Бакалавриат. Международная журналистика
Очная форма обучения. 4 курс

Межкультурные коммуникации в современном медиапространстве
7 февраля 2019
Преподаватель: Черкашина Светлана Анатольевна, канд.культурологии, доцент
Кафедра: менеджмента массовых коммуникаций

План лекционных занятий

Тема 1. История возникновения и развития межкультурной коммуникации.

Тема 2. Культура и культурное многообразие мира.

Тема 3. Многообразие культур в современном медиапространстве.

Тема 4. Культура и коммуникация.

Тема 5. Культура восприятия, потребления и распространения информации.

Тема 6. Межкультурные особенности вербальной и невербальной коммуникации.

Тема 7. Проблема понимания в межкультурной коммуникации.

Тема 8. Стереотипы в восприятии информации.

Тема 9. Русская культура в контексте межкультурной коммуникации

Тема 10. Глобализация информационной деятельности.

План семинарских занятий

1, 2 занятия. Многообразие культур в современном медиапространстве. Работа с кейсами. Выступление с презентациями.

3, 4 занятия Межкультурные особенности вербальной и невербальной коммуникации. Работа с кейсами. Выступление с презентациями. Контрольная работа.

4, 5 занятия Стереотипы в восприятии информации.Работа с кейсами. Выступление с презентациями.

6, 7 занятия Русская культура в контексте межкультурной коммуникации. Работа с кейсами. Выступление с презентациями.

8, 9 занятия Глобализация информационной деятельности.

Работа с кейсами. Выступление с презентациями. Контрольная работа.

10 занятие Работа с кейсами. Выступление с презентациями.

Семинарские занятия ведет: Черкашина Светлана Анатольевна, канд.культурологии, доцент

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

отсутствует

Внутрисеместровый контроль

Внутрисеместровый контроль не предусмотрен.

Вопросы к зачету

1. Место МКК в системе наук и взаимосвязь с ними.

2. Национальный характер и менталитет.

3. Теория Г.Хофстеде

4. Теория Э.Холла.

5. Восприятие времени в различных культурах

6. Психология межкультурного взаимодействия: особенности коммуникации с представителями другой культуры.

7. Феномен культурного шока.

8. Факторы, влияющие на МКК: стереотипы, предрассудки, дискриминация.

9. Вербальное межкультурное общение: проявление межкультурных различий в языке и фольклоре.

10. Особенности невербальной МКК.

11. Концепция «культурного шока» К. Оберга.

12. Аккультурация как коммуникация

13. Теория лингвистического детерминизма Э.Сэпира и Б.Уорфа.

14. Медиатизация политики: опыт различных стран.

15. Функционирование моделей СМИ в различных странах.

16. Журнальная периодика в сохранении культурных ценностей.

17. Англицизмы в деловой прессе.

18. Модель М.Беннета

19. Понятие коммуникации (Коммуникация как символическая деятельность, процесс кодирования и декодирования ,взаимовлияние,т.д.)

20. Факторы коммуникативного поведения

21. СМК и технологии манипулирования сознанием

22. Инкультурация и социализация

23. Трансмиссия как способ передачи культурной информации

24. Психология этничности: «Я-концепция», этноцентризм, культурный релятивизм, ин- и аут- группы.

Критерии оценки

Показателями, характеризующими учебную работу слушателей в семестре, являются: посещаемость занятий и активность работы на занятиях; выполнение заданий, предложенных преподавателем.

Форма проведения зачета – устная. Студент готовит устный ответ на 2 предложенных преподавателем вопроса из списка вопросов к зачету. На подготовку ответа дается 20 минут.

Оценка «Зачет» ставится, если студент ответил на оба вопроса, владеет категориальным аппаратом по предложенной теме, может привести примеры. Студент посетил не менее 85% лекционных занятий.

Оценка «Не зачет» ставится, если студент не знает ответа на предложенные вопросы, не знает базовых определений по теме , не может ответить на дополнительные вопросы преподавателя.

Использование каких-либо дополнительных источников на любых носителях информации во время устного зачета запрещается. За пользование какими-либо источниками студент удаляется с зачета, в ведомость выставляется оценка «не зачет».

Предполагаемая продолжительность проведения зачета – 3 часа.

Для допуска к зачету студенту, принявшему участие менее чем в 50 % лекционных занятий, необходимо подготовить письменные сообщения и презентации в Power Point, охватив при этом не менее половины изучаемых тем.

Список обязательной литературы

1.Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология. М., 2010.

2.Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов /Под ред. А.П. Садохина. – М., 2003.

3.Гудков Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. М., 2003.

4.Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2000.

5.Средства массовой информации постсоветской России: учеб. пособие / под ред. Я. Н. Засурского. М., 2002.

6.Кастельс М. Коммуникация, власть и контр-власть в сетевом обществе//Социологический ежегодник, 2010.

7.Хофстеде Г. Организационная культура. М., 2008.

Список дополнительной литературы

1.Мартынов Б.Ю. Многополярный или многоцивилизационный мир? // Международные процессы. Том 7. Номер 3 (21). Сентябрь–декабрь 2009. URL: www.intertrends.ru/twenty-first/014.htm

2.Де Монбриаль Т. Мир стал многополярным, разнородным, глобальным. // Международные процессы. Том 7. Номер 3 (21). Сентябрь-декабрь 2009. URL: www.intertrends.ru/twenty-first/006.htm

3.Валлерстайн И. Постамериканский период мировой истории // Международные процессы. Аналитические призмы, 2009. URL: www.intertrends.ru/twenty-first/007.htm

4.Дюк Д. Еврейский вопрос глазами американца. М.: 2001. URL: read24.ru

5.Холл Э. Как понять иностранца без слов. М.: 2002.

6.Льюис Р. Деловые культуры в международном бизнесе. М.: Дело, 2001.

7.Крашенинникова В.Ю. Россия и Америка. Холодная война культур. М., 2007.

8.Николаева Ю.В. Исторические корни этнических стереотипов: Россия и русские н. XIX в. в записках французских современников.// Вестник Санкт – Петербургского университета. Серия 6. Выпуск 3 (№ 22). СПб.: изд. СПбГУ, 2003. 9.Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество, культура. — М.: ГУ ВШЭ, 2000.

10.Многоликая глобализация / Под. ред. П. Бергера и С. Хантингтона; пер. с англ. В.В. Сапова под ред. М.М. Лебедевой. — М.: Аспект Пресс, 2004.

11.Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. М.: Либроком, 2010. 360 с.

.12.Шарков Ф. И. Коммуникология: социология массовой коммуникации. М.: Дашков и К°, 2010. 318с.

13.Алексаньян Н. К. Сущность социальных трансформаций современного общества под влиянием средств массовой коммуникации. Краснодар: ХОРС, 2009. 52с.

Перечень иных информационных источников

crossculture.ru Материалы сайта Международного Центра Кросс-культурных Коммуникаций

www.risa.ru «Космополис»

www.globalaffairs.ru «Россия в глобальной политике»

www.intertrends.ru «Международные процессы»

pubs.carnegie.ru «Pro et Contra»

www.politstudies.ru «Полис»

www.inion.ru/product/eurosec/Home_ES.htm «Европейская безопасность»

www.expert.ru «Эксперт» (Экономика, политика, МО, публицистика)

www.philosophy.ru «Вопросы философии»

www.hse.ru Журналы ВШЭ

ons.rema.ru «Общественные науки и современность»

www.foreignaffairs.org Foreign Affairs

www.foreignpolicy.com Foreign Policy

 просмотров: 208 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru