Реклама и связи с общественностью
Очная форма обучения. 1 курс

Основы русской грамматики
5 февраля 2019
Преподаватель: Малышев Александр Александрович, канд. филол. наук
Кафедра: медиалингвистики

План лекционных занятий

Лекция 1. Русская грамматика и аспекты изучения предложения. Предложение как единица языка; высказывание как единица речи. Виды предложений по цели высказывания. Предикативность.

Лекция 2. Формально-логический аспект организации предложения. Двукомпонентные и однокомпонентные предложения. Их стилистический потенциал.

Лекция 3. Семантический аспект организации предложения. Диктум и модус. Пропозиция. Неполные предложения и эллиптические предложения, предложения фразеологизированной структуры и слова-предложения, их применение в журналистском тексте, стилистический потенциал.

Лекция 4. Актуальный аспект организации предложения. Распространяющие члены предложения. Детерминант. Полупредикативность. Обособление в структуре простого предложения.

Лекция 5. Полипредикативность. Типы сложного предложения. Синонимия языковых средств в выражении логико-смысловых отношений. Бессоюзная связь и принципы русской пунктуации.

Лекция 6. Способы передачи чужой речи. Сложное синтаксическое целое. Многочленные предложения, период. Текст и его структурно-синтаксические и композиционные компоненты.

План практических занятий

1 занятие. Вводное занятие. Требования к зачёту. Информация о внутрисеместровом зачёте. Диктант.

2 занятие. Обсуждение результатов диктанта. Понятие предложения. Предикативность. Виды предложений по цели высказывания.

3 занятие. Односоставные предложения глагольного и номинативного типа; неполные предложения, эллиптические предложения, слова-предложения.

4 занятие. Семантический анализ конкретных высказываний. Определение разновидностей модусов. Анализ пропозиций конкретных высказываний. Распространяющие члены предложения как элементы пропозиции.

5 занятие. Актуальная организация предложения: выявление темы и ремы в конкретных высказываниях. Последовательный и параллельный строй текста.

6 занятие. Переходные случаи от простого предложения к сложному. Типы сложного предложения. Средства выражения временных, сравнительно-сопоставительных и причинно-следственных и др. отношений в предложениях.

7 занятие. Многочленные предложения: их структурные разновидности, схемы. Период. Способы передачи чужой речи. Несобственно-прямая речь.

8 занятие. Текст, его структурно-синтаксические компоненты. Тематическая основа и рематический сюжет конкретного текста. Авторское начало и грамматика; метатекст.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

1 занятие. Подготовка к внутрисеместровому зачёту по пунктуации.

2 занятие. Внутрисеместровый зачёт по пунктуации.

Внутрисеместровый контроль

1. Контроль посещаемости лекционных и практических занятий.

2. Контроль выполнения домашних заданий.

3. Проверочные (аудиторные) и контрольные (домашние) работы.

4. Внутрисеместровый зачёт по пунктуации.

Вопросы:

1. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении.

2. Вводные слова и вставные конструкции. Знаки препинания.

3. Словосочетания и предложения, начинающиеся с «как». Знаки препинания.

4. Пунктуация при однородных членах.

5. Обособленные и необособленные определения и обстоятельства.

6. Обособленные и необособленные приложения и дополнения.

7. Уточняющие, пояснительные и уточняющие члены предложения. Знаки препинания.

8. Пунктуация в сложносочинённом предложении.

9. Пунктуация в сложноподчинённом предложении.

10. Пунктуация в бессоюзном предложении.

11. Знаки препинания в многочленном предложении, в периоде.

12. Знаки препинания в предложениях с прямой речью, при цитировании и в косвенном вопросе.

Вопросы к зачёту

1. Русская грамматика и аспекты изучения предложения.

2. Предложение и словосочетание как единицы языка.

3. Формально-логический аспект организации предложения.

4. Семантический аспект организации предложения. Диктум и модус.

5. Актуальный аспект организации предложения. Строй текста.

6. Сложные предложения.

8. Многочленное предложение. Период.

8. Текст и его структурно-синтаксические компоненты.

9. Чужая речь.

10. Принципы русской пунктуации.

Критерии оценки (зачёт)

Условием допуска к зачёту является выполнение всех домашних заданий в течение семестра, выполнение заданий по внутрисеместровому зачёту по пунктуации.

Форма проведения зачёта – письменная. Обучающемуся предлагается написать ответ на один из вопросов зачёта, а также выполнить тестовое задание, связанное с проверкой пунктуационной грамотности, а также умения применять на практике полученные теоретические знания. На подготовку отводится 45 минут.

Оценка «зачёт» ставится, если обучающийся допускает не более трёх ошибок в тестовом задании и даёт убедительный ответ на теоретический вопрос, демонстрируя понимание терминов, обосновывая применимость теоретических знаний на практике.

Оценка «незачёт» ставится, если обучающийся допускает более трёх ошибок и / или не даёт убедительный ответ на теоретический вопрос.

Предполагаемая продолжительность проведения зачёта не более 45 минут.

Пример тестового задания

1. Формально-логический аспект организации предложения.

2. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Это был весьма уч…тивый и обязательный дракон то есть был в те далёкие времена когда он ещё не ра…плылся окончательно ибо даже теперь едва д…ржась на ногах он подносил одну переднюю лапу к носу буд(то) говоря (Н/н)е бойтесь это я только так шучу! а другую простирал (в)перёд любезным и гост…пр…имным жестом.1 Право (н…)льзя (н…)согласит…ся что в наши дни всё драконово племя (в)целом (с/з)делало большой шаг (в)перёд (в)отношени… ц…вилизова…ости и смя…чения нравов. Драконы уже не требуют еж…дневно по красав…це на завтрак с педантичностью тихо…о старо…о холостяка пр…выкше…о получать каждый день (по)утру горячую булку в наше время они больше и…вес…ны тем что ч…ждают…ся пр…красного пола и не поощряют дамских визитов особен…о в суб…оту вечером и уже не навязывают своё общество дамам (н…)спросясь (на)перёд пр…дёт…ся ли оно по вкусу как это за ними водилось в старину.2

А) Сделайте синтаксический разбор предложения, помеченного 1.

Б) Выполните тема-рематический разбор текста.

В) Найдите все обособленные члены предложения и объясните причины их обособления.

Г) Определите пропозиции и их коммуникативный вес в предложении, помеченном 2.

Список обязательной литературы

1. Граудина Л. К. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. М., 2004. 555 с.

2. Касаткин Л. Л., Клобуков Е. В. , Лекант П. А. Краткий справочник по современному русскому языку. М., 2010. 400 с.

3. Краснова Т. И. Основы русской грамматики. СПб., 2005. 48 с.

4. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В. В. Лопатина. М., 2007. 480 с.

5. Современный русский язык: практикум / Под ред. Л. Р. Дускаевой. СПб., 2014. 200 с.

6. Современный русский язык: сборник упражнений по орфографии и пунктуации / Под ред. В. И. Конькова СПб., 2014. 188 с.

7. Современный русский язык: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. Л. Р.Дускаевой. СПб., 2014. 352 с.

8. Современный русский язык. Языковые техники создания медиатекстов: практикум / Л. Р. Дускаева, М. Ю. Казак, Н. А. Прокофьева, Т. В. Шмелёва, Е. А. Щеглова; под ред. Л. Р.Дускаевой. М.: Флинта: Наука, 2016. 432 с.

9. Прохорова К. В., Редькина Т. Ю. Современный русский язык. Часть 2. СПб., 2011. 175 с.

10. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 2006. 368 с.

Список дополнительной литературы

1. Баранов М. Т., Костяева Т. А., Прудникова А. В. Русский язык. Справочные материалы. М., 2014. 288 с.

2. Валгина Н. С. Синтаксис современного русского языка. Учебник для вузов. М.: высшая школа, 1973. 423 с.

3 .Дускаева Л. Р., Корнилова Н. А., Прохорова К. В., Щеглова Е. А. Русский язык в таблицах и схемах. Все правила русского языка. СПб., 2015. 256 c.

4. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. 685 с.

5. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. М., 2003. 384 с.

6. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Управление в русском языке. М., 2002. 303 с.

7. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Современный русский язык. М., 2003. 448 с.

8. Русская грамматика / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1980. В. 2 т.

9. Русский язык в массмедиа. СПб., 2013. 224 с.

10. Сиротинина О. Б. Лекции по синтаксису русского языка. М.: КомКнига, 2006. 144 с.

11. Сиротинина О. Б. Порядок слов в русском языке. М.: Книжный дом «Либроком», 2013. 176 с.

12. Современный русский язык / Под ред. П. А. Леканта. М., 2001. 560 с.

Перечень иных информационных источников

1. Информационные фонды НБ СПбГУ: www.library.spbu.ru

2. jf.spbu.ru/upload/files/file_1412796066_5215.pdf

3. medialing.ru

4. medialing.spbu.ru

 просмотров: 613 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru