Бакалавриат. Журналистика
Очная форма обучения. 4 курс

Теория и практика телерадиожурналистики
5 февраля 2019
Преподаватель: Пронин Александр Алексеевич, доктор филологических наук, доцент
Кафедра: телерадиожурналистики

Лекция 1. Научно-популярный очерк и передача на ТВ: жанры и формы (2 часа).

Популяризация науки на экране как творческая задача. История научно-популярной документалистики. Технологические и стилистические особенности научно-популярного фильма и познавательной телепередачи.

Лекция 2. Сатирические жанры (2 часа). Понятие комического. Виды сатирических произведений на отечественном радио и ТВ. Фельетон, памфлет, пародия. Способы и приемы создания комического эффекта. Современные компьютерные технологии, используемые в сатирических программах.

Лекция 3. Драматургия массового ток-шоу на ТВ («шоу отношений», игровые шоу и др.); сюжетно-композиционная структура массового ток-шоу (2 часа).

Лекция 4. Новые художественно-публицистические жанры (2 часа). Методы и приемы создания иллюзии подлинного факта или явления. Этические проблемы, возникающие при создании передачи/фильма в современной документалистике. Жанр «докуфикшен», его цель. Способы и приемы создания аудиовизуального произведения в жанре «докуфикшен». Жанр «мокьюментари», его особенности. Современные тенденции развития художественной публицистики на ТВ и радио.

План практических занятий

Занятие 1-2. Разработка тем для создания телевизионной и радиопрограммы.

Занятие 3. Определение участников, ответственных за различные аспекты студийной программы, их функций и задач.

Занятие 4-6. Подготовка сценария передачи. Подготовка текстов ведущих и иллюстративного материала.

Занятие 7. Трактовая репетиция. Проверка готовности всех компонентов передачи.

Занятие 8. Запись передачи

Занятия 9-11. Монтаж передачи.

Занятие 12. Анализ передачи.

Творческие задания обучающиеся готовят на базе УТРК «Первая линия» (при наличии возможности) или на технической базе ВШЖиМК.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Внутрисеместровый контроль

Выполнение контрольных творческих заданий согласно рабочему плану группы. Является допуском к экзамену по дисциплине.

Вопросы к экзамену

1. Научно-популярный очерк, его разновидности.

2. Популяризация науки как творческая задача: методы и приемы.

3. Жанр «докьюментари». Этические и эстетические проблемы, возникающие при работе в этом жанре.

4. Жанр «докуфикшен». Соотношение подлинного и вымышленного в жанре «докуфикшен».

5. Сатирические жанры на современном телевидении. Приемы и методы, используемые при создании телевизионного фельетона

6. Жанр мокьюментери, его особенности.

7. Метод художественной реконструкции в художественно-публицистических фильмах и телепрограммах.

8. Авторское начало в телевизионных художественно-публицистических программах.

9. Драматургия массового ток-шоу на ТВ.

10. Сюжетно-композиционная структура массового ток-шоу.

Второй вопрос в каждом билете:

Процесс подготовки теле-, радиопрограммы на примере созданной студентом учебной передачи или иной программы (сюжетов) на практических занятиях.

Требования к экзамену

Практические занятия ведут преподаватели кафедры телерадиожурналистики Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ.

Монтаж учебных программ студенты выполняют преимущественно самостоятельно в учебные часы дисциплины и / или вне учебного времени по письменным заявкам, с учетом графика работы ТРК «Первая линия» (основы записи изображения и звука, а также монтажа освоены студентами в процессе учебной дисциплины «Техника и технология СМИ»).

Критерии оценки на экзамене

Отлично – студент глубоко знает теоретический материал учебной дисциплины, может правильно и по теме подкрепить его аргументами, примерами из истории, теории и практики телерадиовещания, в ответе допускается не более 2 несущественных недочетов; практические работы выполнены на высоком уровне.

Хорошо – студент недостаточно глубоко знает теоретический материал учебной дисциплины, но может правильно и по теме подкрепить его аргументами, примерами из истории, теории и практики телерадиовещания, в ответе допускается не более 3 несущественных недочетов; практические работы выполнены на достаточном уровне.

Удовлетворительно – студент слабо и поверхностно знает теоретический материал учебной дисциплины, не может подкрепить его сильными и правильными аргументами, примерами из истории, теории и практики телерадиовещания, допускает в ответе 4 и более грубых недочетов; практические работы выполнены слабо, качество и количество работ не соответствует предъявляемым требованиям.

Неудовлетворительно – студент не ориентируется в теоретическом материале учебной дисциплины, не может подкрепить его правильными аргументами, верными примерами из истории, теории и практики телерадиовещания, допускает в ответе 5 и более грубых недочетов; практические работы не выполнены.

В экзаменационную ведомость оценка неудовлетворительно выставляется также в том случае, если студент пользуется на экзамене записями и материалами, средствами коммуникации и связи.

Список обязательной литературы

1. Ильченко С. Н. Современные аудиовизуальные СМИ: новые жанры и формы вещания. СПб, 2006

2. Лапина И.Ю. Научно-популярное телевидение: Драматургия мысли. М., 2007.

3. Лебедева Т. В. Жанры радиожурналистики. М., 2012

4. Муратов С. А. Документальный телефильм. Незаконченная биография. М., 2009.

5. Познин В. Ф. Изобразительное и звуковое решение экранного произведения. СПб, 2014.

6. Познин В. Ф. Техника и технология СМИ. Работа теле- и радиожурналиста, М.: Юрайт, 2016.

7. Пронин А. А. Телевидение как рассказчик: биографический нарратив в современной документалистике. СПб, 2016

8. Пронин А. А. Mass-док: презумпция нерративности. СПб, 2017

9. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики: Учеб. пособие для вузов. М., 2002.

10. Современные проблемы науки и журналистика : учебное пособие / сост. С. И. Сметанина. - СПб., 2012.

11. Телевизионный журналист: Основы творческой деятельности: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. М. А. Бережной. М., 2015.

Список дополнительной литература

1. Борецкий Р. А., Цвик В. Л. Жанры телевизионной публицистики.//Телевизионная журналистика. М., 1998.

2. Вакурова Н. В., Московкин Л. И. Типология жанров современной экранной продукции // media.utmn.ru

3. Вартанов А. Актуальные проблемы телевизионного творчества.

4. Васильева Т. В., Осинский В .Г., Петров Г. Н. Курс радиотелевизионной журналистики, СПб., 1987.

5. Голдовская М. Человек крупным планом. Заметки теледокументалиста. М., 1981

6. Джулай Л. Н. Документальный иллюзион. М., 2005.

7. Прожико Г. С. Концепция общего реальности в экранном документе. М., 2004.

8. Экологическая журналистика: сборник научных статей / Санкт-Петербургский государственный университет (СПб.), Факультет журналистики, 2011

Перечень иных информационных источников

asi.org.ru

pchela.ru

usinovite.ru

perspectiva-inva.da.ru

socialpolicy.ru

gks.ru

 просмотров: 227 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru