Бакалавриат. Международная журналистика
Очная форма обучения. 2 курс

Профессиональная культура журналиста-международника
7 февраля 2019
Преподаватель: Смолярова Анна Сергеевна, кандидат политических наук
Кафедра: международной журналистики

План лекционных занятий

13 февраля. Составляющие профессиональной культуры журналиста

20 февраля. Формирование национальной журналистской культуры

6 марта. Профессиональное сообщество журналистов

13 марта. Этические нормы и профессиональные стандарты: взаимодействие в регулировании профессиональной деятельности

20 марта. Этикет, дипломатия и деловая переписка в работе журналиста-международника

27 марта. Международное законодательство и международная журналистика

План семинарских занятий

3 апреля. Профессиональная культура журналистов в разных странах

10 апреля. Этические конфликты в работе журналиста-международника

17 апреля. Этические кодексы и законодательство о СМИ: сравнительный анализ.

24 апреля. Глобальная журналистика и задачи журналиста-международника

8 мая. Межкультурная коммуникация: особенности работы журналиста

15 мая. Права человека и деятельность журналиста-международника

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Деловая игра «Общественная коллегия по жалобам на прессу»

Внутрисеместровый контроль

Для получения зачета студенту необходимо

1. представить результаты самостоятельной работы по методическим материалам в форме презентации на семинаре,

2. выполнить контрольную работу «Дискуссия о профессиональной этике в журналистском сообществе»,

3. принять активное участие в деловой игре.

Минимальное количество презентаций зависит от размера семинарской группы. Подготовка презентаций по выбранной теме ведется в группах из 3-4 человек. Задание оценивается по таким критериям, как мастерство презентации, глубина анализа, четкость ответов на вопросы.

Контрольная работа «Дискуссия о профессиональной этике в журналистском сообществе» представляет собой аналитическую работу студента над заданной темой, результатом которой выступает научная статья объемом до 10 тысяч знаков. В структуру статьи должны быть включены краткий теоретический обзор научных публикаций по заданной теме, анализ кейса – публичной дискуссии о нарушении/соблюдении профессиональной этики (страна по выбору), выводы, список литературы (50% источников должны быть опубликованы в последние пять лет, не менее 30% источников - на английском или другом иностранном языке). Оформление статьи согласно ГОСТ 7.0.5-2008. Подготовленные научные статьи загружаются в BlackBoard в раздел «Обсуждения» для обеспечения доступа к подготовленным документам всех студентов. Студенты готовят рецензии на работы других студентов и представляют их в ходе аудиторной контрольной работы. Готовая рецензия должна быть предоставлена автору научной статьи не позднее чем за 3 дня до даты, на которую назначена контрольная работа.

Деловая игра «Общественная коллегия по жалобам на прессу» включает в себя анализ кейса, по которому Общественная коллегия по жалобам на прессу уже вынесла решение. Группа делится на несколько команд (жюри, представители истца, представители ответчика, эксперты) и проводит заседание коллегии по предоставленному преподавателем кейсу. Игра завершается обсуждением выдвинутых аргументов и принятого решения коллегии.

Вопросы к зачету

1. Понятие «профессия» в применении к журналистскому сообществу. Основные теоретические подходы.

2. Устоявшиеся значения понятия «профессиональная этика».

3. Понятие «журналистская культура»: составляющие, факторы формирования, проявления в профессиональной деятельности.

4. Особенности национальной журналистской культуры (страна по выбору).

5. Развитие профессиональной этики журналистского сообщества: факторы и основные этапы.

6. Сходства и различия в подходах к профессиональной этике в современном мировом журналистском сообществе.

7. Сравнительный анализ этических кодексов и законодательного регулирования (страна по выбору).

8. Профессиональные нормы, регулирующие отношения журналиста с аудиторией.

9. Профессиональные нормы, регулирующие отношения журналиста с источниками информации.

10. Профессиональные нормы, регулирующие отношения журналиста с действующими лицами публикаций.

11. Профессиональные нормы, регулирующие отношения журналиста с коллегами.

12. Трансформация этических норм в современных условиях.

13. Профессиональная культура журналиста как фактор предотвращения профессионального риска.

14. Профессионально-этические дилеммы в деятельности журналиста-международника.

15. Этические дилеммы в освещении терроризма.

16. Зависимость профессиональных стандартов СМИ от потребностей аудитории.

17. Инструменты саморегулирования журналистского сообщества.

Критерии оценки

Форма проведения зачета – письменная.

Зачет складывается из совокупности письменных работ, указанных в разделе «Формы текущего контроля».

Для получения зачета студенту необходимо набрать 80 баллов, которые складываются из баллов, полученных за выполненные задания в течение семестра и в ходе устного зачета.

За выполнение контрольной работы студент получает

40 баллов, если в статье полностью раскрыта поставленная проблема, проведен оригинальный анализ по выбранной стране, статья соответствует требованиям РУПД и УММ.

30 баллов, если в анализе в основном использованы вторичные источники, представлен неполный теоретический обзор, или статья не полностью отвечает требованиям РУПД и УММ.

20 баллов, если статья представляет собой компиляцию теоретических источников и описание документов, регулирующих деятельность журналистов в выбранной стране.

10 баллов, если контрольная работа выполнена с грубыми нарушениями требований РУПД и УММ как в отношении содержания, так и оформления.

За подготовку презентации студент получает

30 баллов, если в презентации полностью и структурировано раскрыта выбранная тема, проведен оригинальный анализ кейсов, статья соответствует требованиям РУПД и УММ.

20 баллов, если в презентации представлен описательный подход, или презентация не полностью соответствует требованиям УММ.

10 баллов, если презентация выполнена с грубыми нарушениями требований УММ как в отношении содержания, так и оформления.

За участие в деловой игре студент получает

30 баллов, если студент занимает ведущую позицию в ходе деловой игры (спикер от команды, автор резолюции).

20 баллов, если студент принимает активное участие в действиях команды.

10 баллов, если студент участвует в работе команды формально, не вносит собственных предложений в ходе работы, не проявляет себя во время прений и заключительной дискуссии.

Если студент набрал за выполненные задания менее 80 баллов, ему необходимо подготовить эссе на одну из тем, предложенных преподавателем к зачету, объемом не менее 5000 знаков. Эссе должно быть хорошо структурировано, тезисы – аргументированы и проиллюстрированы примерами из профессиональной практики.

Список обязательной литературы

1. Профессиональная этика журналиста : учебник / Г. В. Лазутина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2013.

2. Этика массовых коммуникаций: опыт и научные исследования в России и Германии: материалы междынародного семинара (3-4 октября 2013 года) / СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2013.

3. Международное право и законодательство иностранных государств о СМИ/ С. А. Михайлов, С. Б. Никонов — СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, филол. ф-т, 2012.

4. Международные стандарты профессиональной этики журналистов / Сост. А. В. Байчик, Ю. В. Курышева, С. Б. Никонов. — СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, Высш. шк. журн. и масс.коммуникаций, 2012.

Список дополнительной литературы

1. Deuze, M. (2002). National News Cultures: A Comparison of Dutch, German, British, Australian and US Journalists. Journalism Quarterly 78(1), pp. 134–149. ejc.sagepub.com/content/17/2/237.full.pdf

2. Esser F., Pfetsch B., (ed.): Comparing Political Communication. Theories, Cases, and Challenges. Cambridge, 2004

3. Hanitzsch, T. (2007). Deconstructing journalism culture: Towards a universal theory. CommunicationTheory, 17

4. Hanitzsch, T. (2011). Populist disseminators, detached watchdogs, critical change agents and opportunist facilitators: Professional milieus, the journalistic field and autonomy in 18 countries. InternationalCommunicationGazette, 73(6)

5. Hanitzsch, T., Mellado, C. (2011). What Shapes the News around the World? How Journalists in Eighteen Countries Perceive Influences on Their Work. TheInternationalJournalofPress/Politics, 16

Перечень иных информационных источников

1. Worlds of Journalism. URL:http://www.worldsofjournalism.org/

2. Европейская обсерватория журналистики. URL: ru.ejo.ch

3. Журнал «Журналист». URL: jrnlst.ru

4. Сайт Общественной коллегии по жалобам на прессу. URL: presscouncil.ru

 просмотров: 584 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru