Бакалавриат. Журналистика
Очная форма обучения. 4 курс

Методы исследования журналистики и массовых коммуникаций
3 февраля 2019
Преподаватель: Колодиев Николай Николаевич, кандидат социологических наук, доцент
Кафедра: теории журналистики и массовых коммуникаций

План лекционных занятий

Занятие 1. Журналистика и массовые коммуникации как объект исследования

Занятие 2. Методология медиаисследования

Занятие 3, 4.Опросные методы

Занятие 5, 6. Неопросные методы

Занятие 7. Описание и анализ результатов исследования

Занятие 8. Правовые и этические проблемы изучения журналистики и массовой коммуникации

План семинарских занятий

Занятие 1. Законодательство о праве на информацию.

Занятие 2. Злоупотребление свободой массовой информации.

Занятие 3. Контент-анализ.

Занятие 4. Контент-анализ сетевого паблика.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя не предусмотрена.

Внутрисеместровый контроль

Внутрисеместровый контроль не предусмотрен.

Вопросы к зачету

1. Средства массовой коммуникации как объект исследования

2. Основная проблематика медиаисследований в современной России

3. Анкетный опрос в арсенале исследователя СМИ

4. Методология медиаисследования

5. Программа исследования и ее составные части

6. Общая характеристика научных методов, их достоинства и недостатки

7. Виды и особенности интервьюирования

8. Российские исследовательские центры, специализирующиеся на изучении СМИ и их аудитории

9. Выборочный метод в исследованиях СМИ

10. Контент-анализ и его виды

11. Прессовый опрос как метод сбора информации

12. Метод экспертной оценки

13. Аудитория как объект медиаисследования

14. Специфика качественного исследования

15. Наблюдение как метод исследования СМИ

16. Эксперимент: виды и условия проведения

17. Традиционный (классический) метод анализа документов

18. Вторичный анализ

19. Журналист как объект исследования

20. Статистические методы анализа результатов исследования

21. Описание результатов исследования

22. Онлайн-опросы

23. Фокус-групповое исследование и его возможности

24. Меры, повышающие надежность результатов опроса

25. Методический инструментарий опроса

26. Документальные источники информации

27. Этические и правовые проблемы в медиаисследованиях

28. Изучение кейсов

Критерии оценки

Форма проведения зачета – устная. Студент отвечает на два вопроса.

Критерии оценивания по дисциплине:

Оценка «зачет» ставится, если студент демонстрирует всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала при ответе на вопросы, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной рабочей программой учебной дисциплины.

Оценка «незачет» ставится, если студент демонстрирует пробелы в знаниях основного учебного материала, допускает принципиальные ошибки при ответе на вопросы.

На подготовку ответа студенту дается 30 минут. Предполагаемая продолжительность проведения зачета – 2 часа.

Пример тестового задания

Тестовые задания не предусмотрены.

Список основной литературы

1. Социология журналистики: учебник для бакалавров / под ред. С. Г. Корконосенко. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2013.

Список дополнительной литературы

1. Алтунян А. Г. Анализ политических текстов. М., 2006.

2. Белановский С. А. Метод фокус-групп. Учеб. пособие. М., 2001.

3. Березина В. Г. Этика и культура научной работы. СПб., 1999.

4. Богомолова Н. Н., Стефаненко Т. Г. Контент-анализ: спецпрактикум по социальной психологии. М., 1992.

5. Васильев В. П. Методология и методика конкретных социологических исследований средств массовой информации и пропаганды. М., 1986.

6. Гадамер Х.-Г. Истина и метод, М., 1988.

7. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Прикладная социология. Методология и методы: Учеб. пособие. М., 2011.

8. Грушевская Т. М. Политический дискурс в аспекте газетного текста. СПб., 2002.

9. Грушин Б. Эффективность массовой информации и пропаганды: понятие и проблемы измерения. М., 1979.

10. Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А. Е.Войскунского. М., 2000.

11. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, 1998.

12. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Методы социологического исследования. М., 2004.

13. Дэвис Дж. Исследования в рекламной деятельности: теория и практика. М., 2003.

14. Кимбл Г. Как правильно пользоваться статистикой. Пер. с англ. М., 1982.

15. Лазарсфельд П., Мертон Р. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие // Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 1999.

16. Лассвелл Г. Структура и функции коммуникации в обществе // Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 2002.

17. Мангейм Дж. Б., Рич Р. Б. Политология. Методы исследования. М., 1997.

18. Методы исследования СМИ / под ред. В. С. Коробейникова. М., 1982.

19. Ньюман Л. Неопросные методы // Социс. 1998, № 6.

20. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. М., 1997.

21. Попова О. В. Методика и техника эмпирических политических исследований. СПб., 2002.

22. Попова О. В. Политический анализ и прогнозирование: Учебник. М., 2011.

23. Розенталь Д. Э. Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды. М., 1980.

24. Сетевые СМИ российского мегаполиса / под ред. И. Н. Блохина. С. Г. Корконосенко. СПб., 2011.

25. Ушакова Т. Н., Цеицов В. А., Алексеев К. И. Интент-анализ политических текстов // Психологический журнал, 1998, т. 19, № 4.

26. Федотова Л. Н. Анализ содержания – социологический метод изучения средств массовой коммуникации. М., 2001.

27. Шарков Ф. И., Родионов А. А. Социология массовой коммуникации: Учебное пособие. Ч. 1. Техника и технология сбора и обработки информации. М., 2003.

28. Щепилов К. Медиаисследования и медиапланирование. М., 2004

29. Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования: Учебник. М., 2010.

30. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2003.

Перечень иных информационных источников

1. ВЦИОМ. URL: wciom.ru

2. Интегрум. URL: integrum.ru

3. Медиалогия: мониторинг СМИ и соцмедиа. URL: www.mlg.ru

4. MediaMetrics. Свежие котировки новостей. URL: mediametrics.ru/rating/ru/online.html

5. НАММИ (Национальная ассоциация исследователей масс-медиа). URL: nammi.ru

6. ЦИРКОН. Исследовательская группа. URL: www.zircon.ru

7. Электронные ресурсы научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ cufts.library.spbu.ru

 просмотров: 230 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru