Магистратура
Профессиональная речевая деятельность в массмедиа. 1 курс

Информационно-речевое продвижение государственной политики
5 февраля 2019
Преподаватель: Коньков Владимир Иванович, доктор филологических наук, профессор
Кафедра: медиалингвистики

План лекционных занятий

Лекция 1. Проправительственное издание. Утилитарность медиаречи, включенность в общую практическую жизнь общества. Место данного типа издания в коммуникативной иерархии изданий. Коммуникативные права авторов издания.

Лекция 2. Речевые приёмы подачи информации в проправительственном издании: типы информационных материалов, стиль и композиция.

Лекция 3. Речь политика, чиновника в данном типе издания. Способы воспроизведения.

Лекция 4. Работа с документом. Трансформация текста документа при его цитировании.

Лекция 5. Речевые приёмы позиционирования лица в проправительственном издании. Способы номинации. Формирование имиджа.

План семинарских занятий

Занятие 1. Проправительственное издание. Утилитарность медиаречи, включенность в общую практическую жизнь общества. Место данного типа издания в коммуникативной иерархии изданий. Коммуникативные права авторов издания.

Занятие 2. Речевые приёмы подачи информации в проправительственном издании: типы информационных материалов, стиль и композиция. Элементы сравнительного анализа в сопоставлении с оппозиционным изданием.

Занятие 3. Речь политика, чиновника в данном типе издания. Способы воспроизведения. Проблема редактирования речи при цитировании.

Занятие 4. Работа с документом. Трансформация текста документа при его цитировании.

Занятие 5. Речевые приёмы позиционирования лица в проправительственном издании. Способы номинации. Формирование имиджа.

Занятие 6. Речевые приёмы позиционирования события в проправительственном издании.

Семинарские занятия ведет Коньков Владимир Иванович, доктор филологических наук, профессор.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Не предусмотрена.

Внутрисеместровый контроль

1. Проверка задаваемых домашних заданий.

2. Контроль посещаемости лекционных занятий.

Вопросы к экзамену

1. Проправительственное издание. Утилитарность медиаречи, включенность в общую практическую жизнь общества. Место данного типа издания в коммуникативной иерархии изданий. Коммуникативные права авторов издания.

2. Речевые приёмы подачи информации в проправительственном издании: типы информационных материалов, стиль и композиция. Элементы сравнительного анализа в сопоставлении с оппозиционным изданием.

3. Речь политика, чиновника в данном типе издания. Способы воспроизведения. Проблема редактирования речи при цитировании.

4. Работа с документом. Трансформация текста документа при его цитировании.

5. Речевые приёмы позиционирования лица в проправительственном издании. Способы номинации. Речевые приёмы формирование имиджа.

6. Речевые приёмы позиционирования лица в проправительственном издании. Речевые приёмы формирование имиджа.

7. Речевые приёмы позиционирования события в проправительственном издании.

Критерии оценки

Форма проведения экзамена – письменная. Один вопрос готовится в письменной форме: анализ информационного текста в аспекте информационно-речевого продвижения государственной политики. Краткий речевой анализ текста на предмет оценки имеющихся в нем общих и частных признаков медийнойречи.

На подготовку ответа студенту дается 45 минут.

Оценка «Отлично» ставится, если магистрант продемонстрировал глубокие знания в области речеведения, а также умение точно квалифицировать речевые факты в подготовленном тексте.

Оценка «Хорошо» ставится, если магистрант продемонстрировал хорошие знания в области речеведения, а также умение точно квалифицировать основные речевые факты в подготовленном тексте.

Оценка «Удовлетворительно» ставится, если магистрант продемонстрировал удовлетворительные знания в области речеведения, а также умение точно квалифицировать отдельные речевые факты в подготовленном тексте.

Оценка «Неудовлетворительно» ставится, если магистрант не проанализировал текст, так как не владеет необходимыми знаниями и методикой анализа. текст в соответствии с предложенными требованиями.

Предполагаемая продолжительность проведения беседы по подготовленному тексту для одного студента – 20 минут.

Пример тестового задания / Типовые вопросы

Тестовые задания не предусмотрены.

Список обязательной литературы

1. Коньков В.И. Речевая структура газетных жанров. СПб, 2005.

2. Лазарева Э. А. Заголовок в газете. Свердловск, 1989.

3. Михальская А. К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике. М., 1996.

4. Прохорова К. В. Совокупный заголовочный текст // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2007.

5. Сметанина С. И. Медиа-текст в системе культуры. СПб, 2002.

6. Современный русский язык. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред.Л.Р.Дускаевой. Изд-во «Питер». СПб, 2014.

7. Стилистика и литературное редактирование. Под ред.Л.Р.Дускаевой. Отв.ред.В.В.Васильева. М.: Юрайт, 2015.

Список дополнительной литературы

1. Бахтин М. М. К проблеме речевых жанров // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.

2. Быкова Е. В. Речевая структура модульного текста // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2008.

3. Валгина Н. С. Теория текста. М., 2003.

4. Васильев А.Д. Слово в эфире: Очерки новейшего словоупотребления в российском телевещании. Красноярск, 2000.

5. Виноградов С.И. Язык газеты в аспекте культуры речи // Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996.

6. Володина М.Н. Язык СМИ – основное средство воздействия на массовое сознание // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. М., 2003.

7. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.

8. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1988.

9. Ильин И. П. Массовая коммуникация и постмодернизм // Речевое воздействие в средствах массовой коммуникации. М., 1999.

10. Кара-Мурза Е.С. Лингвистическая экспертиза рекламных текстов // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. М., 2003.

11. Карасик В. И. Язык социального статуса. М., 2002.

12. Коньков В. И., Потсар А. Н. Стилистический анализ текста. СПб, 2006.

13. Коньков В.И. Идеологическая речь // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2007.

14. Коньков В.И. Книжное и разговорное начало в средствах массовой информации // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2007.

15. Коньков В.И., Потсар А.Н. Основные понятия стилистики речи // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2007.

16. Коньков В. И. Речевая структура газетного текста. СПб., 1995.

17. Коньков В. И., Неупокоева О. В. Функциональные типы речи. М., 2011.

18. Корнилова Н.А. Фатическая речь // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2007.

19. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи: Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. СПб., 1999.

20. Кривоносов А. Д. Жанры PR-текста. СПб, 2001.

21. Купина Н.А. Тоталитарный язык. Екатеринбург; Пермь, 1995.

22. Лазарева Э. А. Системно-стилистические характеристики газеты. Екатеринбург, 1993.

23. Левин Ю.И. О семиотике лжи // Материалы Всесоюз. симпозиума по вторичным моделирующим системам. Тарту, 1974.

24. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М., 1970.

25. Майданова Л. М. Структура и композиция газетного текста. Красноярск, 1987.

26. Мильчин А. Э., Чельцова Л. К. Справочник издателя и автора: Редакционно-издательское оформление издания. М., 2004.

27. Митрофанова И. А. Художественное начало в газетно-журнальной речи // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2007.

28. Морозова Е.В. Рекламная коммуникация. М., 2003.

29. Муравьева Н.В. Язык конфликта. М., 2002.

30. Накорякова К. М. Литературное редактирование (любое издание).

31. Неупокоева О. В. Речевой облик периодического издания // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2007.

32. Потсар А. Н. Авторское начало в текстах массовой коммуникации // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2007.

33. Потсар А. Н. Интернет как среда речевой коммуникации // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2008.

34. Рождественский Ю. В. Общая филология. М., 1996.

35. Рождественский Ю. В. Теория риторики. М., 1999.

36. Русский язык конца ХХ столетия (1986-1995). М., 1996.

37. Современный русский язык: Социальная и функциональная дифференциация. М., 2003.

38. Солганик Г. Я. Современная публицистическая картина мира // Публицистика и информация в современном обществе. М., 2000.

39. Солганик Г. Я. Основы лингвистики речи. МГУ, 2010.

40. Солганик Г. Я. Стилистика текста. М., 1997.

41. Стилистика и литературное редактирование / Под ред. В. И. Максимова. М., 2004.

42. Толстой Н. И. Язык и культура // Толстой Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995.

43. Успенский Б. А. Поэтика композиции. М., 1970.

44. Хазагеров Г. Г. Политическая риторика. М., 2006.

45. Шмид В. Нарратология. М., 2003.

46. Эко У. Отсутствующая структура. СПб, 1998.

47. Юдина Т.В. Универсальные и специфические характеристики Интернета как формы коммуникации // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. М., 2003.

Перечень иных информационных источников

Библиотека сайта «Медиалингвистика-XXI век»: medialing.spbu.ru

Информационные фонды НБ СПбГУ: library.spbu.ru

 просмотров: 360 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru