Бакалавриат. Журналистика
Очная форма обучения. 2 курс
План лекционных занятий
Занятие 1. Правовая культура журналиста: правовая культура как элемент профессиональной квалификации; уровень правовой компетентности сотрудников российских СМИ; типичные случаи злоупотребления свободой и ущемления свободы массовой информации.
Занятие 2. Система информационного права в России: конституционные и международные нормы информационного права; закон РФ «О средствах массовой информации»: концептуальные основы; правовое регулирование отношений СМИ с обществом и государством, учредителями и издателями, источниками информации, потребителями продукции; федеральное и региональное законодательство, законы и подзаконные акты, административные нормативные документы.
Занятие 3. Право на информацию: естественные права человека – гражданские свободы – свобода слова – право на информацию; противоречия между правом на информацию и защитой интересов личности и общества; гражданские права в деятельности СМИ; законодательство о праве на информацию в мире и в России.Доступ к информации: права на доступ к информации в информационном законодательстве; запрос на информацию; аккредитация журналиста; организация работы с источниками информации в СМИ; скрытая запись в законодательстве и практике СМИ.
Занятие 4. Методика труда журналиста в свете права: права и обязанности журналиста; ответственность за распространение недостоверной информации; взаимоотношения журналиста с правоохранительными органами (конфиденциальность информации и ее источников, предоставление информации по запросу следствия и суда, освещение деятельности суда и следствия); публикации на правовые темы в СМИ; обязанность должностных лиц реагировать на выступления СМИ.
Занятие 5. Информационная безопасность общества и личности: понятие информационной безопасности; общедоступная и конфиденциальная информация; тайны и секреты, степени секретности документов (законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О государственной тайне»); коммерческая тайна в практике СМИ (закон «О коммерческой тайне»).
Занятие 6. Персональные данные в практике СМИ: понятие, виды и значение персональных данных для информационной безопасности;защита чести и достоинства человека (закон «О персональных данных», УК и ГК). Правовой статус сетевых СМИ;регулирование деятельности СМИ в Интернете.
Занятие 7. Авторское право в СМИ: предмет, объект и субъекты авторского права в СМИ; права автора и организации; права автора – неимущественные (на авторство, на имя, на неприкосновенность произведения и др.) и имущественные (на воспроизведение, на вознаграждение и др.); авторское право и интеллектуальная собственность.
Занятие 8. Лекция-консультация.
План семинарских занятий
Занятие 1. Законодательство о праве на информацию.
Занятие 2. Злоупотребление свободой массовой информации.
Занятие 3. Информация ограниченного доступа в практике СМИ.
Занятие 4. Персональные данные в практике СМИ.
Занятие 5. Законодательное регулирование предвыборной агитации в СМИ.
Семинарские занятия ведут:Воскресенская Марина Аркадьевна, докт.истор. наук, профессор; Колодиев Николай Николаевич, канд. социол. наук, доцент.
Самостоятельная работа в присутствии преподавателя
1 занятие. Злоупотребление свободой массовой информации.
Занятия ведут:Воскресенская Марина Аркадьевна, докт. истор. наук, профессор; Колодиев Николай Николаевич, канд. социол. наук, доцент.
Внутрисеместровый контроль
В ходе изучения материала обучающиеся выполняют 4 контрольные работы по темам: 1) злоупотребление свободой массовой информации;2)ущемление свободы массовой информации;3) информация ограниченного доступа в практике СМИ; 4) персональные данные в практике СМИ. Работы представляют собой анализ случаев из практики российских СМИ, самостоятельно найденных и проанализированных студентом в свете правовых норм. Текст работы включает в себя вырезку (распечатку) публикации и правовой комментарий (0,5-1,0 станд. стр.). Качество контрольных работ учитывается на экзамене по курсу.
Вопросы к экзамену
1. Авторские права – имущественные и неимущественные
2. Взаимоотношения журналиста с органами следствия
3. Взаимоотношения журналиста с судом (присутствие и освещение деятельности)
4. Государственная тайна и ответственность за ее разглашение
5. Государственные органы правового регулирования, неправительственные правозащитные организации в сфере СМИ
6. Действие международных правовых норм в российских СМИ
7. Доступ журналистов к информации в законодательстве и практике СМИ
8. Закон РФ «О средствах массовой информации»: концептуальная основа и роль в системе информационного права
9. Законодательное регулирование рекламной деятельности
10. Законодательство о праве на информацию в России и других странах
11. Запрос редакции на информацию
12. Коммерческая тайна и работа с нею в СМИ
13. Конституционная база законодательства о массовой информации
14. Конфиденциальная информация и ее использование в СМИ
15. Обзор литературы по курсу
16. Персональные данные и работа с ними в СМИ
17. Порядок аккредитации редакции СМИ
18. Права и обязанности журналиста
19. Право и этика СМИ: сходство и различие
20. Право на информацию: понятие и проблема
21. Право на ответ и на опровержение в СМИ
22. Правовая культура в комплексе профессиональной квалификации журналиста
23. Правовая обязанность должностных лиц реагировать на выступления СМИ
24. Правовое понятие и содержание информационной безопасности
25. Правовое регулирование деятельности СМИ в Интернете
26. Правовое регулирование участия СМИ в предвыборной агитации
27. Правовой статус сетевых СМИ
28. Объект, предмет и субъекты авторского права в СМИ
29. Профессиональная культура журналиста в освещении правовой тематики
30. Регулирование отношений СМИ с источниками информации и объектами освещения
31. Регулирование отношений СМИ с обществом и государством
32. Система информационного права в России: общая характеристика
33. Типичные формы злоупотребления свободой массовой информации
34. Типичные формы ущемления свободы массовой информации
Критерии оценки
По итогам семестра проводитсяэкзамен, охватывающий тематику всего курса. Форма экзамена – устная.
Показатели, характеризующие текущую учебную работу обучающихся:
1. активность работы на занятиях;
2. оценка выполнения контрольных заданий;
3. оценка ответа на экзамене.
Критерии оценивания по дисциплине в баллах: активность на семинарских занятиях – 20 (4 балла за занятие), качество выполнения контрольных заданий – 30, результаты ответа на вопрос экзамена – 50 баллов. Максимальное количество баллов, которое может получить слушатель за изученный курс, составляет 100.
Оценка «отлично» (более 80 баллов) ставится, если обучающийся демонстрирует всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала при ответе на вопрос, знание рекомендованной литературы по курсу, умение выполнять задания, предусмотренные программой семинарских занятий, активность на семинарских занятиях. Оценка «хорошо» (60-80 баллов) ставится, если обучающийся в целом успешно справляется с программой по всем показателям. Оценка «удовлетворительно» (30-60 баллов) ставится, если у обучающегося низкие показатели и есть существенные пробелы в знании основного учебного материала. Оценка «неудовлетворительно» (менее 30 баллов) ставится, если у обучающегося низкие показатели и он допускает принципиальные ошибки или проявляет незнание основного учебного материала.
Время на подготовку устного ответа – 20 мин., общая продолжительность экзамена на курсе – 25 час.
Пример тестового задания /Типовые вопросы
Не предусмотрены.
Список литературы
1. Арсеньев К. К. Законодательство о печати. СПб., 1903.
2. Астахов П. А. Справочник журналиста и руководителя средства массовой информации (учредителя, издателя, главного редактора): все юридические аспекты деятельности. М., 2008.
3. Бусленко Н. И. Правовые основы журналистики: словарь-справочник. 2-е изд., доп. и испр. Ростов н/Д., 2006.
4. Дорский А. Ю. Правовое регулирование прикладных коммуникаций: учебник. СПб., 2017.
5. Законы и практика средств массовой информации в Европе, Америке и Австралии (Сравнительный анализ). М., 1998.
6. Корконосенко С. Г. Правовой статус средств массовой коммуникации: учеб.пособие. СПб., 2009.
7. Минбалеев А. В. Правовое регулирование рекламной деятельности: учеб.пособие. М., 2012.
8. Освещение частной жизни в СМИ / авт.-сост. Г. Ю. Арапова, С. И. Кузеванова, М. А. Ледовских. М., 2007 (Справочная серия.Юристу и руководителю СМИ).
9. Панкеев И. А. Авторское право для журналистов: учеб.пособие. М., 2014.
10. Политическая журналистика: учебник / под ред. С. Г. Корконосенко. М., 2017.
11. Полудняков В. И. Суду нужна поддержка СМИ. СПб., 2002.
12. Путеводитель по информационному праву: в 3 т. / под ред. Г. Ю. Араповой. Воронеж, 2009-2010 (справочник для журналистов и юристов).
13. Рихтер А. Г.Комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами Закона Российской Федерации "О Средствах массовой информации"». М., 2010.
14. Рихтер А. Г. Правовые основы журналистики: учебник. 2-е изд., испр. и доп. М., 2009.
15. Рихтер А. Г.Правовые основы журналистики: хрестоматия. 2-е изд., испр. и доп. М., 2011.
16. Рихтер А. Г. Правовые основы интернет-журналистики: учебник. М., 2014.
17. Совет Европы: документы по проблемам средств массовой информации / сост. Ю. И. Вдовин. СПб., 2002.
18. Суходолов А. П., Рачков М. П., Бычкова А. М. Запретительная политика государства в сфере средств массовой информации: анализ законодательства и правоприменительной практики. М., 2018.
19. Третьякова О. В. Журналистика и правовая культура общества в контексте развития демократии. Архангельск, 2011.
20. Третьякова О. В.Судебная журналистика: учеб.пособие. М., 2017.
21. Участие СМИ в избирательных кампаниях / авт.-сост. Г. Ю. Арапова, С. И. Кузеванова, М. А. Ледовских. М., 2007 (Справочная серия.Юристу и руководителю СМИ).
22. Федотов М. А. Правовые основы журналистики: учебник. М., 2009.
23. Шарков Ф. И., Захарова В. И.Правовые основы коммуникации: в рекламе, связях с общественностью, журналистике: учеб.пособие. М., 2018.
24. Шевченко А. В. Государственная служба и СМИ: правовое регулирование отношений: учеб.пособие. М., 2007.
25. Richter, Andrei & Richter, Anya. Regulation of online content in the Russian Federation. Strasbourg, 2015.
Перечень иных информационных источников
Медиа-Право (сайт правовой информации): mediapravo.org