Магистратура
Медиакоммуникации. 1 курс

Этические проблемы современных медиакоммуникаций
6 февраля 2019
Преподаватель: Павлушкина Наталья Анатольевна, к. филол.н., доцент
Кафедра: цифровых медиакоммуникаций

План лекционных занятий

22 февраля. Никому ничего не должны? Профессиональная этика медиакоммуникатора и экология медиапространства: сущность и функции. Типы морали: традиционная, рациональная, пострациональная. Цивилизационные, религиозные, этнические, групповые и социально-культурные аспекты функционирования морали в обществе.

1 марта. Профессионально-этическое саморегулирование деятельности медиакоммуникатора. Как формировались этические взгляды в истории российских медиа? Медиакритика. Современные проблемы этики цифровой среды.

15 марта. Этические правила и нормы взаимоотношений медиакоммуникатора с обществом. Медиакоммуникатор и социальные институты общества. Медиакоммуникатор и аудитория, герои, ньюсмейкеры, источники информации, коллеги: современная трактовка взаимодействия. Социальная ответственность в сфере цифровых медиа.

План практических занятий

Занятие 1. Этические кодексы в журналистике. Профессиональные и этические стандарты в PR. Российский кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью. Этика рекламной деятельности в современной России. Профессиональная этика фотографа, оператора. Кодексы поведения профессионального фотографа и фотожурналиста.

Занятие 2. Обзор кодексов блогосферы. Правила безопасного поведения в Сети. Этический кодекс российского блогера. Кодекс американского блогера. Правила и безопасность YouTube-пространства. Кодекс этики блогера: опыт Oxford Said Business School, Search Engine Round Table. Правила для социальных сетей от BBC.

Занятие 3. Киберэтика и ее направления. Анонимность, точность, цензура. Прозрачность. Добавленная «ценность». Исправления. Свобода информации в Сети. Цензура. Плагиат. Этические аспекты использования чужого контента.

Занятие 4. Пранк, кибербулинг, троллинг, hate speech. «Скорбь» в Сети.

Занятие 5. Феномен постправды и фейкньюс. Фактчекинг. Конфликт интересов и искажение фактов. Публикация недостоверной информации. Дезинформация, замалчивание. Клевета. Ложь или сокрытие истинной информации. Информация vs провокация. Инфошум.

Занятие 6. Журналист фальсифицирует интервью и берет взятки. Коррупция в СМИ. Неприкосновенность личной жизни. Вторжение в личную жизнь. Право общественного деятеля на неприкосновенность личной жизни.

Занятие 7. Этика медиа в предвыборный период. Политическая сатира: грани разумного. Этика в условиях информационных вбросов.

Занятие 8. Управление вниманием в цифровых медиа и связанные с этим этические коллизии.

Занятие 9. Массовые коммуникации и пропаганда. Финансовые рычаги давления. Скрытая реклама. Джинса. Нативная реклама.

Занятие 10. Что такое репутация? Использование авторитета в рекламе и коммерции. Отстаивание прав своих коллег, соблюдение закона честной конкуренции. Анонимные телеграм-каналы и слив информации о конфликтах в медийной сфере. База данных «Россия: медиаконфликты». Обзор актуальных ситуационных матриц. Мониторинг конфликтов с участием отечественных медиа. Способы разрешения этических споров в России.

Практические занятия ведет: Павлушкина Наталья Анатольевна, к. филол.н., доцент

Внутрисеместровый контроль

Форма внутрисеместрового контроля включает контроль за посещаемостью занятий, а также за выполнением заданий, предложенных преподавателем во время практических занятий: презентация, выступления с сообщениями по темам практических занятий, создание собственного проекта (материала, лонгрида, блога, как вариант - паблика в социальной сети или канала в мессенджере) на мультимедийной платформе (Tilda, Readymag, Wix, Telegraph), в котором раскрывается одна или несколько актуальных этических проблем современных медиакоммуникаций. Обязательным считается посещение всех занятий. Отработка пропусков включает в себя выполнение всех заданий, полученных обучающимся в течение семестра.

Вопросы к зачету

1. Функции профессиональной этики и их роль в деятельности медиакоммуникатора.

1. Возникновение и исторические этапы развития профессиональной этики.

2. Структура и свойства профессиональной морали.

3. Понятие о саморегулировании в различных странах.

4. Основные компоненты механизма профессиональной морали.

5. Медиакритика – одно из направлений саморегулирования медиакоммуникаций

6. Принципы этики медиакоммуникатора.

7. Закон о средствах массовой информации и его роль в профессиональной этике.

8. Информационное общество как качественно новый этап в развитии профессиональной морали.

9. Состояние профессиональной этики как науки в настоящее время.

10. Этические проблемы медиапрактики.

11. Место и роль нравственных представлений в профессиональном сознании журналистского сообщества.

12. Место и роль нравственных представлений в профессиональном сознании специалистов по PR и рекламе.

13. Профессиональный долг и профессиональная ответственность.

14. Нормы морали медиакоммуникатора с адресатом информации.

15. Нормы морали медиакоммуникатора в ситуации: медиакоммуникатор - автор, медиакоммуникатор - коллега, медиакоммуникатор - источник информации.

16. Понятие киберэтики, ее основные правила.

17. Влияние рыночных отношений на моральные ориентиры и ценности медиакоммуникатора.

18. Влияние идеологических, политических, религиозных взглядов медиакоммуникатора на становление его профессиональной морали.

19. Допустимые и недопустимые методы получения информации.

20. Проблема доступа к информации. Проступки, нарушающие право граждан на получение информации.

21. Этика делового общения в медиакоммуникациях.

22. Проблема чести и достоинства личности в медийной практике.

23. Этика поведения медиакоммуникатора в экстремальной ситуации.

24. Проблема объективности в освещении конфликтных ситуаций.

25. Служебная этика медиакоммуникатора.

26. Соотношение служебной этики и профессиональной морали в медиакоммуникациях.

27. Скрытая реклама как этическая проблема современных медиа.

28. Сравнение базовых ценностей журналиста с этикой работы специалиста в области рекламы и связей с общественностью.

Критерии оценки

Магистрант считается допущенным к зачету, если успешно проходит внутрисеместровый контроль, исправно посещает занятия и выполняет задания.

Форма проведения зачета – устная. На подготовку ответа магистранту дается 20 минут. Зачет по дисциплине складывается из двух оценок: за теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть – это ответ на предложенные преподавателем вопросы, практическая – посещаемость занятий и успеваемость в рамках практических занятий.

Критерии оценивания на зачете. Оценка «зачтено» ставится, если полно раскрыто содержание материала вопросов, материал изложен грамотно, в логической последовательности, точно используются профессиональные термины, теоретическая часть иллюстрируется примерами из медиапрактики, если продемонстрировано усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, ответ прозвучал самостоятельно, без наводящих вопросов, если в дополнение ко всему магистрант активно работал на практических занятиях и выполнил все задания во время семестра. В ходе изложения материала возможны одна-две неточности, недочеты при освещении основных вопросов, исправленные по замечанию преподавателя, ошибка или более двух недочетов при ответе на второстепенные вопросы.

Оценка «не зачтено» ставится, если: не раскрыто основное содержание учебного материала, обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебной программы, допущены ошибки в определении понятий, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов, а также не выполнены задания, предложенные преподавателями в течение семестра на практических занятиях.

Список обязательной литературы

1. Дзялошинский И. М. Профессиональная этика журналиста. М.: Юрайт, 2017. Режим доступа - proxy.library.spbu.ru

2. Международные стандарты профессиональной этики журналиста / сост. А. В. Байчик, Ю. В. Курышева, С. Б. Никонов. - СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2012. - 102 с.

Список дополнительной литературы

1. Авраамов Д. С. Профессиональная этика журналиста. М., 2003.

2. Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Моральный выбор журналиста. Тюмень, 2002.

3. Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Гражданское общество: новая этика. Тюмень, 2004.

4. Быков В., Кара Мурза Е., Катанян К., Минкин А., Полоницкий П., Федотов М. и др. Обреченные на немоту? СМИ в период выборов: законы, комментарии, рекомендации. М.: Галерия, 2003 г. – 120 с.

5. Варламова Д. Психология тролля: как современная культура порождает эмоциональное отчуждение. URL: theoryandpractice.ru

6. Гатов В. Postjournalist. Журналистика после цифрового перехода. Книга-блог. М., 2015.

7. Вигерлинг К. Этика СМИ. М., 2003.

8. Жолудь Р. В. Профессиональная этика журналиста в социальных медиа: новые вызовы // Вестн. ВГУ. Сер.: Филология. Журналистика. 2012. № 1. С. 167–171.

9. Земскова С., Шахов В. Долгий путь к чести и достоинству. (Материалы шести дел). Кострома, 2007. - 220 с.

10. Казаков Ю. В. Профессиональная этика журналиста: Документы и справочные материалы. М.: Галерия, 2002. - 472 с.

11. Какие медиа – такое и общество / Под. ред. В. Юкечева. Новосибирск: ИРП-Сибирь, 2013.

12. Кастельс М. Власть коммуникации. М., 2016.

13. Кумылганова И. А. Гуманитарные проблемы киберпространства и возможности решения его этических вызовов // Реклама и журналистика: культурная эволюция / Под общ. ред. С. А. Шомовой. М., 2009. С. 208–228.

14. Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста. М., 2011.

15. Муратов С. А. Эволюция нетерпимости (история и конфликты этических представлений). М., 2001.

16. Орлова А. Скорбь в Интернете: как новые медиа изменили ритуалы скорби. URL: www.miloserdie.ru

17. Павлушкина Н. А. Кому нужна ваша этика? // Журналист. URL: jrnlst.ru

18. Павлушкина Н. А. Социальные сети в работе журналиста: pro et contra // Современные проблемы науки и образования, 2014. — № 6. — P. 1337.

19. Павлушкина Н. А. Аудиторный фактор развития периодической печати. — г. Санкт-Петербург: Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ, 2014. — 238 с.

20. Павлушкина Н. А. Гражданская журналистика и блогосфера: игра не по правилам? // Этика массовых коммуникаций: опыт и научные исследования в России и Германии — г. г. Санкт-Петербург, — 2013.

21. Панкин А., Б. Тимошенко. Так мы живем. М., 2010.

22. Пресса и власть: возможности взаимодействия в информационном пространстве / Отв. Ред. А. К. Симонов. Кострома, 2008.

23. Пресс-службы и гласность / Под ред. А. К. Симонова. - М.: Юридический Мир, 2006. - 90 с.

24. Прозоров В. В. Власть и свобода журналистики. М., 2012.

25. Профессиональная этика журналиста. Документы и справочные материалы. М., 2004.

26. Саморегулирование журналистского сообщества: Опыт, проблемы, перспективы становления в России. М., 2004.

27. СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования / Отв. ред. М. В. Горбаневский. Авт.-сост. В. Н. Монахов. М., 2003.

28. Степанов В. Н. Этика массовой коммуникации // RELGA. №14 . URL: www.relga.ru

29. Хоменок О. Профессиональные стандарты и этика в онлайн-медиа. Киев, 2013. URL: www.slideshare.net

30. Шомова С. А. Новые медиа и «новая этика»: к вопросу о ценностных трансформациях журналистской профессии // Медиа-альманах. М., 2016. С. 12-20. URL: mediaalmanah.ru/upload/iblock/1a8/shomova-12-20-4.16_final.pdf

Перечень иных информационных источников

1. Five online standards and ethics pointers for journalists URL: www.journalism.co.uk

2. Ward S. J. A. Digital Media Ethics. Center for Journalism Ethics. University of Visconsin. URL: ethics.journalism.wisc.edu

3. Van den Hoven J., Weckert J. (2009) Information Technology and Moral Philosophy. Cambridge: Cambridge University Press.

4. Фонд защиты гласности. URL: www.gdf.ru

5. Коллегия по жалобам на прессу. URL: www.presscouncil.ru

 просмотров: 437 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru