Магистратура
Профессиональная речевая деятельность в массмедиа. 1 курс

Культура речевого поведения медиадеятеля
5 февраля 2019
Преподаватель: Соломкина Татьяна Алексеевна, к. иск., доцент
Кафедра: медиалингвистики

План лекционных занятий

1 занятие. Введение (цели, задачи, структура курса). Культура речевого поведения. Основные аспекты речевой культуры медиадеятеля. Специфика публичного текста (медиатекста).

2 занятие. Коммуникативно-стилистический и коммуникативно-этический аспекты речевой культуры поведения медиадеятеля. Этика медиаречи.

3 занятие. Качество речи коммуникантов в медиапространстве. Точность употребления единиц языка. Проблема выбора слова в речи медиадеятеля. Культура речевого поведения и речевой этикет.

4 занятие. Профессиональные речевые огрехи в коммуникации на примерах монологических текстов СМИ. Нормирование и нормативность медиаречи. Речевая манипуляция. Импровизация и спонтанность в речевом поведении медиадеятеля.

5 занятие. Контрольная работа.

План семинарских занятий

1 занятие. Специфика звучания публичной речи: дыхание, артикуляция, дикция как инструменты воздействия на аудиторию.

2 занятие. Проблема интонации в публичной речи: темп, тон, громкость и паузы как инструменты воздействия на аудиторию.

3 занятие. Лексическая и стилистическая сочетаемость слов в условиях медиаречи. Отработка навыков выбора слов в медиаречи.

4 занятие. Соотношение нормативного и ненормативного, нормативного и авторского в речевом поведении медиадеятеля.

5 занятие. Элементы агрессии в речи медиадеятеля. Речевые преступления.

6 занятие. Профессиональные ошибки речевого поведения медиадеятеля. Речевая манипуляция. Импровизация.

7 занятие. Невербальные элементы поведения медиадеятеля.

Семинарские занятия ведет: Соломкина Татьяна Алексеевна, доцент.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя не предусмотрена.

Внутрисеместровый контроль

Промежуточная аттестация – экзамен.

Форма проведения экзамена – собеседование по вопросам, обозначенным в экзаменационном билете. В одном билете содержится два вопроса. Обучающемуся предоставляется возможность произвольного выбора билета. На подготовку ответа дается 45 минут. Предполагаемая продолжительность проведения экзамена одного обучающегося – 20 минут.

Вопросы к экзамену

1. Понятие культуры речи, речевого поведения, медиаречи.

2. Вариативность речевого поведения медиадеятеля.

3. Специфика медиатекста.

4. Понятие культуры речевого поведения медиадеятеля.

5. Ортологический аспект культуры речевого поведения медиадеятеля.

6. Проявление личности медиадеятеля в ортологическом аспекте.

7. Многообразие коммуникативно-речевых норм.

8. Коммуникативно-стилистический аспект культуры речевого поведения медиадеятеля.

9. Соотношение нормативного и авторского в речевом поведении медиадеятеля.

10. Кодекс речевого поведения журналиста.

11. Этический аспект культуры речевого поведения медиадеятеля.

12. Речевой этикет публичного выступления.

13. Стратегия и тактика произнесения текста в речевом медиапространстве.

14. Интонационная окрашенность текстов публичной речи.

15. Инструменты воздействия речи медиадеятеля на аудиторию.

16. Лексическая сочетаемость слов в медиаречи.

17. Стилистическая сочетаемость слов в медиаречи.

18. Отбор слов в речи медиадеятеля.

19. Соблюдение и нарушение норм в речевом акте медиадеятеля.

20. Мотивированные и немотивированные проявления речевой агрессии медиадеятеля.

21. Часто встречающиеся профессиональные речевые огрехи коммуникантов в медиапространстве.

22. Способы речевой манипуляции. Приведение примеров и разбор вариантов корректной и некорректной речевой манипуляции.

23. Техники и приемы применения НЛП, гипноз (эриксоновский) и др. манипулятивные вербальные и невербальные формы воздействия.

24. Проблема импровизации в речевом поведении медиадеятеля.

Критерии оценки (экзамен)

На подготовку ответа дается не более 45 минут.

Оценки «отлично» заслуживает обучающийся, продемонстрировавший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, знакомство не только с основной, но и с дополнительной литературой из предложенного списка. Как правило, оценка «отлично» выставляется, если обучающийся усвоил взаимосвязь основных понятий дисциплины и их значение для приобретаемой профессии, а также проявил творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала.

Оценки «хорошо» заслуживает обучающийся, обнаруживший полное знание учебного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется слушателям, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности, однако допустившим в ходе ответа незначительные неточности или не сумевшим ответить на дополнительный вопрос преподавателя по пройденному материалу.

Оценка «удовлетворительно» предполагает, что обучающийся понимает ключевые идеи дисциплины и демонстрирует знание основного учебного материала (в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей профессиональной деятельности), на удовлетворительном уровне справляется с выполнением предусмотренных программой заданий, знаком с основной рекомендованной литературой.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, обнаружившему значительные пробелы в знаниях основного учебного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий или не владеющему ключевыми знаниями, предусмотренными программой.

Пример тестового задания / Типовые вопросы

Примеры тестовых заданий и типовые вопросы не предусмотрены.

Список обязательной литературы

1. Винокур Т. Г. О содержании некоторых стилистических понятий. М., 2009.

2. Кожина М. Н., Дускаева Л. Р., Салимовский В. А. Стилистика русского языка. М., 2012.

3. Кошевая И.Г. Текстообразующие структуры языка и речи: учебное пособие. 2-е изд. М., 2012.

4. Москвин В.П. Риторика и теория коммуникации: виды, стили и тактики речевого общения. М., 2012.

5. Чтобы Вас понимали: культура русской речи и речевая культура человека: учеб.пособие / Ред. О.Б.Сиротина. М., 2015.

6. Современный русский язык: языковые техники создания медиатекстов. Практикум / Под ред. Л. Р. Дускаевой. М.: Флинта, 2016.

Список дополнительной литературы

1.Авраамов Д. С. Профессиональная этика журналиста: Учеб. пособие. М., 2003.

2. Виноградова В.С. Cтилистический аспект русского словообразования. М., 1982.

3. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.

4. Голев Н.Д. Антиномии русской орфографии. Барнаул, 1997.

5. Горбаневский М.В., Караулов Ю.Н., Шаклеин В.М. Не говори шершавым языком. О нарушениях норм литературной речи в электронных и печатных СМИ. М., 1999.

6. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1989.

7. Граудина Л.К. и др. Грамматическая правильность русской речи. М., 1976.

8. Дускаева Л.Р., Протопопова О.В. Русский язык и культура речи. Пермь, 2003.

9. Журналистика и социология. Россия, 90-е годы: Сб. статей / Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб., 2001.

10. Засурский И. И. Масс-медиа второй республики. М., 1999.

11. Интернет-СМИ: теория и практика: Учеб. пособие. М., 2010.

12. Казарцева О.М. Культура речевого общения. М.: Флинта, 1999.

13. Коньков В.И. Речевая структура газетных жанров. СПб., 2005.

14. Костомаров В.Г. Наш язык в действии. Очерки современной русской стилистики. М., 2005.

15. Матвеева Т.В. Ортология текста // Культурно-речевая ситуация в современной России. Екатеринбург, 2000.

16. Стернин И.А. Введение в речевое воздействие. Воронеж, 2001.

17. Система средств массовой информации России: Учеб. пособие / Под ред. Я. Н. Засурского. М., 2001.

18. Сиротинина О.Б. Обыденная риторика: проблемы и способы ее изучения // Речевое общение. Красноярск, 2000. Вып. 2 (10).

19. Солганик Г. Я. Практическая стилистика русского языка: Учеб. пособие. М., 2006.

20. Устюгова Е.Н. Стиль и культура. Опыт построения общей теории стиля. СПб, 2006

21. Формановская Н.И. Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход. М., 2002

22. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М., 1989.

23. Хазагеров Г.Г. Политическая риторика. М., 2006.

24 Эко У. Пять эссе на темы этики. СПб., 2002.

25. Этика речевого поведения журналиста / Ред. Л.Р. Дускаева. СПб., 2009.

Справочная литература

1. Граудина Л.К. и др. Грамматическая правильность русской речи. – М.: Наука, 1976.

2. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. М., 1974.

3. Лингвистический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1990.

4. Розенталь, Д. Э. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное произношение. 7-е изд. М., 2009

5. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. – М., 1999.

6. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. Айресс-пресс М.:1999

7. Русский язык. Энциклопедия. – М: Советская энциклопедия, 1979.

8.Стилистический энциклопедический словарь русского языка. Под ред. М. Н. Кожиной. М., 2003.

Перечень иных информационных источников

1. www.library.spbu.ru – информационные фонды НБ СПбГУ.

2. medialing.spbu.ru – электронная библиотека ресурса «Медиалингвистика. XXI век».

 просмотров: 336 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru