Бакалавриат. Журналистика
Очная форма обучения. 2 курс

Основы творческой деятельности журналиста
5 февраля 2019
Преподаватель: Бережная Марина Александровна, докт. филол. наук, профессор
Кафедра: телерадиожурналистики

План лекционных занятий

Лекция 1. Информация в аудиовизуальных СМИ. Информационные жанры на радио и ТВ и их современные трансформации. Дисфункциональные явления в информационном вещании. Литература о новостной телерадиожурналистике.

Лекция 2. Новости на радио и ТВ. Верстка теле-, радионовостей: понятие, виды. Выбор, оценка, значение новости на Р и ТВ.

Лекция 3. Информационные программы в общественно-политическом телерадиовещании: общий обзор, характеристика. Виды информационных программ и новостей. Профессиональные требования к корреспонденту.

Лекция 4. Элементы информационного сюжета: видеоряд, закадровый текст, лайф, стенд-ап, синхрон. Значение и соотношение элементов сюжета. Новые форматы подачи новостей.

Лекция 5. Понятие, виды, задачи интервью в информационной теле-, радиожурналистике. Этапы работы журналиста в информационном интервью.

Лекция 6. Драматургия аудиовизуального произведения.

Лекция 7. Метод инфотейнмента в создании теле- и радиопрограмм. Интерактивность в теле- и радиовещании.

План практических занятий

Занятие 1. Введение в план практических занятий. Новость, выбор новости, оценка новости. Тренинг: написание информационного сообщения для телевизионной и / или радиопрограммы. Написание закадрового текста под видеоряд.

Занятие 2. Редактирование и верстка информационных текстов для радио и / или телевидения. Подготовка учебной информационной (общественно-политической и / или тематической) программы. Проблемы и трудности, рекомендации. Алгоритм подготовки информационных текстов.

Занятие 3. Виды интервью. Проблемы и трудности подготовки теле-, радиоинтервью и рекомендации. Алгоритм подготовки.

Занятие 4. Тренинг: Пресс-конференция. Интервью с участниками пресс-конференции. Написание информационного радиоматериала по материалам пресс-конференции.

Занятие 5. Планирование и подготовка телевизионного и / или радио экспресс–интервью. Запись телевизионного и / или радио экспресс-интервью. Подготовка монтажных листов. Анализ результатов.

Занятие 6. Планирование и подготовка экспертного интервью. Принципы выбора эксперта. Организационные аспекты экспертного интервью.

Занятие 7. Запись интервью. Прослушивание (просмотр) и обсуждение звукового (видео) материала.

Занятие 8. Stand-up на телевидении: подготовка текстов для записи. Проблемы и трудности записи в форме stand-up. Основные рекомендации.

Занятие 9. Работа в «журналистском поле» под руководством преподавателя и самостоятельно. Индивидуальные задания и работа студентов в мини-редакциях (журналист, оператор, редактор).

Занятие 10. Работа в «журналистском поле» под руководством преподавателя и самостоятельно. Индивидуальные задания и работа студентов в мини-редакциях (журналист, оператор, редактор).

Занятие 11. Работа в «журналистском поле» под руководством преподавателя и самостоятельно. Индивидуальные задания и работа студентов в мини-редакциях (журналист, оператор, редактор).

Занятие 12. Работа в «журналистском поле» под руководством преподавателя и самостоятельно. Индивидуальные задания и работа студентов в мини-редакциях (журналист, оператор, редактор).

Творческие задания обучающиеся готовят на базе Медиацентра СПбГУ (при наличии возможности) или на технической базе ВШЖиМК.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Внутрисеместровый контроль

Выполнение контрольных творческих заданий согласно рабочему плану группы. Является допуском к экзамену по дисциплине.

Вопросы к экзамену

1. Литература о новостной теле- и радиожурналистике.

2. Технологическая конвергенция в аудиовизуальных СМИ.

3. Организационно-творческая конвергенции в аудиовизуальных СМИ.

4. Критерии определения новостей.

5. Жанр и формат: определение и содержание понятий.

6. Верстка информационной программы: понятие, элементы, разновидности.

7. Интерактивность в теле- и радиожурналистике.

8. Интервью на радио и ТВ: специфика, этапы.

9. Интервью в информационной теле- и радиожурналистике: задачи, виды, форматы.

10. Информационные радиопрограммы: виды, форматы, жанровое наполнение.

11. Информационные программы ТВ: виды, форматы, жанровое наполнение.

12. Метод инфотейнмента в создании теле- и радиопрограмм.

13. Понятие и характеристика форматов современных радиостанций.

14. Диалог в информационных программах на радио и ТВ.

15. Драматургия информационного сюжета на ТВ.

16. Событийный репортаж на радио.

17. Событийный репортаж на ТВ.

18. Обзор газет на радио и ТВ: виды, форматы, стилистика.

19. Факторы функционирования аудиовизуальных СМИ.

20. Корреспондент в новостной программе: функции, профессиональные требования.

21. Ведущий в информационной программе: функции, профессиональные требования.

22. Редактор/продюсер в информационной программе: функции, профессиональные требования.

23. Классификация и типология современных теле - и радиокомпаний.

Второй вопрос в каждом билете

Процесс подготовки теле-, радиопрограммы на примере учебной передачи или иной программы (сюжетов) по дисциплине «Выпуск учебной теле-, радиопередачи».

Требования к экзамену

Практические занятия ведут преподаватели кафедры телерадиожурналистики Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ.

План практических занятий может корректироваться преподавателем в группе в зависимости от расписания занятий, а также от уровня подготовленности студентов к выполнению творческой работы в рамках дисциплины. Текущий контроль осуществляется после практического занятия 5, к которому должны быть выполнены все задания предыдущих занятий.

Монтаж учебных программ студенты выполняют преимущественно самостоятельно в учебные часы дисциплины и / или вне учебного времени по письменным заявкам, с учетом графика работы ТРК «Первая линия» и расписания в 404 ауд. (основы монтажа освоены студентами в процессе учебной дисциплины «Техника и технология СМИ»).

Студент приходит на экзамен с распечаткой текстов (сценариев) программ (сюжетов), подготовленных в рамках дисциплин ОТДЖ и Выпуск учебной телерадиопередачи, а также с аудио-видеоматериалами, подготовленными в течение семестра. Описание процесса подготовки данных материалов и аналитическая оценка результата самим студентом является содержанием третьего вопроса в экзаменационном билете. При отсутствии указанных творческих материалов за третий вопрос в билете выставляется оценка неудовлетворительно.

Критерии оценки на экзамене

Отлично – студент глубоко знает теоретический материал учебной дисциплины, может правильно и по теме подкрепить его аргументами, примерами из истории, теории и практики телерадиовещания, в ответе допускается не более 2 несущественных недочетов; практические работы выполнены на высоком уровне.

Хорошо – студент недостаточно глубоко знает теоретический материал учебной дисциплины, но может правильно и по теме подкрепить его аргументами, примерами из истории, теории и практики телерадиовещания, в ответе допускается не более 3 несущественных недочетов; практические работы выполнены на достаточном уровне.

Удовлетворительно – студент слабо и поверхностно знает теоретический материал учебной дисциплины, не может подкрепить его сильными и правильными аргументами, примерами из истории, теории и практики телерадиовещания, допускает в ответе 4 и более грубых недочетов; практические работы выполнены слабо, качество и количество работ не соответствует предъявляемым требованиям.

Неудовлетворительно – студент не ориентируется в теоретическом материале учебной дисциплины, не может подкрепить его правильными аргументами, верными примерами из истории, теории и практики телерадиовещания, допускает в ответе 5 и более грубых недочетов; практические работы не выполнены.

В экзаменационную ведомость оценка неудовлетворительно выставляется также в том случае, если студент пользуется на экзамене записями и материалами, средствами коммуникации и связи.

Спиcок обязательной литературы

1. Волынец М. М. Профессия: оператор. М., 2011.

2. Говорит и показывает кафедра телерадиожурналистики. Сборник статей. Вып. 4 / под ред. С. Н. Ильченко. СПб., 2014. URL: jf.spbu.ru/upload/files/file_1418202901_5192.pdf

3. Зверева В. В. «Настоящая жизнь» в телевизоре. Исследования современной медиакультуры. М., 2012.

4. Ковалев-Случевский К. П. Тележурналистика XXI века. М., 2012.

5. Лебедева Т. В. Жанры радиожурналистики. М., 2012.

6. МакКуэйл Дэнис Журналистика и общество / Пер. с англ. - М.: МедиаМир; Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2013.

7. Медынский С. Е. Оператор. Пространство. Кадр. М., 2011.

8. Мультимедийная журналистика: учебник для вузов / под общ. ред. А.Г. Качкаевой, С.А. Шомовой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017.

9. Клюев Ю. В. Радиожурналистика: основы профессии: Учеб. пособие. СПб., 2015. URL: jf.spbu.ru/upload/files/file_1443169013_7294.pdf

10. Рихтер С. Г. Цифровое радиовещание. М., 2012.

11. Роднянский А. Е. Выходит продюсер. М., 2013.

12. Телевизионный журналист: Основы творческой деятельности: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. М. А. Бережной. М., 2015.

13. Эфир на фоне эпохи. Очерки истории Ленинградского-Петербургского радио и телевидения / под общ. ред. С. Н. Ильченко, В. Г. Осинского, Ю. В. Клюева. СПб., 2013. URL: jf.spbu.ru/upload/files/file_1418205079_9311.pdf

14. Яременко Н. Н. Как стать радиожурналистом. М., 2011.

15. Эстетика журналистики /под ред М.А.Бережной. СПб.: Алетейя, 2018.

Список дополнительной литература

1. Агапитова С. Ю. Информационное вещание на ТВ: Эволюция и современное состояние (на материале телевидения Санкт-Петербурга). СПб., 2003.

2. Бережная М. А. Проблемы социальной сферы в алгоритмах телевизионной журналистики. СПб., 2009.

3. Васильева Т. В., Ковтун В. Г., Осинский В. Г. Позывные мужества. Опыт Ленинградского блокадного радио. СПб., 2009.

4. Васильева Т. В., Осинский В. Г., Петров Г. Н. Курс радиотелевизионной журналистики. СПб., 2004.

5. Егоров В. В. Терминологический словарь телевидения. Основные понятия и комментарии. М., 1997.

6. Зарва М. В. Слово в эфире. О языке и стиле радиопередач. М., 1977.

7. Ильченко С. Н. Отечественное телевещание постсоветского периода: история, проблемы, перспективы. СПб., 2008.

8. Каминский А. Вектор замысла. Пошаговый самоучитель тележурналиста. М., 2007.

9. Ключи к эфиру: В 2 кн. Кн. 1: Радиожурналист и политика. Кн. 2: Основы мастерства: опыт, практические советы / Под ред. Г. А. Шевелева. М., 2007.

10. Князев А. Основы тележурналистики и телерепортажа. Бишкек, 2001. URL: evartist.narod.ru/text1/09.htm

11. Кузнецов Г. В. Критерии качества телевизионных программ. М., 2002.

12. Летуновский В. П. Телевизионный журналист в прямом эфире. СПб., 2004.

13. Майдурова О. Ф. Работа над телевизионным репортажем. СПб., 2004.

14. Муратов С. А. ТВ – эволюция нетерпимости. М., 2000.

15. Познин В. Ф. От пиктограммы до интернета. СПб., 2008.

16. Пронин А. А. Сценарий документального телефильма. СПб., 2010.

17. Радиожурналистика / под ред. проф. А. А. Шереля. М.: МГУ, 2000. URL: evartist.narod.ru/text5/44.htm

18. Российское телевидение: между спросом и предложением: В 2 т. / Под ред. А. Г. Качкаевой, И. В. Кирия. М., 2007.

19. Саппак В. С. Телевидение и мы. М., 2008.

20. Смирнов В. В. Жанры радиожурналистики. М., 2002. URL: evartist.narod.ru/text9/40.htm

21. ТВ - времена перемен? / Сост. С. А. Муратов, М. Б. Топаз. М., 2010.

22. Телевизионная журналистика / редколлегия Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А. Я. Юровский. М.: МГУ, 2002. URL: evartist.narod.ru/text6/23.htm

23. Служба общественного вещания: справочник лучших приемов и методов работы / Под ред. И. Банержи, К. Сеневиратне (русское издание). ЮНЕСКО, 2006.

24. Телерадиоэфир: история и современность / Под ред. Я. Н. Засурского. М., 2005.

25. Цвик В. Л. Телевизионная служба новостей. М., 2010.

26. Цвик В. Л., Назарова Я. В. Телевизионные новости России. М., 2002.

27. Шеин В. Н. Современная радиожурналистика. Теория и практика. Минск, 2010.

28. Шеремет Павел. TV. Между иллюзией и правдой жизни. М., 2009.

 просмотров: 690 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru