Магистратура
Профессиональная речевая деятельность в массмедиа. 1 курс

Основы драматургии и сценарного мастерства
7 февраля 2019
Преподаватель: Пронин Александр Алексеевич, доктор филологических наук, доцент
Кафедра: телерадиожурналистики

План лекционных занятий

1 занятие. История сценарного дела.

2 занятие. Что такое драма? Основные категории и понятия.

План семинарских занятий

1 занятие. Экранное зрелище как культурная доминанта ХХ и ХХI вв.

2 занятие. Экран и зритель.

3 занятие. Экранный сценарий: больше, чем текст.

4-5 занятие. Работа автора над сценарием «разговорных» передач.

6-7 занятие. Работа автора над сценарием «изобразительных» передач.

8 занятие. Телепрограмма: особый подход.

9 занятие. Телевизионный автор и его команда.

План практических занятий

1 занятие. Пишем сценарий ток-шоу (15-20 мин.)

2-3 занятие. Пишем сценарий тематического репортажа (3-4 мин.)

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Не предусмотрена.

Внутрисеместровый контроль

Включает в себя контроль посещаемости занятий, учебной активности, выполнения письменных заданий.

Промежуточная аттестация – экзамен. Проводится с учетом результатов выполнения заданий для самостоятельной работы (текстов сценарного комплекса). Форма проведения промежуточной аттестации – собеседование по выполненным заданиям.

В случае недостаточно активной работы на занятиях собеседование проводится также по вопросам, обозначенным в экзаменационном билете. Все вопросы соответствуют списку, предполагаемому программой. Обучающемуся предоставляется возможность произвольного выбора билета, на подготовку ответа обучающемуся дается 25 мин, на сам ответ – 15-20 мин. Предполагаемая продолжительность проведения аттестации – в расчете 40 минут на одного человека.

Вопросы к экзамену

1. История драмы: основные этапы.

2. Жанры драматургии.

3. Действие и конфликт в драматургии. Основные виды конфликта.

4. Композиционно-сюжетная организация драматического произведения.

5. Характер и тип в драматургии.

6. Фильм как явление. Специфика языка и драматургии экрана.

7. Действие и конфликт в документальном телефильме.

8. Композиционно-сюжетное решение документального телефильма.

9. Современный документальный телефильм: жанрово-форматная структура.

10. Сценарный комплекс: взаимосвязь текстов.

11. Язык телевизионного сценария.

12. Сценарий «изобразительных» передач.

13. Сценарий «разговорных» передач.

14. Сценарий телепрограммы.

Критерии оценки

На подготовку ответа дается не более 30 минут.

Оценки «отлично» заслуживает обучающийся, продемонстрировавший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, знакомство не только с основной, но и с дополнительной литературой из предложенного списка. Как правило, оценка «отлично» выставляется, если обучающийся усвоившил взаимосвязь основных понятий дисциплины и их значение для приобретаемой профессии, а также проявил творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала.

Оценки «хорошо» заслуживает обучающийся, обнаруживший полное знание учебного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется слушателям, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности, однако допустившим в ходе ответа незначительные неточности или не сумевшим ответить на дополнительный вопрос преподавателя по пройденному материалу.

Оценка «удовлетворительно» предполагает, что обучающийся понимает ключевые идеи дисциплины и демонстрирует знание основного учебного материала (в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии), на удовлетворительном уровне справляется с выполнением предусмотренных программой заданий, знаком с основной рекомендованной литературой.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, обнаружившему значительные пробелы в знаниях основного учебного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий или не владеющему ключевыми знаниями, предусмотренными программой.

Пример тестового задания / Типовые вопросы

Не предусмотрены.

Список обязательной литературы

1. Пронин А.А. Как написать хороший сценарий. М., 2019.

2. Пронин А.А. Телевидение как рассказчик: Биографический нарратив в документалистике. СПб., 2016.

Список дополнительной литературы

1. Арнхейм Р. Кино как искусство. М. 1960.

2. Вайсфельд И. Мастерство кинодраматурга. М. 1961.

3. Вартанов А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества. На телевизионных подмостках. М., 2003.

4. Вертов Д. Статьи. Дневники. Замыслы. М. 1966.

5. Гаймакова Б.Д, Макарова С.К. Мастерство эфирного выступления. М., 2004.

6. Голдовская М. Человек крупным планом. М., 1981.

7. Гаймакова Б. Основы редактирования телепередач. М., 2001.

8. Кемарская И.Н. Телевизионный редактор. М., 2007.

9. Лотман Ю., Цивьян Ю. Диалог с экраном. М., 1994.

10. Митта А. Кино между адом и раем. М., 2009.

11. Петров Г.Н. Телевизионная драматургия. СПб., 1999.

12. Познин В.Ф. Основы монтажа изображения. СПб., 2004.

13. Пронин А.А. Основы сценарного мастерства. СПб., 2008.

14. Пронин А.А. Сценарий документального телефильма. СПб., 2010.

15. Ромм М. Лекции по кинорежиссуре. М., 1978.

16. Сенкевич М.П. Культура телевизионной и радиоречи. М., 1996.

17. Р.Уолтер. Сценарное мастерство: кино- и теледраматургия как искусство, ремесло и бизнес (реферат книги). М., 1993.

18. Эйзенштейн С. Монтаж 38. За кадром // С.М.Эйзенштейн. Избр. произв.: в 6т. Т.2, М. 1964.

19. Экранные искусства и литература. Т. 1-4. М., 1991.

Перечень иных информационных источников

1. Информационные ресурсы НБ СПбГУ: www.library.spbu.ru

2. elibrary.ru

 просмотров: 222 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru