Бакалавриат. Журналистика
Очная форма обучения. 2 курс

Основы визуальной журналистики
7 февраля 2019
Преподаватель: Беленький Александр Иосифович, ст. преподаватель
Кафедра: медиадизайна и информационных технологий

План лекционных занятий

1 лекция Изобразительные формы на газетной (журнальной) полосе. Газетная (журнальная) полоса как целостный информационный пакет: фотография, рисунок, графика, информационная графика. Функции визуальных коммуникативных сообщений в медиа.

2 лекция Возникновение фотографии, ее эволюция и трансформация творческих возможностей фотоизображения. Возможности, реализуемые посредством фотографии по передачи коммуникативных сообщений в медиа.

3 лекция Изобразительный язык фотографии и возможности визуального повествования. Основы композиционного решения кадра. Повествовательные возможности изображения. Виды изобразительной речи: объектная речь, изобразительная риторика, художественная речь как диалектическое единство преднамеренного и непреднамеренного. Поэтическая функция изображения.

4 лекция Документальная природа фотографии и информационный контент журналистики. Документ и образ. Адекватность изображения изображаемому. Объективность и субъективность изображения. «Природные склонности» фотографии. Ее «тяготение к неинсценированной действительности». Отбор и анализ как метод работы фотографа. Изобразительно-выразительные средства фотографии. Тема, идея, сюжет визуального произведения. Понятие о жанровой структуре фотопубликаций. Репортаж как метод съемки и как жанр. Монтажное взаимодействие снимков, кадров, планов. Аналогии и контрасты монтажного ряда, как условия воплощения художественно-публицистической идеи.

5 лекция Основы работы фотожурналиста со светом: освещенность, контраст. Замер света отраженный и падающий. Цветовая температура, настройки на камере. Работа фотожурналиста по созданию архива и фотографических баз данных задачи и цели архивирования. EXIF, метаданные, их заполнение

6 лекция Портретная фотография в медиа, кого и как мы снимаем для прессы и медиа. Подходы, стилистика, работа на архив. Портрет - цели и задачи в журналистике: постановочный, репортажный. Портретная публикация в СМИ.

7 лекция Сюжетно-серийный способ отображения действительности. Серийные жанры изобразительной журналистики: фоторепортаж, фотосерия, (фототема), фотоочерк – общее и специфическое. Критерии выделения этих жанровых конструкций. Монтаж как метод организации изобразительного материала и как важнейшая составляющая повествования. Способы (методы) создания многокадрового повествования: метод длительного фотонаблюдения («Один день из жизни семьи Филипповых»), Метод реконструкции факта, метод организации действительности, метод исследования, метод поиска образного адекватного отображения явления, метод исторического исследования (параллельное повествование).

8 лекция. Мастера фотожурналистики, зарубежные, советские, современные отечественные. Известные фотожурналистские проекты и их влияние на политику, культуру современности. Интернет и новые возможности изображений.

План практических занятий

1 занятие. Работа фотожурналиста. Фотография в СМИ. Разные задачи Ф в СМИ. Фотограф и фотожурналист, в чем разница. Одиночные снимки и серии. Иллюстрация и standalone. Факты и интерпретация. Объективное и субъективное. Допустима ли правка фото, и какая. Организация работы отечественных фотографов, западных. Поиск информации. Информационный повод. Фиксер, фрилансер, бильдредактор основные профессии, связанные с фотожурналистикой. Пленка и цифра. Конкуренция, как характер работы. Задание: принести свои самые хорошие работы.

2 занятие. Технические аспекты создания фотоизображений для СМИ. Фотоизображения и цифровые технологии. Фотография эпохи компьютера. Создание своего архива, файлы: какие и когда используем. Форматы: jpg, tif, raw, nef, dng. Как правильно загружать файлы в компьютер. EXIF file info, caption. Почему важно создать свой архив, работа с базами данных.

3 занятие. Природные склонности фотографии и основы композиции. Особенности технических искусств. Специфика документального изображения, феномен достоверности. Специфика работы фоторепортера, теле- и киножурналиста. Картинная плоскость или почему важна правильная композиция. Сюжетный центр и равновесие. Правило третей. Выбор фона и перспектива. Ритм. Решающее мгновение. Информационные пики. Творческое задание: Творческое задание: натюрморт Завтрак студента, переименовать файлы, подписать в метаданных авторство и ключевые слова, сделать изображение заданного размера.

4 занятие. Получение качественного фотоснимка. Выдержка и диафрагма, экспозиция как творческое решение фотожурналиста. Экспо-пара, экспо-замер, способы измерения экспозиции и экспо-коррекция. Режимы работы фотокамер, когда какие применяем и почему. Динамический диапазон и яркости, контраст; гистограмма и как ее использовать. Работа с гистограммой в фотошопе. Творческое задание: снять фото - белое на белом, черное на черном, черное и белое, переименовать и подписать. Метаданные.

5 занятие. Оптика, объективы. Формирование фотоизображения. Основы оптического построения изображения. Объективы, фокусное расстояние, светосила. Искажаем мир: дисторсия, аберрация. Глубина резкости: зачем нужна и когда мешает. Творческое задание: фото уличный сюжет, снятый с объективами с разными фокусными расстояниями.

6 занятие. Свет и источники света применительно к журналистской фотографии. Какой бывает свет: по направлению (фронтальный, контровый, боковой…); по характеру источника света (жесткий, мягкий, рассеянный, прямой, падающий, отраженный). Что снимаем и с каким светом. Как используем. Динамический диапазон, контраст. Светопись. Творческое задание: снять фото с разным по направлению светом

7 занятие. Цветовая температура. Что такое и почему температура. Примеры. Настройки камеры, как пользуемся. Почему надо это делать. Тонкая настройка. Работа фотографа с цветом Особенности работы с цветом в отраслевых изданиях. Творческое задание: съемка со смешанным светом.

8 занятие. Практическая работа в студии. Задание: Фотосъемка простого предмета. Постановка задачи. Черное и белое, фон, градации тонов, тени, ракурс. Задание: обработка полученных снимков

9 занятие Промежуточная аттестация, экспресс съёмка.

10 занятие. Пейзаж и живая природа, городской пейзаж. Композиция и техника съемки. Солнце и луна в кадре. Живая природа, городской пейзаж. Панорама. Фотосъемка в путешествиях, пресс - турах.

11 занятие. Основы обработки снимков в программе Photoshop. Уровни и кривые, динамический диапазон, яркость, контраст, гистограмма и как ее использовать. Когда не надо верить гистограмме. Особенности в газетной, журнальной полиграфии. Правильное увеличение и уменьшение форматов. Правка перспективы. Что можно и нельзя делать фотожурналистам.

12 занятие. Практическая съемка в студии. Студийный свет характеристики, особенности использования, где и когда применяем. Основы работы в студии, как собираем свет, фоны. Флешметр. Предметная съемка.

13 занятие. Основы фотосъемки репортажного портрета. Практическая съемка в студии. Психология и оптика. Свет и аксессуары: на улице и в помещении. Снимаем дома. Групповой портрет. Мастера портретной фотографии. Творческое задание: портрет студента, друга, жанровый и постановочный.

14 занятие. Фоторепортаж в одном кадре и в нескольких. Визуальная речь. Другой язык. Снять, как есть нельзя режиссировать. Практические советы. Фотожурналистика как особый вид журналистского творчества. Жанры фотожурналистики и принципы формирования жанровых конструкций в фотожурналистике: Отдельный снимок (standalone), репортаж, фототема, профайл, блог. Разные подходы к трактовке жанровой палитры фотожурналистики.

15 занятие. Заключительное занятие, обсуждения фото, портфолио студентов. Подготовка выставки или публикации в прессе, интернете.

16 занятие. В присутствии преподавателя. Защита Фотоистории обсуждение работ.

17 занятие. В присутствии преподавателя. Защита Фотоистории обсуждение работ.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

18 занятие. Отбор результатов съёмок для итоговой студенческой выставки

Практические занятия ведет: Беленький Александр Иосифович, старший преподаватель.

Внутрисеместровый контроль (группа старшего преподавателя А. И. Беленького)

Включает в себя контроль посещаемости занятий, выполнения заданий и иных внеаудиторных работ.

Задание 1. Переименование файлов, создание архивов из фотографий, заполнение полей exif. Принести свои лучшие работы

При выполнение в срок 10. Задержка на неделю – 5. Задержка более чем на неделю – 0. Плагиат - 0.

Задание 2 Фотосъемки: и Завтрак студента.

При выполнение в срок 10. Задержка на неделю – 5. Задержка более чем на неделю – 0. Плагиат - 0.

Задание 3 Фотосъемки: черное на черном, белое на белом, черное и белое, композиция

При выполнение в срок 10. Задержка на неделю – 5. Задержка более чем на неделю – 0. Плагиат - 0.

Задание 4 Фотосъемки: портрет, автопортрет. «Я-Я и Я-Не Я»

При выполнение в срок 10. Задержка на неделю – 5. Задержка более чем на неделю – 0. Плагиат - 0.

Задание 5 Рейтинговое задание: Экспресс съемка и отбор жанровой фотографии. Уличная сценка

При выполнение в срок 20. Задержка более чем на неделю – 5. Задержка более чем на две недели – 0.

Задание 6 Рейтинговое задание: проект Фотоистория или фоторепортаж с текстом, оформленные в InDesign или pdf или размещенные на портале les.media или tilda.ws или readymag

При выполнении 40. Задержка более чем на неделю – 20. Задержка более чем на две недели - 0.

Всего 100 баллов. При рейтинге 80 баллов и выше – возможна экзаменационная оценка «отлично», в диапазоне 70-80 - «хорошо», 50-70 – допуск к зачетам, экзамену.

Описание процедуры письменного экзамена

Письменный экзамен проводится по экзаменационным билетам, где сформулированы два вопроса. На ответ дается 30 минут. Учащийся отвечает письменно в объеме не менее 500 знаков (один лист формата А4). Полный ответ включает в себя раскрытие содержания по вопросу и предоставления выполненных в ходе обучения в семестре заданий, включая рейтинговое.

• В случае полного ответа на оба вопроса и при рейтинге по заданиям в течение семестра 80 баллов и выше – оценка «отлично».

• В случае полного ответа, при рейтинге по заданиям в течение семестра 70-80 - оценка «хорошо»

• В случае неполного ответа на вопросы и при рейтинге по заданиям в течение семестра 80 баллов и выше – оценка «хорошо»

• В случае полного ответа, при рейтинге по заданиям в течение семестра 50-70- оценка «удовлетворительно»

• В случае неполного ответа на вопросы и при рейтинге по заданиям в течение семестра 70-80 баллов – оценка «удовлетворительно»

• В случае неполного ответа на вопросы и при рейтинге по заданиям в течение семестра 50-70- оценка «неудовлетворительно»

При сотрудничестве с порталом и газетой «1 Линия», Visual, городскими или районными СМИ, выдающимися результатами в выполнении заданий, проектов, экзаменационная оценка повышается на 1(один) балл

Вопросы к экзамену

1. Изобразительные формы на газетной (журнальной) полосе. Возможности изображения в передаче информации. Виды изобразительных форм в печатных СМИ.

2. Изобразительные формы в Интернете, отличие публикаций фото в прессе от Интернета, ресурсы для фотопубликаций в Интернете. Функции визуальных коммуникативных сообщений в медиа.

3. Новые способы репрезентации фотоинформации. Long read, web documentary и др.

4. Возникновение фотографии, ее эволюция и трансформация творческих возможностей фотоизображения. Роль фотографии в передаче коммуникативных сообщений в медиа.

5. Слово и изображение в журналистике. Их взаимодействие и способы использования.

6. Изобразительный язык фотографии и возможности визуального повествования. Фотография как разновидность журналистского текста. Объективность и субъективность фотографии.

7. Изобразительно-выразительные средства фотографии. Изобразительный язык фотографии и возможности визуального повествования.

8. «Природные склонности» фотографии (по З. Кракауэру).

9. «Решающее мгновение» в фотографии. Анри Картье-Брессон и его влияние на фотографию ХХ века.

10. Функции визуальных коммуникативных сообщений в медиа. Формы использования снимков в газете, журнале, Интернете, различия.

11. Особенности оформления современной журнальной периодики.

12. Информационная графика и ее роль в процессе оптимизации передачи журналистского сообщения.

13. Рисунок и графика в оформлении газетного (журнального) номера. Их функции и возможности. Способы использования.

14. Основные принципы и приемы подачи фотографических материалов в газете (журнале).

15. Отбор и анализ как метод работы фотожурналиста. Критерии отбора фотографий для публикации.

16. Эволюция технических возможностей фотографии и изменение ее изобразительного языка.

17. Жанры фотожурналистики, принципы выделения жанровых конструкций. Варианты жанровых классификаций в фотожурналистике.

18. Два пути развития фотографии: «прямая» фотография и фотография придуманная.

19. Сюжетно-серийный способ отображения действительности. Серийные жанры изобразительной журналистики: фоторепортаж, фотосерия, фотоочерк.

20. Репортаж как серийный жанр и как метод съёмки. Характеристика репортажа как журналистского продукта.

21. Мастера русской, советской и российской фотографии. Примеры (два на выбор) и краткая характеристика творчества.

22. Мастера зарубежной фотографии. Примеры (два на выбор) и краткая характеристика творчества.

23. Пикториальная фотография. Особенности и эстетические обоснования. Мастера пикториальной фотографии.

24. Социальная фотография. Причины появления, мастера социальной фотографии и как они изменили мир.

25. Что допустимо и недопустимо в фотожурналистике. Когда фото нельзя считать документом, примеры недопустимых манипуляций.

26. Основы композиционного построения кадра. Что пришло из живописи, что новое привнесла фотография.

27. Понятие «глубина резкости» и от чего она зависит.

28. Взаимосвязь значения диафрагмы и «глубины резкости». «Нерезкость» изображения как творческий прием и одно из изобразительных средств.

29. Фотографический объектив и его технические характеристики: фокусное расстояние, светосила, разрешающая способность.

30. Фокусное расстояние и угол охвата изображаемого пространства.

31. Объективы с нормальным фокусным расстоянием, широкоугольные объективы и длиннофокусные объективы. Особенности их изобразительных возможностей и случаи использования.

32. Понятие об экспозиции. Способы определения экспозиции, влияние выдержки и диафрагмы на экспозицию. Экспокоррекция - для чего и когда.

33. Соотношение выдержки и диафрагмы. Скорость снимаемого (движущегося) объекта и значение выдержки. Причины возникновения «смазки» при съемке и использование этого приема фотожурналистами.

34. Основы бильдредактирования, сотрудничество с редакциями, договоры с фотожурналистами.

Основная литература

1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.

2. Беленький А. И. Цифровая фотография. Школа мастерства. СПб. 2012.136 с.

3. Беленький, А. И. Фотосъёмка в сложных условиях. СПб. 2012. 128 с.

4. Беленький А. И. Практическая фотография. Учебное пособие СПБГУ ВШЖМК 2013

5. Беленький А.И. Фотожурналистика в современных СМИ. Метод. Пособие СПбГУ ВШЖМК 2016. 88 с.

6. Вторая реальность: Сб. ст. по проблемам фотографии и фотожурналистики / Выпуск 2 . СПб., 2008.

7. Ефремов А. Фотография. От азов к мастерству. – СПб., 2007. – 160с.

8. Camera lucida. Комментарий к фотографии, Барт Р., М.,2011

9. Кракауэр З. Природа фильма: реабилитация физической реальности. М., 1974.

10. Лапин А. И. Фотография как. М., 2003.

11. Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин, 1973

12. Сонтаг С. О фотографии М., 2015

13. Фриман М. Фотоочерк: искусство создания ярких визуальных историй. - 2013

14. Использование фотографических коллекций из архивов кафедры и персональных архивов преподавателей.

Дополнительная литература

1. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994.

2. Беленький А. Фотография – школа мастерства. СПб ., 2006. – 184 с.

3. Базен А. Что такое кино? М., 1972. – 275 с.

4. Бальтерманц И. Д. Специфика содержания и формы фотожурналистики: Лекции. М., 1981.

5. Барт Р. Camera lucida. М., 1997.

6. Березин В. М. Фотожурналистика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений обучающихся по специальности 030601 "Журналистика" / В. М. Березин. М., 2006.

7. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и проблемы эстетики М., 1975.

8. Вертов, Дзига. Статьи. Дневники. Замыслы. М., 1966.

9. Волков-Ланнит Л.Ф. Александр Родченко рисует, фотографирует, спорит. М., 1968.

10. Волков-Ланнит Л.Ф. История пишется объективом. М., 1971.

11. Головко, Б. Н. Фотожурналистика: Метод. курс. авториз. изложения: ; Моск. экстер. гуманит. ун-т. М., 1993.

12. Грегори Р.Л. Глаз и мозг: психология зрительного восприятия. М., 1970.

13. Дробашенко С. Феномен достоверности. М., 1972.

14. Каган М. С. Морфология искусств. М., 1972.

15. Копосов Г., Шерстенников Л. В фокусе – фоторепортер. М., 1967.

16. Кулешов Л. Основы кинорежиссуры. М., 1995.

17. Листов В. И. История смотрит в объектив. М., 1973.

18. Массовые виды искусства и современная художественная культура. М., 1986.

19. Мир фотографии. М., 1986. – 239 с.

20. Михалкович В. И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации. М., 1986.

21. Михалкович В. И., Стигнеев В. Т. Поэтика фотографии. М., 1989. – 324 с.

22. Морозов С. А. Творческая фотография. М., 1985.

23. Никитин В. А. Рассказы о фотографах и фотографиях. – Л., 1991. – 222с.

24. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966.

25. Монтегю, Айвор. Мир фильма: путеводитель по кино. Л., 1969.

26. Морозов С. А. Искусство видеть: очерки по истории фотографии стран мира. М., 1963.

27. Образцов С. В. Эстафета искусств. М., 1978. – 269 с.

28. Огнев В. Экран – поэзия факта. М., 1971.

29. Пожарская С. Г. Фотомастер. М., 2001 – 335 с.

30. Ромм М. И. Беседы о кинорежиссуре. М., 1977.

31. Ромм М. И. Собр. соч.: В 3 т. М., 1963.

32. Рудаков Д. Оранжевая книга цифровой фотографии. – СПб., 2006.

33. Савчук В. Философия фотографии. СПб., 2005.

34. Стил Э. Лучшие фотографы мира и истории создания их работ. Фотожурналистика: фотографии / Э. Стил. - М. АРТ-Родник, 2007.

Перечень иных информационных источников

1. Грация Нери, статья «Фотожурналистика сегодня» URL: www.photographer.ru/cult/practice/400.htm

2. Алан Коулман Документальная фотография, фотожурналистика и пресс-фотография сегодня. Вопросы и ответы www.photographer.ru/cult/theory/383.htm

3. Тексты по теории фотографии, колумнисты.URL:http://www.photographer.ru/columnists/

 просмотров: 895 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru