Реклама и связи с общественностью
Очная форма обучения. 1 курс

История русской литературы
5 февраля 2019
Преподаватель: Цветова Наталья Сергеевна, доктор филологических наук, профессор
Кафедра: медиалингвистики

План лекционных занятий

Лекция 1. Литература и художественная публицистика революционной эпохи: основные направления, течения, жанровый и стилистический диапазон.

Лекция 2. Проза 1920-1930-х годов: жанры, темы, персонажи, стилистика.

Лекция 3. 1940-1950-е годы: литературная ситуация: общая характеристика.

Лекция 4. «Оттепельная» литература: жанровые доминанты, темы и идеи, персонажи, стилистика.

Лекция 5. Эволюция военной темы в русской литературе второй половины ХХ века.

Лекции 6–7 (4 часа). «Деревенская проза»: феноменология литературного явления.

Лекция 8. Драматургия второй половины ХХ века: основные течения и направления. Александр Вампилов как творческая индивидуальность.

Лекция 9. Поэзия второй половины ХХ столетия: «эстрадники», «тихие лирики», поэты фронтового поколения. Н. Рубцов и И. Бродский.

Лекция 10. Русский литературный постмодернизм (от В. Ерофеева до В. Сорокина): общая характеристика литературного феномена.

Лекция 11. Современная литературная ситуация. Художественные и публицистические тексты Захара Прилепина.

Лекция 12. Начало XXI века. Проза и поэзия Санкт-Петербурга.

План практических / семинарских занятий

Не предусмотрены

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Занятие 1. Проверка знания поэтических текстов наизусть.

Занятие 2. Проверка знания прозаических текстов (письменный тест).

Занятие 3. Студенческие доклады о современных петербургских прозаиках.

Занятие 4. Студенческие доклады о современных петербургских поэтах.

Внутрисеместровый контроль

1. Контроль посещаемости.

2. Проверка знания поэтических текстов наизусть (по одному стихотворению Н. Рубцова, Н. Бродского, К. Некрасовой, О. Берггольц, А. Кушнера на выбор студента).

3. Проверка знания прозаических текстов, которые будут включены в список для обязательного чтения (М. Шолохов, М. Булгаков, А. Платонов, В. Панова, В. Некрасов, П. Нилин, Ф. Абрамов, В. Астафьев, В. Распутин, В. Шукшин, Ю. Трифонов, А. Солженицын, Л. Бородин, А. Вампилов, Л. Петрушевская, А. Варламов, З. Прилепин).

Вопросы к зачету

1. Литературные объединения 1920-х годов.

2. Особенности литературного процесса1930-х годов.

3. Жизненный путь и творческая биография В. М. Шукшина.

4. Русская словесность в эпоху Великой Отечественной войны (произведения С. Гудзенко, О. Берггольц и др.)

5. Литература русской эмиграции («первая волна»).

6. Литература русской эмиграции («третья волна»).

7. Послевоенная литературная ситуация (произведения В. Некрасова, А. Платонова, С. Бабаевского и др.).

8. «Оттепельная» литература (В. Дудинцев, П. Нилин, А. Яшин и др.): проблематика, жанровый диапазон, поэтика.

9. «Деревенская проза» как историко-литературный феномен. Идейно-художественное своеобразие повести В. Г. Распутина «Последний срок».

10. «Военная проза» как историко-литературный феномен. Идейно-художественное своеобразие повести В. П. Астафьева «Пастух и пастушка».

11. «Городская проза» как историко-литературный феномен. Идейно-художественное своеобразие повести Ю. Трифонова «Обмен».

12. Драматургия второй половины ХХ века: общая характеристика. Идейно-художественное своеобразие одной пьесы А. Вампилова (по выбору студента).

13. Постмодернизм как литературное явление. Анализ одного произведения (по выбору студентов).

14. Массовая литература начала ХХ1 века: технология или поэтика?

15. «Крохотки» А. И. Солженицына: темы, идеи, поэтика.

16. Поэзия второй половины ХХ века: проблематика, поэтика, стилистика. Анализ творчества одного из поэтов (по выбору студента).

17. Драматургия второй половины ХХ века (сюжеты, герои, поэтика). Анализ творчества одного из ведущих драматургов (по выбору студента).

18. И. А. Бродский: эволюция творческой индивидуальности. Анализ одного из ключевых произведений поэта (по выбору студента).

19. Художественная философия Н. Рубцова. Анализ одного из ключевых произведений поэта (по выбору студента).

20. Санкт-Петербург: современная литературная ситуация.

Критерии оценки

К завершающей курс устной форме зачета допускаются студенты, которые отработали все пропущенные занятия, сдали поэтические тексты наизусть.

Письменная часть зачета - 3 аудиторных контрольных работы на проверку знания прозаических текстов, включенных в список для обязательного чтения (75 вопросов, студент имеет право на 15 неточных ответов. Примерные вопросы см. в учебном пособии Ю.Б. Балашовой и Н.С.Цветовой по истории русской литературы).

На устном зачете студент должен ответить на один вопрос. На подготовку ответа отводится не более 20 минут. Продолжительность ответа – не менее 10 минут.

Оценка «зачет» ставится, если студент продемонстрировал знание историко-литературных фактов, определяющих феноменальность данного периода или явления, умение эти факты изложить; знание содержания ключевых художественных текстов, способность определить их тему-идею и особенности речевой формы.

Оценка «незачет» ставится, если студент не знает историко-литературные факты, определяющие лицо литературной эпохи, не способен охарактеризовать творчество наиболее известных писателей, не знает фабулы текстов, которые вошли в список для обязательного чтения.

Список обязательной литературы

1. Балашова Ю.Б., Цветова Н.С. Русская литература ХХ века: история, художественная идеология, поэтика. Учебное пособие. СПб, 2016.

2. Быков Д. Советская литература. Краткий курс. М., 2013.

3. Гордович К. Д. Русская проза конца 20-начала 21. СПб, 1997.

4. Колядич Т. М., Капица Ф. С. Русская проза ХХ1 века в критике. Рефлексия, Оценки. Методика описания. М., 2017.

5. Литературный Петербург. Биобиблиографический словарь: т. 1-3. СПб, 2014.

6. Теория литературы. Литературный процесс. Под ред. Ю. Б. Борева. М., 2001 (академическое издание, сканировано и выложено в интернете).

7. Литературная матрица. Советская Атлантида. СПб, 2013.

8. Русская литература ХХ века. Прозаики. Поэты, драматурги. Словарь. Т. 1-3. М., 2003.

9. Шафранская Э. Ф. Современная русская проза. Мифопоэтический ракурс. М., 2014.

Список дополнительной литературы

1. Беляева И. С. Функциональный комментарий в литературе постмодернизма. М., 2012.

2. Гиршман М. М. Литературное произведение: теория художественной целостности. М., 2002.

3. Гофман В. Язык литературы. Очерки и этюды. Л., 1936.

4. Жанровые трансформации в литературе и фольклоре. Коллективная монография. Челябинск, 2012.

5. Жидков В. С., Соколов К. Б. Искусство и картина мира. СПб, 2008.

6. Зельцер Л. Выразительный мир художественного произведения. М., 2001.

7. История русской литературы: В 4-х т. Л., 1983.

8. Костин Е. Понять Россию. Книга о свойствах русского ума: дказательства от литературы. СПб, 2016.

9. Русская литература ХХ1 века: ориентиры и ориентации. СПб, 2011.

10. Русский традиционализм: история, идеология, поэтика, литературная рефлексия. М., 2016.

Перечень иных информационных источников

Информационные фонды НБ СПбГУ: library.spbu.ru

 просмотров: 368 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru