Бакалавриат. Журналистика
Очно-заочная форма обучения. 3 курс

Курсовая работа по спецсеминару "Иллюстрация в дореволюционной журналистике России"
6 февраля 2019
Преподаватель: Сонина Елена Сергеевна, кандидат филологических наук, доцент
Кафедра: истории журналистики

График работы над курсовой

Первая неделя. Рекомендации по выбору тем курсовых работ.

Вторая неделя. Обсуждение выбранных тем, структуры курсовых работ.

Третья неделя. Работа над историографией. Обсуждение плана курсовых работ.

Четвертая неделя. Работа над историографией. Работа в библиотеках.

Пятая неделя. Работа в библиотеках, консультации. Написание чернового варианта введения.

Шестая неделя. Работа в библиотеках, консультации.

Седьмая неделя. Работа в библиотеках, консультации.

Восьмая неделя. Работа в библиотеках, консультации. Написание основной части курсовой.

Девятая неделя. Написание основной части курсовой.

Десятая неделя. Написание финального варианта введения, заключения. Методическая помощь в разрешении спорных моментов курсовых работ.

Одиннадцатая неделя. Оформление списка использованных источников и литературы. Методическая помощь в разрешении спорных моментов курсовых работ.

Двенадцатая неделя. Обсуждение черновых вариантов курсовых работ.

Тринадцатая неделя. Обсуждение черновых вариантов курсовых работ.

Четырнадцатая неделя. Обсуждение хода защиты курсовых работ.

Рекомендуемые примерные темы курсовых работ (период, издания, персоналии уточняются с преподавателем).

1. Взаимосвязь отечественной и иностранной журнально-газетной иллюстрации XVIII–XX веков.

2. Вклад русских художников (А.Г. Венецианова, Н.А. Степанова, В.Ф. Тимма и пр.) в становление русской журнально-газетной иллюстрации.

3. Газетные и журнальные художники дореволюционной России: забытые имена.

4. Рисунок на страницах дореволюционной журналистики России.

5. Фотография на страницах дореволюционной журналистики России.

6. Карикатура на страницах дореволюционной журналистики России.

7. Схемы, карты, чертежи на страницах дореволюционной журналистики России.

8. Зарождение инфографических приемов в дореволюционной журналистике России.

9. Оформление рекламных полос на страницах дореволюционной журналистики России.

10. Оформление приложений, прибавлений, премий, вклеек в дореволюционной журналистике России.

11. Визуальные способы привлечения читательского внимания в дореволюционной журналистике России.

12. Иллюстрированные приложения дореволюционной журналистики России.

13. Верстка и формат дореволюционных изданий России.

14. Шрифтовое разнообразие дореволюционных изданий России.

15. Связь книжной и журнально-газетной иллюстрации дореволюционной России.

16. Прижизненная иконография издателя, редактора, журналиста.

17. Художественные приемы дореволюционной журнально-газетной иллюстрации.

Текущая аттестация

На первом занятии студентам объясняются предстоящие задачи в связи с подготовкой курсовой работы, определяется график консультаций студента с научным руководителем. Студенты имеют возможность обсудить черновые варианты курсовых работ с преподавателем задолго до сроков сдачи. За неделю до официального дня защиты курсовые должны быть сданы в бумажном и электронном форматах преподавателю, в электронном виде отправлены тому из однокурсников, кто будет выступать рецензентом данной работы.

Критерии оценки (курсовая работа)

Курсовая работа состоит из традиционных частей: введение, главы, заключение, список использованных источников и литературы, приложения (если нужно). Самые концептуальные части – введение и заключение. Во введении объясняются выбор объекта и предмета исследования, его хронология, историография и источники, актуальность данного труда, ставятся цель и задачи работы, раскрываются применяемые методы, называется структура работы. Заключение подводит итоги сделанному и определяет перспективы на будущее. Список использованных источников и литературы должен иметь обязательное членение (Источники: законы, мемуары, письма, архивы, периодическая печать. Литература: книги, статьи, диссертации/авторефераты, учебные пособия, справочные издания, электронные источники). В курсовой работе, как в любом научном труде, обязательна система аргументации и цитирования. Плагиат недопустим.

На защите курсовых работ сначала выступает автор данного труда с кратким рассказом о предмете и хронологии исследования, его цели и задачах, трудностях в работе и выводах. Затем однокурсниками задаются вопросы (если возникнут) по теме курсовой, выступает рецензент курсовой (студент) с рассказом о достоинствах и недостатках работы и научный руководитель (преподаватель). Защищающийся произносит заключительное слово, на этом защита курсовой работы закончена. Наличие электронной презентации в ходе защиты курсовой работы желательно. Оценка курсовой работы ставится преподавателем. Пересдача курсовых работ, получивших неудовлетворительную оценку, возможна – при исправлении указанных недостатков – в установленные деканатом сроки.

Оценка «Отлично» ставится, если курсовая работа выполнена и защищена в установленные сроки, написана самостоятельно. В работе аргументировано излагается суть проблемы, правильно используется цитирование, автор ориентируется в историческом контексте и демонстрирует хорошее знание периодической печати выбранного периода. Подобранный визуальный ряд (описание либо воспроизведение его) сопровождается грамотным историческим и искусствоведческим анализом.

Оценка «Хорошо» ставится, если курсовая работа выполнена и защищена в установленные сроки, написана самостоятельно. В работе излагается суть проблемы, используется цитирование, автор ориентируется в историческом контексте и демонстрирует знание периодической печати выбранного периода. Подобранный визуальный ряд (описание либо воспроизведение его) сопровождается историческим и искусствоведческим анализом.

Оценка «Удовлетворительно» ставится, если курсовая работа выполнена и защищена в установленные сроки, написана самостоятельно. В работе смутно, но излагается суть проблемы, используется чрезмерное цитирование, автор слабо ориентируется в историческом контексте. Подобранный визуальный ряд (описание либо воспроизведение его) не сопровождается анализом.

Оценка «Неудовлетворительно» ставится, если курсовая работа выполнена позже установленных сроков, написана не самостоятельно, в тексте присутствует плагиат. В работе не излагается суть проблемы, не используется либо неграмотно используется цитирование, автор не ориентируется в историческом контексте. Визуальный ряд (описание либо воспроизведение его) отсутствует.

Список обязательной литературы

1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.

2. Бергер А. А. Видеть – значит верить. Введение в зрительную коммуникацию, 2-е издание / Пер. с англ. М., 2005.

3. Воронкевич A. C. Иллюстрированные еженедельники в России (1808–1904). Метод, указания к спецсеминару по истории рус. журналистики. М.,1985.

4. Газетная и журнальная иллюстрация. Материалы научной конференции. СПб., 2014.

5. История газетно-журнальной иллюстрации. Сборник статей. Ч.I, II / Сост.: О. Н. Ансберг, Е. С. Сонина. СПб., 2016.

6. Киселев А. П. История оформления русской газеты (1702–1917 гг.). М., 1990.

7. Мазур Н. Н. Исследования визуальной культуры: история и предыстория // Искусствознание. 2018. № 1. С. 10–51.

8. Рожнова О. И. История журнального дизайна. М., 2009.

9. Фрост К. Дизайн газет и журналов / пер. М. В. Лапшинов. М., 2012.

10. Эстетика журналистики / под ред. М. А. Бережной. СПб., 2018.

Список дополнительной литературы

1. Айнутдинов А. С. О феномене изображения в прессе (к методологии познания) // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 30 (168). Филология. Искусствоведение. Вып. 35. С. 5–10.

2. Алексеева А. Н. Василий Федорович Тимм и русская журнальная графика второй половины XIX века. Автореферат канд. дисс. СПб., 2002.

3. Ансберг О. Н. Жизнь Петербурга в иллюстрациях городских газет. Конец XIX — начало XX в. СПб., 2011.

4. Верещагин В. А. Русская карикатура. В 3 тт. СПб., 1911-1913.

5. Верещагин В. А. Русские иллюстрированные издания XVIII и XIX столетий. СПб., 2013.

6. Вишленкова Е. А. Визуальное народоведение империи, или «Увидеть русского дано не каждому». М., 2011.

7. Воронов Н. В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. В 2-х тт. М., 2009.

8. Глинтерник Э. М. Реклама в России XVIII – первой половины XX века. СПб., 2007.

9. Каск А. Н. Жанровая структура, сюжетика, эстетика журнальной иллюстрации в России XVIII – XIX вв. Автореф. канд. дисс. М., 2011.

10. Каск А. Н. Русская журнальная иллюстрация XIX века: методика систематизации // Вестник Моск. ун-та. Серия 10. Журналистика. 2014. № 4. С. 22–40.

11. Колоницкий Б. И. «Трагическая эротика»: образы императорской семьи в годы Первой мировой войны. М., 2010.

12. Корнилова В. В. Детские иллюстрированные журналы в художественной жизни Петербурга – первой половины XX века: типология и эволюция. Автореф. канд. дисс. СПб., 2002.

13. Лаптев В. В. Изобразительная статистика. Введение в инфографику. СПб., М., 2012.

14. Луковская М. А. Иллюстрация в ежедневной петербургской газете XIX века // возникновение и развитие // Век информации. 2015. № 3. С. 59–61.

15. Мир образов, образы мира: антология исследований визуальной культуры. Учебное пособие /Составитель, редактор переводов, автор вступительной статьи, биографических очерков и примечаний Н. Н. Мазур. СПб., М., 2018.

16. Миролюбива Г. А. Русская литография. 1810-е–1890-е гг.: очерки истории, мастера, печатные центры, изд-ва. М., 2006.

17. Нехорошева И. Г. Графическое оформление первых русских журналов мод в последней четверти XVIII века. Автореф. канд. дисс. СПб., 1999.

18. Никитин В. А. Рассказы о фотографах и фотографиях. Л., 1991.

19. Оче-видная история. Проблемы визуальной истории России XX столетия. Сборник статей. Челябинск, 2008.

20. Россия в Великой войне 1914-1918 годов. Образы и тексты / под общ. ред. А. К. Сорокина, А. Ю. Шутова. М., 2014.

21. Смородина В. А. Документальная фотография в российских иллюстрированных изданиях периода Первой мировой войны. 1914–1917. Автореф. канд. дисс. СПб., 2000.

22. Стернин Г. Ю. Очерки русской сатирической графики. М., 1964.

23. Тулупов В. В. Изобразительная журналистика в газете. Воронеж, 2012.

24. Успенский В. М., Россомахин А. А., Хрусталев Д. Г. Имперский шаг Екатерины. Россия в английской карикатуре XVIII века. СПб., 2016.

25. Феноменология смеха: карикатура, пародия, гротеск в современной культуре: сборник статей. М., 2002.

26. Чаушанский Д. Н. Начало журнального художественного репортажа на западе и в России // Книга. Исследования и материалы, Т.2. М., 1960. С. 209–237.

27. Черняков Б. И. Изобразительная журналистика в печатных средствах массовой информации (От возникновения до середины XIX столетия). Автореф. канд. дисс. Киев, 1998.

28. Чичикина Н. Д. Искусство газетной графики. М., 1982.

29. Швыров А. В. Иллюстрированная история карикатуры с древнейших времен до наших дней. СПб., 1903.

30. Jahn H. F. Patriotic culture in Russia during World War I. Ithaca and London, 1995.

Перечень иных информационных источников

1. Библиография периодических изданий России. 1901–1916. Сост. Л. Н. Беляева и др. Л., 1958–1961 // militera.lib.ru/enc/biblio_periodika/index.html

2. Ворошилова М. Б. Политический креолизованный текст: ключи к прочтению. Екатеринбург, 2013 // politlinguist.ru

3. Европейская гравюра, ее техника и распознавание // art-con.ru

4. Информационные фонды НБ СПбГУ: www.library.spbu.ru

5. Лисовский Н. М. Библиография русской периодической печати. 1703–1900 гг. // feb-web.ru/feb/periodic/default.asp

6. Масанов И. Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. М., 1956–1960 // feb-web.ru/feb/masanov/default.asp

7. Петербург в газетных иллюстрациях. Совместный проект О. Н. Ансберг и Центра петербурговедения Городской публичной библиотеки им. В. В. Маяковского // izo.mirpeterburga.ru

8. Сатирические журналы (1905–1917) в фондах ЦСПИ // test7.dlibrary.org

9. Сопроненко Л. П., Локалов В. А. Техники черно-белой графики. Учебное пособие. СПб., 2014 // books.ifmo.ru/file/pdf/1481.pdf

 просмотров: 262 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru