Бакалавриат. Журналистика
Очная форма обучения. 4 курс

Производственная (преддипломная) практика
6 февраля 2019
Преподаватель: Мельник Галина Сергеевна, доктор политических наук, профессор
Кафедра: цифровых медиакоммуникаций

Занятие 1. Содержание практики, индивидуальная программа (задание) для каждого обучающегося, объем отчетных материалов определяется выпускающей кафедрой, научным руководителем выпускной квалификационной работы совместно с дипломником. На консультации дается характеристика баз данных для сбора эмпирического материала: вопросы формирования банка данных для конкретного исследования, обсуждаются проблема получения первичных и вторичных данных исследования, особенностей методов получения научной информации; проблемы публикации аналитического материала. Содержание научной статьи. Знакомство с требованиями редакций периодических изданий к научным текстам.

Занятие 2. Консультирование по планированию заключительного этапа производственной практики и оценке овладения методами научного исследования и написания научных текстов. На этом этапе сведения сводятся в единый текст наработанных на предыдущих этапах материалов, формулирования выводов, оформления текста в соответствии с ГОСТ). 1 ч.

Текущий контроль

Текущий контроль представляет собой предоставление сведений о месте прохождения практики, предварительного содержательного плана ее прохождения, согласованного с научным руководителем и руководителем профиля. Местом прохождения производственной (научно-исследовательской практики) является Санкт-Петербургский государственный университет, библиотека им. А.М. Горького, технопарк СПбГУ. При необходимости сбора дополнительных эмпирических данных обучающийся может предложить иную организацию в качестве базовой для прохождения практики. В ходе текущего контроля важно:

1. определить этапы выполнения работы над ВКР, сформировать структуру работы;

2. сформировать у обучающихся навыки эмпирической интерпретации научно-исследовательской задачи, определения релевантного методологического базиса и методического инструментария ее решения;

3. обучить методам работы с библиографией, поиска и обработки эмпирической информации по выбранному направлению исследования;

4. сформировать у обучающихся умение работать в разных научных жанрах (конспект, реферативный обзор, рецензия, тезисы, материалы, статья);

5. обучить презентации результатов научно-исследовательской работы в устной форме на научных конференциях различных уровней.

План практических

Занятие 1. Подготовка аннотации в присутствии преподавателя 4 ч. Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Занятие 2. По методическим материалам 5 ч.

Требования к отчету

Для получения оценки «зачтено» обучающийся должен представить текст выпускной квалификационной работы (ВКР) для предзащиты, объемом не менее 80%.

Текст должен содержать: 1) титульный лист (соответствующий стандартным требованиям, предъявляемым к оформлению титульного листа квалификационных работ); 2) описательную часть прохождения практики, которая состоит из: введения (в нем указываются цели и задачи ВКР), описания места прохождения практики (полное название редакции, агентства, издательства, целевая аудитория, направленность, специализация СМИ и т.п.), календарного графика прохождения практики (формируется по неделям, с указанием выполненных студентом задач, составляется в виде таблицы), перечня выполненных студентом индивидуальных заданий, заключения (выводы и предложения по организации профессиональной практики). Объем описательной части — от 2 до 5 страниц формата А 4.

Материалы производственной (преддипломной) практики, прежде всего публикации, собираются обучающимися в специально предназначенную для этого папку, которая предъявляется преподавателю. Опыт прохождения практики анализируется и систематизируется в письменном отчете, который имеет статус документа и должен быть соответствующим образом оформлен. В отчете должно быть указано место прохождения практики, период, за который подготовлен отчет, обязанности, которые выполнял обучающийся.

Желательно представить свое личное впечатление о сотрудничестве с организацией, в которой проходила практика. Это может быть не только положительный опыт, но и отражены те проблемы, с которыми может встретиться практикант, что тоже имеет определенную методологическую и практическую ценность и помогает составить впечатление о сотрудничестве с потенциальным работодателем. Обучающийся должен уметь обрабатывать полученные результаты своей практической деятельности, анализировать и осмысливать их с учетом теоретических положений, почерпнутых из специальной литературы, периодики, экспертных заключений

Обучающиеся, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику вторично в свободное от учебы время или проходят практику в индивидуальном порядке.

Зачет проходит в устной форме на заседании кафедры, представляет собой собеседование по материалам, подготовленным в рамках производственной (преддипломной) практики. По итогам зачёта обучающемуся выставляется оценка.

Письменная часть зачета представляется в форме аннотации и основной части текста ВКР, устная часть – в форме публичной предзащиты диссертации на заседании кафедры цифровых медиакоммуникаций. Отчет студента сопровождается презентацией (Power-Point, Prezi, другие формы). Длительность презентации – не менее 7 минут.

Критерии оценки

Основанием для положительной оценки преддипломной практики является заключение научного руководителя выпускной квалификационной работы, сделанное на основе представленных студентом в установленные сроки текста ВКР и положительное голосование членов кафедры цифровых медиакоммуникаций.

Незачет ставится, если объем текста и приложений не достигает 80 процентов от требуемого объема диссертации, не подготовлена аннотация. Также в отчет могут быть включены прочие материалы, подготовленные в соответствии с планом прохождения практики и утвержденные научным руководителем магистранта (например публикации по теме ВКР).

Давая заключение о ВКР, научный руководитель учитывает требования, предъявляемые к ВКР государственной экзаменационной комиссией:

— практическая значимость полученных исследовательских результатов;

— самостоятельность, творческий характер;

— достоверность и научная обоснованность сделанных автором выводов и предложений;

— соответствие содержания работы теме, целям, задачам и новизне сформулированных автором выводов и предложений;

— глубина раскрытия темы и междисциплинарность подхода к рассмотрению проблемы (наличие в содержании работы анализа проблемы с позиций гуманитарных и общественных наук, управленческой, исторической, социологической, политической, экономической, юридической и других наук);

— грамотный стиль изложения, логичность, ясность языка;

— правильность оформления и полнота списка литературы и научно-справочного материала;

— использование актуальной литературы, в том числе на иностранных языках.

В процессе защиты работа оценивается по следующим критериям:

• отличается актуальностью и новизной;

• правильно определен объект, предмет и методы исследования;

• исследуемая проблема проанализирована достаточно полно и многосторонне, в соответствии с методологическими представлениями, принятыми в избранной области профессиональной деятельности, с применением соответствующих методических навыков;

• избранный для анализа материал имеет достаточный объем и позволяет сделать достоверные выводы;

• в процессе исследования получены значимые результаты;

• выводы убедительны и опираются на полученные результаты.

Оценочные средства: контрольно-измерительные материалы и фонды оценочных средств

jf.spbu.ru/upload/files/file_1480076681_8752.pdf

Рекомендуемая форма отчета о практике

1. Титульный лист.

2. Содержание отчета.

3. Введение.

4. Основные результаты практики.

5. Заключение (основные выводы и предложения).

6. Список использованных литературных источников и информационных материалов.

7. Приложения (индивидуальное задание на производственную практику, календарный график выполнения работ, дополнительные таблицы, рисунки, графики, отзыв представителя организации, если такие имеются).

Для проведения занятия необходимы: видеопроектор, ноутбук, переносной экран. В компьютерном классе должны быть установлены средства MS Office: Word, PowerPoint

Список обязательной литературы

1. Добреньков В. И. Методы социологического исследования. М., 2011.

2. Воронов В. И., Сидоров В. П. Основы научных исследований / под ред. М. А. Касаткиной. URL: abc.vvsu.ru/Books/osnnauchissl/page0001.asp

3. Исследования СМИ: методология, подходы, методы: учебно-методическое пособие. Материалы лекций для аспирантов факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова. М., 2011. URL: www.journ.msu.ru

4. Ким М. Н. Теория и практика массовой информации: учебник. СПб., 2017.

5. Мельник Г. С., Ким М.Н. Методы журналистики: учебное пособие для студентов факультетов журналистики / СПб.: Изд-во Михайлова В. А. 2008. 272 с.

6. Кравченко А. И. Методология и методы социологических исследований: учебник для бакалавров. М. : Изд-во Юрайт, 2014.

7. Котюрова М. П. Влияние некоторых черт персонального познавательного стиля на речевую индивидуальность ученого // Мысль. Текст. Стиль: сборник статей, посвящённый доктору филологических наук, профессору К.А. Роговой: сборник. СПб.: Лаборатория оперативной печати ф-та журналистики СПбГУ, 2011. 236 с.

8. Рузавин Г. И. Методология научного познания: учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. 287 с.

9. Розин В. М. Особенности дискурса и образцы исследования в гуманитарной науке. М., 2009.

10. Смирнов С. С. Моя исследовательская работа. URL: nauchkor.ru

Дополнительная

1. Алиев Т. А., Заболотская Т. А. Академические работы в вузах: практическое руководство для студентов, магистрантов и аспирантов: учебно-методическое пособие. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. 146 с.

2. Баженова Е. А. Научный текст в аспекте политекстуальности. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2001. 269 с.

3. Дмитриев Ю.А., Гутман Г.В., Краев В.Н. Бизнес – план/структура, содержание/. Методические указания к разработке. М., 2011.

4. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Методы социологического исследования : учебник. М. : Инфра-М, 2011. 768 с.

5. Котюрова М. П., Баженова Е. А. Культура научной речи: текст и его редактирование. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Флинта Наука, 2008. 279 с.

6. Основы научной речи. Для студентов нефилол. вузов / под ред. В. В. Химика, Л. Б. Волковой. СПб. : Академия филол. фак. СПбГУ, 2003. 270 с.

7. Петрова И. Н. Оформление библиографических ссылок на электронные информационные ресурсы // Вестник АлтГУ.Барнаул, 2000. URL: lib.dsn-su.ru

8. Регирер Е. И. Развитие способностей исследования. 2-е изд., испр. и доп. М. : Наука, 2003. 223 с.

9. Родионова Н. В. Методы исследования в менеджменте. Организация исследовательской деятельности. М.: ЮНИТИ, 2012. 415 с.

10. Самарцев О. Р. Творческая деятельность журналиста (очерки теории и практики): учеб. пособие / под общ. ред. Я.Н. Засурского. 4-е изд. М., 2017.

11. Францифоров Ю. В. От реферата к курсовой, от диплома к диссертации: практическое руководство по подготовке, изложению и защите научных работ / Ю. В. Францифоров, Е. П. Павлова. М., 2003.

12. Эко Умберто. Как написать дипломную работу: гуманитарные науки: учебно-метод. пособие / пер. с итал. Е. Костюкович. 3-е изд. М., 2004.

13. Яшина Л. А. Основы научных исследований. Сыктывкар, 2007. 71 с.

Перечень иных информационных источников

1. Научный парк СПбГУ - researchpark.spbu.ru

2. Ресурсы научной библиотеки им. Горького - www.library.spbu.ru

3. Российская государственная библиотека - www.rsl.ru

4. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU- elibrary.ru

5. Российская национальная библиотека - www.nlr.ru

6. Электронная библиотека кафедры международной журналистики - jf.spbu.ru/inter/4563.html

7. Электронные ресурсы научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ Регирер Е. И. Развитие способностей исследования. 2-е изд., испр. и доп. М. : Наука, 2003. 223 с.

8. Родионова Н. В. Методы исследования в менеджменте. Организация исследовательской деятельности. М.: ЮНИТИ, 2012. 415 с.

9. Самарцев О. Р. Творческая деятельность журналиста (очерки теории и практики): учеб. пособие / под общ. ред. Я.Н. Засурского. 4-е изд. М., 2017.

10. Современный медиахолдинг. Формы существования и проблемы институционализации / отв. ред. Б. Я Мисонжников. М.: изд-во «Наука», «Флинта», 2017. cufts.library.spbu.ru

11. Образовательный портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование» http:// auditorium.ru

12. Cambridge Journals Online - Cambridge University Press

Communication & Mass Media Complete - EBSCO Publishing Co.

13. East View - архив российских газет и журналов

EBSCO Publishing Co. - базы данных - EBSCO Publishing Co.

14. SCOPUS - политематическая реферативная база данных - Elsevier B.V.

15. Web of Science - Thomson Reuters

16. Web of Science Core Collection - политематическая реферативная и наукометрическая база данных - Thomson Reuters

 просмотров: 231 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru