Бакалавриат. Международная журналистика
Очная форма обучения. 3 курс

Городская культура и стиль жизни: журналистский контекст
3 февраля 2019
Преподаватель: Марьина Людмила Петровна,кандидат социологических наук, доцент
Кафедра: теории журналистики и массовых коммуникаций

План лекционных занятий

13 февраля.Культура городского пространства и динамикастиля жизни. Теоретико-методологические подходы изучения городской культуры и стиля жизни. Культура как специфическое системное образование. Социокультурная динамика в условиях культурологического плюрализма. Журналистика в контексте культуры: динамика смыслов.

План семинарских занятий

20 февраля.Культурная среда города в контексте глобализации: журналистский взгляд. Город и повседневность. Коммодификация повседневной жизни и развитие индустрии развлечений: от кинотеатров и универмагов кторгово-развлекательным центрам. Уличное искусство как активная практика коллективного обитания. Специфические субъекты модерного города: фланер и коллектив. Культура повседневности в современных СМИ.

27 февраля.Эстетикагородской жизни.Город как источниквизуального удовольствия. Технологиисоздания иллюзии красоты, стильности, эксклюзивности. Реклама и брэндинг, дизайн как приемы эстетизации городской жизни. Эстетика праздничного оформления городов. Влияние массмедиа нафантасмагорию, создающую оптическую иллюзию красоты городской среды.

06 марта.Город какцентр отношенийприроды и культуры.Трансформации городов: урбанистическая и социальная теории. Город как соединение человеческих, природных, технических «агентов».Исторический город как объект наследия в материалах журналистов. Анализ журналистских материалов, посвященныхсохранениюприродной икультурной среды мегаполиса.

13 марта.Креативный город и СМИ. Креативные индустрии современного города. Интерактивность оформления выставок и уличного пространства. Массмедиао классике и авангарде в залах Эрмитажа.Шопинг как вариант досуга в современном городском пространстве. Перформативное пониманиегородской культуры. Предметный мир мегаполиса и спецификаего освещенияв СМИ.

20 марта. Информационныетехнологии всовременном городе и ихпопуляризация в СМИ.Специфика информации в социокультурныхкоммуникациях.Культурные вызовы техногенной цивилизации, их продвижение в СМИ. Световые и лазерные технологии воформлении городского пространства. Популяризация праздника «Алые паруса» в Санкт-Петербурге средствами массовой информации. Реклама вконтексте информационных технологий современного города. Информационные технологии в создании праздничного настроения в среде мегаполиса: аналитическая работа в форме презентации.

27 марта. Семиотика культурногопространства мегаполиса и его отражениев СМИ.Научные концепции семиотики в раскрытии сущности городской культуры.Семиотика пространства мегаполиса, формирующаяся под воздействием сетевых СМИ. Образцы кич, мид. арт-культуры в СМИ.Семиотика туристического Петербурга в СМИ. Тематические доминанты современных СМИ как отражение семиотики культурного пространства мегаполиса. Семиотика торгово-развлекательных центров: журналистский контекст.

03 апреля. СМИ и виртуализациясоциокультурногопространства мегаполиса:теорияигры.СМИ как субъект и объект виртуализации пространства мегаполиса.Сетевая культура и современная социокультурная динамика: общество « спектакля». Теория игры:театр и СМИ. Виртуальный мир учреждений культуры: музеи, выставки, театральные постановки. Детский досуг в городском пространстве: традиции и современность.

10 апреля.Драматургические перспективыв социокультурныхкоммуникациях.Социальная драматургия И. Гофмана как теоретико-методологическая основа социокультурных коммуникаций. Творческая встреча с режиссерами и администрацией Новой сцены Александринского театра «Документальный спектакль – драматургия в жизни и на сцене» (отчет в форме презентации или фоторепортажа). Квэст как форма организации досуга: журналистский контекст. Рекламное продвижениеспециалистов, создающих социальные образы и формирующие впечатление: стилисты, модельеры, дизайнеры, косметологи, политтехнологи, PR-специалисты.

17 апреля. Стиль жизни мегаполиса: эстетикаинравы.Эстетическое конструирование стиля жизни СМИ. Продвижение гедонистических ценностей массовой культуры. Виртуализация жизни: интернет-услуги. Эстетизация облика людей и предметов. Анализ глянцевых изданий, формирующих стиль жизни ( по выбору слушателя, отчет в форме презентации).

24 апреля.Новыекоммуникационные каналыкультурной информации:диалогичность взаимодействия.Переход от традиционных СМИ к новым. Электронная журналистика: перспективы развития. Феномен «цифровой» культуры. Участие в ежегодном Дне мецената и освещение его идей в рубрике «Арт-клуб» сайта Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ или городских СМИ. Творческая встреча в медиацентре Новой сцены Александринского театра (отчет в форме презентации или фоторепортажана сайте ВШЖиМК Санкт-Петербургского государственного университета).

01 мая.Технологии ток-шоу в контексте культурных коммуникаций. Ток-шоу как феномен современных культурных коммуникаций мегаполиса. Маскарадность городских праздников в Санкт-Петербурге, их освещение в СМИ. День города, Новый год, Масленица: участие в праздниках и создание журналистских текстов (жанр по выбору). Анализ жанра ток-шоу на телевидении (например, кулинарные) и в массмедиа (отчет в форме презентации). Сэлфи как игровое освоение культурного пространства.

08 мая. Субкультуры современного города: взгляд журналиста. Субкультуры мегаполиса: специфика освещения в СМИ. Молодежная субкультура, этническая, детская и религиозная. Участие журналистов в формировании толерантности социокультурного пространства мегаполиса. Жанровое своеобразие освещения субкультур: массовые, общественно-политические, деловые, детские СМИ. Презентация освещения одной из субкультурв СМИ (по выбору слушателя спецсеминара).

15 мая. Арт-журналистика и культурная жизнь: опыт коммуникации.Встреча со специалистами молодежного отдела Александринского театра «Арт-журналисты в массмедийном пространстве: ожидания театра и зрителей». Знакомство с ведущими арт-журналистами, освещающими культурную жизнь Санкт-Петербурга. Подготовка презентации «Арт-журналистика в лицах».

29 мая. Фестивали и форумыкак форма межкультурной коммуникации: специфика освещения в СМИ.Традиции фестивального движения. Театральные и музыкальные фестивали Санкт-Петербурга, их продвижение в СМИ. Международный театральный фестиваль «Александринский»и музыкальныйфестиваль «Серебряная лира» в контексте межкультурных коммуникаций Санкт-Петербурга. Участие в волонтерском движении форумов и фестивалей (отчет в форме презентации или журналистского текста для СМИ, в том числе, электронных ресурсов).

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Данный вид работы не предусмотрен.

Внутрисеместровый контроль

Контроль осуществляется с применением условно-зачетной системы (максимальное количество баллов – 100). Учитывается количество посещенных культурных мероприятий(5 баллов –за одно мероприятие, максимально – 50 баллов; 10 баллов – за опубликованную работу, в том числе, винтернет-изданиях, 5 баллов – за неопубликованный материал).

Форма отчетности – творческие работы в количестве 5-8 (жанр по выбору слушателя)опосещениикультурных учреждений Санкт-Петербурга изнакомствас уличным искусством города. Материалы о занятиях в культурном пространствеСанкт-Петербурга: музеи, театры, выставочные залы, кинотеатры генеральныерепетицииАлександринского театра, участие в городских фестивалях, праздникахв форме отзывов, рецензий, фоторепортажейна конкурсной основеразмещаютсяна сайте Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ, рубрика «Арт-клуб».

Пропущенные аудиторные и выездные занятия на площадках городских учреждений культуры компенсируются презентацией по заявленной теме.

Вопросы к зачету

1. Культурные коммуникации в современном городе: журналистский контекст.

2. Стиль жизни мегаполиса: эстетика и нравы.

3. Культурная идентичность мегаполиса и ее отражение в СМИ.

4. Ценностные ориентиры мегаполиса вСМИ.

5. Плюрализм субкультур современного мегаполиса.

6. Культурная среда мегаполиса в контексте глобализации.

7. Креативный город и креативные индустрии.

8. Предметный мир мегаполиса и его освещение в СМИ.

9. Эстетика повседневного в городской жизни.

10. Город как центр отношений природы и культуры.

11. Сетевая культура и современная социокультурная динамика СМИ.

12. Информационные технологии в современном городе.

13. Перформативное понимание городского пространства.

14. Ток-шоу как феномен современных культурных коммуникаций мегаполиса.

15. Театральные и музыкальные фестивали в контексте межкультурных коммуникаций.

16. Тенденции развития детских СМИ: опыткоммуникации.

17. Культура повседневности в современных СМИ.

18. Компьютерный дизайн в оформлении городского пространства.

19. Журналистика как популяризатор культурного наследия.

20. Молодежная субкультура в СМИ.

21. Арт-журналистика и культурная жизнь мегаполиса.

22. Семиотика туристического Петербурга в СМИ.

Критерии оценки

Зачет проводится в устной форме. Студент может получить зачет по итогам внутрисеместровой (текущей учебной) работы при достижении следующих результатов:

• посещаемость занятий, участие в групповой работе на занятиях с элементами активных (интерактивных) форм обучения с последующей отчетностью в форме творческих работ о посещении учреждений культуры – 50 баллов;

• выступление на семинаре с докладом в форме презентации: не менее двух раз – 20 баллов или публикационная активность – 50 баллов;

• отчетность по курсовому исследованию на каждом практическом занятии, отраженная в плане.

Если по итогам внутрисеместровой работы студент набирает менее 100 баллов, проводится устныйопрос на зачете.

Количество вопросов варьируется от 1 до 3 (в зависимости от дискуссионной, творческой, публикационнойактивности, своевременной отчетности о проделанной работе в течениисеместра):

• 1 вопрос – до 80 баллов: оригинальные творческие работы,опубликованные в СМИ, в том числе, в интернет-изданиях;

• 2 вопроса – до 50 баллов: активность в посещении учреждений культуры, оригинальные творческие работы;

• 3 вопроса – свыше 30 баллов: низкий уровень творческих работ, отсутствует дискуссионная и публикационная активность.

На подготовку ответапредоставляется 20 -25 минут.

Предполагаемая продолжительность проведения зачета – 2 часа.

Пример тестового задания / Типовые вопросы

Не предусмотрены.

Список обязательной литературы

1. Блохин И. Н. Личность в пространстве массовой коммуникации: начала ролевого анализа. Монография. СПб.: SCIENTIA, 2016. -360 с.

2. Марьина Л. П. Журналистика и культура: динамика взаимодействия. Львов: ПАИС, 2013. - 163 с.

3. Марьина Л. П.Игровые технологии всовременной журналистике: профессия и образование. Сб. материалов междунар.н.-пр. конф. «Проблемы гуманитарного образования в России: Филология. Журналистика. История// Под ред. Т. В. СтрыгинаПензенский гос. ун-т, 2016 № 4, с. 96-101.

4. Основы журналистики: учебное пособие/С. Г. Корконосенко. – М.: КНОРУС, 2016. – 271 с.

5. Современный российский медиаполис / под ред. С. Г. Корконосенко. СПб.: Филолог.фак-т, 2012.

6. Теории журналистики в России: зарождение и развитие / под ред. С. Г. Корконосенко. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014.

Список дополнительной литературы

1. Александер Дж. Смыслы социальной жизни: Культурсоциология /пер. с англ. Г. К. Ольховикова под ред.Д. Ю. Куракина. М., 2013.

2. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М., 2006.

3. Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М., 1994

4. Блохин И. Н. Журналистика в этнокультурном взаимодействии: учебное пособие. СПб., 2013.

5. Бодрийяр Ж. Общество потребления / Пер. с фр. Е. А. Самарской. М., 2006.

6. Бурдье П. О телевидении и журналистике: пер. с фр. М., 2002.

7. Василькова В. В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. Синергетика и теория социальной самоорганизации. СПб., 1999.

8. Вебер М. Критические исследования в области наук о культуре // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

9. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М., 2002.

10. Докучаев И. И. Ценность и экзистенция: основоположения исторической аксиологии культуры. СПб., 2009.

11. Ерофеева И. В. Аксиология медиатекста в российской культуре (ценностная рефлексия журналистики начала 21 века). Чита, 2009.

12. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А. Г. Качкаевой. М., 2010.

13. Журналистика. Общество. Ценности: колл.монограф. / ред.-сост. В. А. Сидоров. – СПб., 2012.

14. Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М., 2006.

15. Коломиец В. П. Медиасреда и медиапотребление в современном российском обществе // Социс, 2010, № 1, с. 58-66.

16. Корконосенко С. Г. Введение в журналистику: учебное пособие. М., 2011.

17. Корконосенко С. Г. Медиаполис: новая среда для медиаличности // Медиа- и информационная грамотность в обществах знания; сост. Е. И. Кузьмин А. В. Паршакова. –М., 2013, с.146-156.

18. Культурология: история мировой культуры: учебник для студ. Вузов / под ред. Н. О.Воскресенской. – 2-е изд., стереотип. – М., 2008.

19. Кузнецов М. М. Опыт коммуникации в информационную эпоху. Исследовательские стратегии Т. В. Адорно и М. Маклюэна. М., 2011.

20. Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка // Раздумья о России. – СПб. 1999.Лотман Ю. М. Семиосфера. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. СПб., 2004.

21. Марков Б. В. Культура повседневности: учебное пособие. СПб., 2008.

22. Марьина Л. П. Отражение культурной жизни мегаполиса в СМИ: учебно-методический комплекс. СПб., 2009.

23. Мар’їна Л. П. Сучасна журналістика і культура: спільність генезисуВісник Львівського ун-ту. .Журналістика, Львів, 2011.

24. Марьина Л. П. Социокультурная динамика СМИ: поиск новой эпистемологии//СМИ в современном мире. Петербургские чтения: материалы 53-й межд. научню.-практ. конф. СПб. 2014.

25. МарьинаЛ. П.Арт-журналистикав современном социокультурном пространстве: proetcontro //Журналистика в 2013 году: регионы в российском медиапространстве. Сб. материалов межд. Научно-практ. конференции. М., 2014.

26. Марьина Л. П., ЧжанЦитун. Историческоевремя и национальныетрадиции в журналистикеКитая // Векинформации./Дни философии -2017.Журналистика 21 века: в координатах историческоговремени / ред.-сост. А. Н. Гришанина,С. Г. Корконосенко, СПб., 2018,№ 1, с. 234-243.

27. Марьина Л. П. Культурология журналистики: генезис современной науки // SciencesofEurope.Praha, CzechRepublic, 2018, № 29/3, с. 3-8.

28. Михалева К.Ю. Молодежные субкультуры и высокая мода//Социология. 2005. №3-4, с.119-130.

29. Петров М. А. Симультанность в искусстве. Культурные смыслы и парадоксы. М., 2010.

30. Постмодернизм: энциклопедия. Минск 2001.

31. Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание.М., 2003.

32. Российский гуманитарный энциклопедический словарь. СПб., 2002.

33. Руднев В. П. Словарькультуры 20 века. М., 1999.

34. Солганик Г. Я. Толковый словарь : язык газеты, радио, телевидения. М., 2008.

35. Средства массовой информации России : учеб.пособие / под ред. Я. Н. Засурского. 2-е изд., испр. и доп. М., 2011.

36. Теории журналистики в России: зарождение и развитие / под ред. С. Г. Корконосенко. СПб., 2014.

37. Maryina L. P. Talk show as a modern cultural phenomenon// GlobalSciences of Europe, Praha,2016, p. 90-91.

38. Maryina L. P. Global communications and mass media: performativity of epistemology// Sciences of Europe, Praha, Czech Republic, 2017, VOL. 2, № 21, P. 3-5.

39. Maryina L. P. Game technologies in media China: national specification//Scitechnology. Riga, 2018, № 12, p.3-4.

40. Maryina L. P. The new methodology of modern journalist education: performativity//Вісник Львівського університету. Серія Журналістика, 2018, вип. 43, с. 268-272.

Перечень иных информационных источников

1. Журнал социологии и социальной антропологии (ЖССФ). URL://http jourssa.ru

2. Научная электронная библиотека e-library.URL: http// elibrary.ru.

3. Социологический журнал. URL: http// isras.ru/Sociological-magazine.html

4. Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». URL:http://ecsocman.hse.ru.

5. Историческая психология и социология истории. URL: http:// elibraryru.

6. Официальный сайт Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям - www.fapmc.ru/rospechat.html

7. Официальный сайт Национальной ассоциации телерадиовеещателей - www.nat.ru

8. Официальный сайт специализированного китайского журнала: xwdk.chinajournal.net.cn (Journalofnewsresearch).

9. Электронные ресурсы научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ cufts.library.spbu.ru

 просмотров: 195 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru