 с.

11. Чумиков А. Н. Реклама и связи с общественностью: имидж, репутация, бренд: учебное пособие для студентов вузов, обуч. по напр. подготовки (специальности) "Реклама и связи с общественностью". М.: Аспект-Пресс, 2012. - 159 с

12. Филатова О. Г., Шишкин Д. П. Основы бизнес-PR: учебное пособие. С.-Петербургский гос. ун-т, Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций. СПб. : Филологический факультет СПбГУ, 2012. - 195 с.

Дополнительная литература

1. Алешина ПР для менеджеров. Курс лекций. М., 2004.

2. Ачкасова В.А., Володина Л.В. Связи с общественностью как социальная инженерия. СПб., 2005.

3. Бинецкий А.Э. Паблик рилейшнз. Защита интересов и репутации бизнеса. 2003.

4. Бодуан Ж.-П. Управление имиджем компании. Паблик рилейшнз: Предмет и мастерство. М., 2001.

5. Горкина М., Мамонтов А., Манн И. PR на 100% (как стать хорошим менеджером по PR). М., 2004

6. Даулинг Г.Репутация фирмы: создание, управление и оценка эффективности. М., 2003.

7. Ильченко С.Н., Кривоносов А.Д. Современная пресс-служба: Учеб.пособие. - СПб, 2005.

8. Катлип С., Сентер А., Брум Г. Паблик рилейшнз: теория и практика. М., СПб., Киев, 2000.

9. Китчен Ф. Паблик рилейшнз. Принципы и практика. М., 2004

10. Коханова , Л. Медиарилейшнз. Что это такое. – М., 2006.

11. Кошелев А.Н. PR-проектирование. От идеи до воплощения в реальность М.: Анлейс ООО «Анлейс», 2009, 304 с.

12. Кривоносов А.Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций.СПб., 2001.

13. Кривоносов А.Д. Основы спичрайтинга. Учебн.пособие, СПб, 2003.

14. Кузнецов В.Ф. Связи с общественностью: теория и технология: учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2005.

15. Ляйнеманн Р., Байкальцева Е. Пресс-конференция Игра по собственному сценарию.М.: Гревцов Паблишер, 2008

16. Морган,Г. Образы организации. Серия: Книги Стокгольмской школы экономики. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008.

17. Мэтис, М. Накорми зверя по имени Медиа. Простые рецепты для грандиозного паблисити. – М., 2005.

18. Назимко, А.Е. Событийный маркетинг. Руководство для заказчиков и исполнителей. – М., 2007.

19. Олейник И., Лапшов А. «Плюс/Минус» Репутация. Российский опыт репутационного менеджмента. М., 2003.

20. Сондер, М. Ивент-менеджмент. Организация развлекательных мероприятий. Техники, идеи, стратегии, методы. – М., 2006.

21. Тульчинский Г.Л. Специальные события и общественные мероприятия. СПб.: Справочники Петербурга, 2006.

22. Уилкокс, Д.Л. Как создавать PR-тексты и эффективно взаимодействовать со СМИ. – М.,2004.

23. Хальцбаур У., Йеттингер Э., Кнаусе Б., Мозер Р., Целлер М. Event-managemеnt.2-е издание. М., ЭКСМО, 2007.

24. Guidelines and Standards f or Measuring and Evaluating PR Effectiveness. Published by the Institute for Public Relations. University of Florida. USA. 1997.

Дополнительная литература к семинарским занятиям

1. PR: теория и практика: учеб./ Д.Е. Баранов, Е.В. Демко, М.А. Лукашенко и др.; под ред. М.А. Лукашенко. М., 2010

2. Бочаров М.П. История PR: нравы, бизнес, наука. М., 2007

3. Буари Ф. Паблик рилейшнз или Стратегия доверия. М., 2001

4. Кужелева-Саган И.П. История и генезис паблик рилейшнз. Томск, 2004

5. Лебедева Т.Ю. Искусство обольщения: «Паблик рилейшнз по-французски»: Концепция. Практика. М., 1996

6. Мехлер Г. Власть и магия PR. СПб., 2004

7. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика. М., 2006

8. Шишкина М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. СПб., 2002

9. Шишкина М.А., Гавра Д.П., Шишкин Д.П. Связи с общественностью в России: развитие нового рынка. СПб., 2004

Перечень иных информационных источников

1. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU- elibrary.ru/defaultx.asp

2. Российская государственная библиотека - www.rsl.ru

3. Российская национальная библиотека - www.nlr.ru

 просмотров: 1017 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru