Магистратура
Реклама и связи с общественностью. 1 курс

Устные коммуникации в бизнесе и политике
5 февраля 2019
Преподаватель: Малявкина Ирина Вадимовна, кандидат филологических наук
Кафедра: медиалингвистики

План лекционных занятий

Лекция 1. Принципиальные отличия устной коммуникации от письменной.

Лекция 2. Публичные выступления как средство тренировки речевых навыков.

Лекция 3. Социальные отношения и их отражение в речи.

План семинарских занятий

Занятие 1. Спонтанные и подготовленные речевые действия.

Занятие 2. Приёмы, позволяющие управлять вниманием аудитории.

Занятие 3. Информирующая речь и её разновидности. Выступление с электронной презентацией: речевая специфика, технические аспекты, особенности подготовки.

Занятие 4. Культура устной речи. Эффективность устной речи. Типичные ошибки, допускаемые в устной речи специалистами по PR и рекламе.

Занятие 5. Подготовка публичного выступления. Разработка структуры и сценарного плана выступления. Композиция выступления.

Занятие 6. Рациональное и эмоциональное в речи. Убеждающая монологическая речь. Способы аргументации.

Занятие 7. Суггестивные и несуггестивные тексты. Внушение в устной PR-коммуникации и аудиовизуальной рекламе.

Занятие 8. Диалогическая коммуникация. Речевые технологии в переговорах и других видах деловой коммуникации. Коммуникативные тактики торга. Теория и практика спора. Организация дискуссии.

Занятие 9. Межкультурная коммуникация в деловом и межличностном общении. Закрепление полученных навыков. Итоговая речь. Способы дальнейшего развития речевых навыков.

Семинарские занятия ведет: Малявкина Ирина Вадимовна, кандидат филологических наук.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя не предусмотрена.

Внутрисеместровый контроль

Контрольные работы (2 занятия) выполняются после изучения тем семинарских занятий № 4 и № 9, они предназначены для оценки освоения предшествующего материала.

Вопросы к зачету

1. Спонтанные и подготовленные речевые действия.

2. Эмоциональное состояние оратора и его отражение в речи.

3. Способы демонстрации значимости речи.

4. Управление коммуникативной дистанцией.

5. Взаимное дискурсивное позиционирование субъектов коммуникации.

6. Приёмы, позволяющие управлять вниманием аудитории.

7. Информирующая речь и её разновидности.

8. Образность, изобразительность, наглядность в устной речи. Работа с иллюстрациями. Мнемонические приёмы.

9. Выступление с электронной презентацией: речевая специфика, технические аспекты, особенности подготовки.

10. Культура устной речи. Качества эффективной речи. Типичные ошибки, допускаемые в устной речи специалистами по PR и рекламе.

11. Подготовка публичного выступления. Разработка структуры и сценария выступления. Учёт особенностей аудитории.

12. Соразмерность элементов речи. Внутренняя гармония речи. Преодоление неблагоприятных условий порождения речи.

13. Рациональное и эмоциональное в речи. Убеждающая монологическая речь. Способы аргументации, их восприятие различными типами аудитории.

14. Суггестивные и несуггестивные тексты. Внушение в устной PR-коммуникации и аудиовизуальной рекламе. Лингвистические и коммуникативные средства создания суггестивного эффекта.

15. Эмоциональное воздействие слов и высказываний. Стимулирование эмоциональных реакций с помощью провокации и заражения.

16. Эпидейктическая речь и её разновидности.

17. Диалогическая коммуникация. Речевые технологии в переговорах и других видах деловой коммуникации. Коммуникативная инициатива и её проявления в речи.

18. Выявление потребностей. Использование вопросов. Коммуникативные тактики торга. Работа с возражениями и уступками. Фиксация договорённостей.

19. Теория и практика спора. Анализ ведения спора. Средства выражения согласия и возражения. Организация дискуссии.

20. Межкультурная коммуникация в деловом и межличностном общении. Социальный символизм.

Критерии оценки

Зачет по дисциплине подразумевает оценку по совокупности следующих показателей:

(а) группового обсуждения заданий, выполняемых студентами на практическом занятии;

(б) коллоквиума по материалам прочитанной литературы;

(в) устно-письменного опроса (примерный список вопросов приведён ниже).

Оценка «зачтено» ставится в случае, если студент продемонстрировал знание содержания прослушанных лекций, сдал и защитил во время практических занятий домашние задания; знакомство со специальной литературой.

В ходе ответа на вопросы зачета студент привел самостоятельно подобранные при подготовке к зачету примеры. Устный ответ на зачете демонстрирует высокую речевую культуру при отсутствии фактических ошибок при изложении материала.

Оценка «незачтено» ставится в случае несоответствия ответа приведённым критериям.

Пример тестового задания

Тестовые задания не предусмотрены.

Список обязательной литературы

1. Борг Дж. Сила убеждения: искусство оказывать влияние на людей. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2013.

2. Ильин Е. П. Психология доверия. М., 2013.

3. Г. Г. Хазагеров, Корнилова Е. Е. Риторика для делового человека: учеб. пособие / Г.Г.Хазагеров, Е.Е.Корнилова. 3-е изд.: Флинта; Москва; 2008.

4. Хьюмс Дж. Секреты великих ораторов: говори как Черчилль, держись как Линкольн. М., 2013.

5. Шаховский В. И. Эмоции: долингвистика, лингвистика, лингвокультурология / В. И. Шаховский. 2-е изд. М., 2013.

6. Экман П. Психология эмоций. М., 2013.

7. Community and communication: oratory and politics in republican Rome / ed. by C. Steel, H. Van der Blom. Oxford, 2013.

Список дополнительной литературы

1. Аминов И. И. Приемы управления вниманием в деловом общении . 2005. URL: www.elitarium.ru/2005/11/09/priemy_upravlenija_vnimaniem_v_delovom_obshhenii.html

2. Аристотель. Поэтика. Риторика. СПб.: Изд-во «Азбука», 2000 // URL: www.rodchenko.ru/docs/aristotel.doc Электрон. версия печ. Публикации.

3. Баранов А. Н., Паршин П. Б. Языковые механизмы вариативной интерпретации действительности как средство воздействия на сознание // Роль языка в средствах массовой коммуникации. М.: ИНИОН АН СССР, 1986. С. 100–143.

4. Блакар Р. М. Язык как инструмент социальной власти (теоретико-эмпирические исследования языка и его использования в социальном контексте) // Язык и моделирование социального взаимодействия: Переводы. М.: Прогресс, 1987. C. 88–125.

5. Болинджер Д. Истина – проблема лингвистическая // Язык и моделирование социального взаимодействия: Переводы. М.: Прогресс, 1987. C. 23–43.

6. Борисова Е. Г. Понимание в интерактивной модели: управление со стороны адресата // Понимание в коммуникации. 2005: Тезисы докладов Международной научной конференции (28 февраля – 1 марта 2005 г., Москва) // URL: www.srcc.msu.su/uni-persona/site/conf/conf_05/tesi05.htm Электрон. версия печ. Публикации.

7. Борисова Е. Г. Управление вниманием и пониманием: предварительные действия говорящего // Материалы II Международной конференции по когнитивной науке 9-13 июня 2006 года. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, июнь, 2006. С. 218–219.

8. Гандапас Р. Презентационный конструктор. М.: Вершина, 2006.

9. Денисюк Е. В. Манипулятивное речевое воздействие: коммуникативно-прагматический аспект: Дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Уральский государственный университет им. А. М. Горького. – Екатеринбург, 2003.

10. Дилтс Р. Фокусы языка: Изменение убеждений с помощью НЛП / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000.

11. Долинин К. А. Высказывание и ситуация общения // Говорящий и слушающий. СПб.: Союз, 2001. С. 17– 25.

12. Долинин К. А. Имплицитное содержание высказывания // Вопросы языкознания. 1983. – №6. С. 37–47.

13. Зарецкая Е. Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. 4-е изд. М.: Дело, 2002.

14. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2008.

15. Иссерс О. С. Речевое воздействие: Учебное пособие. М.: Флинта, 2009.

16. Иссерс О. С. Зачем приехал Киса Воробьянинов (к вопросу о принципах лингвистического описания коммуникативных стратегий и тактик) // Русский язык как иностранный: Теория. Исследования. Практика. СПб.: Сударыня, 2000. Вып. 4. С. 243–266.

17. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М.: ЛКИ, 2008.

18. Иссерс О. С. Речевое воздействие в аспекте когнитивных категорий // Вестник Омского университета. 1999. Вып. 1. С. 74–79. // URL: www.omskreg.ru/vestnik/articles/y1999-i1/a074/article.html Электрон. версия печ. Публикации.

19. Карасик В. И. Язык социального статуса . М.: Институт языкознания Российской академии наук, Волгоградский государственный педагогический институт, 1992 // URL: philologos.narod.ru/texts/karasik/status00.htm Электрон. версия печ. Публикации.

20. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. М.: Лабиринт-Пресс, 2000 // URL: www.rodchenko.ru/docs/Karnegi.doc Электрон. версия печ. Публикации.

21. Кибрик А. А., Паршин П. Б. Дискурс // Электронная Энциклопедия Кругосвет . 2001 // URL: www.krugosvet.ru

22. Культура парламентской речи. М., 1994.

23. Культура русской речи речи. Учебник для вузов. М., 1998

24. Культура устной и письменной речи делового человека. М., 1997.

25. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995.

26. Леммерман X. Учебник риторики. М., Интерэксперт, 1999 // URL: www.rodchenko.ru/docs/Lemerman.doc – Электрон. версия печ. Публикации.

27. Леммерман X. Учебник риторики. М., Интерэксперт, 1999 // URL: www.rodchenko.ru/docs/Lemerman.doc – Электрон. версия печ. Публикации.

28. Леонтьев А. А. Психология общения. М.: Смысл, 1997.

29. Лысакова И. П. Риторика в системе лингвистических дисциплин на факультетах журналистики // Статус стилистики в современном языкознании: Межвуз. сб. науч. тр. / Редкол.: ... Кожина М.Н. (гл. ред.) и др. Пермь, 1992. С.137-142.

30. Маслова А. Ю. Введение в прагмалингвистику: Учебное пособие. М.: Наука; Флинта, 2008.

31. Маслова В. А. Введение в когнитивную лингвистику: Учебное пособие. М.: Наука; Флинта, 2007.

32. Матвеева Г. Г. Диагностирование личностных свойств автора по его речевому поведению. – Ростов н/Д: Издательство Донского юридического института, 1999.

33. Мелихов И. Н. Скрытый гипноз: Практическое пособие . Волгоград, 2002. // URL: lib.aldebaran.ru Электрон. версия печ. Публикации.

34. Михайлова О.А., Голомидова М.В. Шаги к искусной речи. Пермь, 1995.

35. Михальская А. К. Основы риторики. Мысль и слово. М., 1996.

Оптимизация речевого воздействия: Монография / Редкол.: Котов Р. Г. (отв. ред.) . М.: Наука, 1990.

36. Падучева Е. В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. М.: Наука, 1985.

37. Паршин П. Б. Речевое воздействие: основные сферы и разновидности // Рекламный текст: Семиотика и лингвистика. М.: Международный институт рекламы; Издательский дом Гребенникова, 2000.

38. Петрякова А.Г. Культура речи. Практикум.М., 1997.

Рождественский, Ю. В. Теория риторики / Ю. В. Рождественский. М.: Флинта: Наука, 2004.

39. Савкова З. В. Искусство оратора. СПб.: Общество «Знание», 2003 // URL: www.rodchenko.ru/docs/Savkova.Iskusstvo_oratora.doc Электрон. версия печ. Публикации.

40. Сергеич П. (Пороховщиков П.С.) Искусство речи на суде. – Тула: Автограф, 1999 // URL: www.rodchenko.ru/files/doc/SERGEEVICH.doc Электрон. версия печ. Публикации.

41. Солганик Г.Я. Русский язык. Стилистика. М.,1995.

42. Солганик Г.Я. Стилистика текста. М., 1997.

43. Солсо Р. Когнитивная психология / Пер. с англ. СПб.: Тривола, 2002.

44. Станиславский К. С. Работа актёра над собой. М., 1938.

45. Стернин И. А. Введение в речевое воздействие. Воронеж, 2001.

46. Стернин И. А. Коммуникативное поведение в структуре национальной культуры // Этнокультурная специфика языкового сознания: сб. начн. ст. / РАН, Ин-т языкозн.; редкол.: Н.В. Уфимцева (отв. ред.) . М., 2000. С. 97–112.

47. Стернин И. А. Практическая риторика: Учебное пособие. М., 2007.

48. Стернин И. А. Речевое воздействие как интегральная наука // Речевое воздействие. – Воронеж; Москва, 2000. С. 3–6 // URL: www.comch.ru Электрон. версия печ. Публикации.

49. Формановская Н. И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика. М., 2007.

50. Хазагеров Т. Г., Ширина Л. С. Общая риторика. Курс лекций и словарь риторических фигур. Ростов-на-Дону. 1994.

51. Чернявская В. Е. Дискурс власти и власть дискурса: проблемы речевого воздействия. М.: Флинта, 2006.

52. Fairclough N. Language and Power. London: Longman, 1989.

Harris Z. Discourse analysis // Language. 1952. Vol. 28, №1. P. 1–30.

53. Lakoff R. T. Persuasive discourse and ordinary conversation, with examples and advertising // Analyzing discourse: text and talk. Georgetown: Georgetown University Press, 1982. P. 25–42.

Перечень иных информационных источников

Информационные фонды НБ СПбГУ: library.spbu.ru

www.americanrhetoric.com

www.kremlin.ru

old.rodchenko.ru

jf.spbu.ru

 просмотров: 340 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru