Медиакоммуникации. 1 курс
Современные теории массовой коммуникации
10 сентября 2018
Преподаватель: Коренюшкина Светлана Ильинична,кандидат философских наук, доцент
Кафедра: менеджмента массовых коммуникаций

План лекционных занятий

1 занятие. Введение.

2 занятие. Теории информационно-коммуникативного процесса в СМК.

3 занятие. Теории эффектов СМК.

4 занятие. Теории взаимодействия СМИ и власти.

План практических занятий

Занятие 1. Концептуальные подходы к массовой коммуникации – информационный, семиотический, структуралистский, критический и др.

Занятие 2. Характеристики сетевого общества

Занятие 3. Законы эффективного информирования

Занятие 4. Основные проблемы и перспективы развития интернета в России и других странах

Занятие 5. Теории эффектов массовой коммуникации

Занятие 6. СМК в решении социальных проблем

Занятие 7. Теории информационно-коммуникативного процесса в СМК.

Занятие 8. Система СМК в современной России. Основные тенденции развития.

Занятие 9. Теории взаимодействия СМИ и власти.

Занятие 10. Манипулятивные технологии, использование механизмов убеждения

Занятие 11. Спираль молчания : практическая реализация

Занятие 12. Заключение

Практические занятия ведет: Коренюшкина С.И., канд. филос. наук, доцент.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

не предусмотрена

Внутрисеместровый контроль

Внутрисеместровый контроль включает контроль посещаемости занятий и выполнения заданий.

Вопросы к экзамену

1. Место и роль МК в информационно-коммуникативном обществе.

2.Тенденции развития СМК в России

3.Общие теории коммуникации и функции МК.

4.Система СМК в современной России.

5.Теория «привратника».

6.Теория повестки дня.

7.Теория культивации.

8.Теория зависимости СМК от потребностей аудитории.

9.Теории эффектов СМК.

10.Теория социального обмена.

11.Теория социального обучения.

12.Теория удовлетворения и формирования потребностей.

13.Противоречивость эффектов СМК.

14.Влияние информационного насилия на детей и молодежь.

15.Теория неограниченного влияния СМК.

16.Теория ограниченного влияния СМК.

17.Теория активной аудитории.

18.Теория социальной ответственности.

19.Тоталитарная теория МК.

20.Авторитарная теория МК.

21.Либертарианская теория.

22. Социальная ответственность СМК.

23.Коммуникативное воздействие.

Критерии оценки

Промежуточная аттестация самостоятельной работы обучающегося включает в себя проверку выполнения заданий, размещенных в системе Blakboard, предоставленных преподавателю в определенные сроки.

        Показателями, характеризующими текущую учебную работу слушателей, являются: своевременность использования программы Blakboard, своевременное выполнение заданий 1-12.

     Выполнение заданий оценивается – зачет/незачет.

Зачет ставится если задание выполнено в соответствии с рекомендациями преподавателя, оглашенными на занятии с активной формой (Введение)

Незачет ставится в случае наличия в работе грамматических и стилистических ошибок, нарушения временных интервалов, установленных для выполнения работы, выполнения задания без учета сформулированных к данному заданию рекомендаций.

Если задание не зачтено, преподаватель может установить срок для исправления ошибок.

Задание, по которому обучающийся получил незачет, считается не сданным в срок.

Промежуточная аттестация (экзамен)

Критерии оценки (экзамен)

Форма проведения экзамена – письменная. Студент готовит ответ на 2 предложенных преподавателем вопроса из списка вопросов к экзамену, либо предоставляет в напечатанном виде, ранее зачтенные ответы на задания №№ 1-11.

На подготовку ответа дается 30 минут.

Оценка «Отлично» ставится, если студент полно отвечает на вопрос, ссылается на источники литературы, предложенные преподавателем, в период ознакомления студентом с текстами лекционного материала и приводит примеры из дополнительного материала, подготовленного самостоятельно. Или, если задания №№ 1-11 выполнены в срок и оценены «зачет»»

     Оценка «Хорошо» ставится, если студент отвечает на оба вопроса в билете, умеет оперировать основными понятиями по предложенной теме, раскрывает вопрос в пределах лекционного материала. А также, если одно задание не выполнено в срок

Оценка «Удовлетворительно» ставится, если студент, отвечая на вопросы в билете, неуверенно оперирует основными понятиями, не приводит примеры, иллюстрирующие положения, о которых идет речь, его ответ является кратким, не раскрывает суть вопроса (вопросов), не представляет собой логичного последовательного текста. А также, если от двух до четырех заданий не выполнены в срок

Оценка «Неудовлетворительно» ставится, если студент не знает ответа на вопросы в билете, не знает базовых определений по теме билета, не может ответить на дополнительные вопросы преподавателя, связанные с темой вопросов в билете. А также, если более пяти заданий не выполнены в срок.

Использование каких-либо дополнительных источников на любых носителях информации во время экзамена запрещается. За пользование какими-либо источниками студент удаляется с экзамена, в ведомость выставляется оценка «неудовлетворительно».

Список обязательной литературы

1.    Современные теории массовой коммуникации: учебное пособие курса "Современные технологии массовой коммуникации", / И. П. Яковлев; С.-Петербургский гос. ун-т, Факультет журналистики, . - . - СПб: Изд-во СПбГУ, 2011.

2.    Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции: Учеб. Пособие. М.,2010..

3.    Медиа: Введение. Под ред.А.Бриггза, П.Кобли. Пер. с англ.- М.,2005.

4.    Почепцов Г.Г. Медиа: теория массовых коммуникаций. – Киев, 2008.

5.    Назаров М.Н. Массовая коммуникация в современном мире:методология анализа и практика исследований. М.,2002.

6.    Baran St.J., Davis D.K. Mass Communication Theory. Calif., 2005.

Cписок дополнительной литературы

1. Основы теории журналистики: для студентов вузов, обуч. по напр. 031300 "Журналистика": для бакалавров / М. Н. Ким. - М. : Питер, 2013.

2.Теория и практика массовой информации: общество - СМИ - власть: учебник для студентов вузов, обуч. по спец. "Связи с общественностью" / А. Г. Киселев. - М.: ЮНИТИ, 2010.

3. Основы теории коммуникации: учебное пособие / О. Н. Недосека, М. Ю. Двоеглазова ; Мурманский гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2010.

4. Гуманитарная миссия современной глобализирующейся коммуникативистики / Л. М. Землянова; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Фак. журналистики. - М.: Изд-во Московского ун-та, 2010.

5.Теория коммуникации: учебник для студентов вузов, обуч. по напр. подготовки (специальностям) "Связи с общественностью" и "Реклама" / О. Ю. Голуб, С. В. Тихонова. - М.: Дашков и Ко, 2011.

6.Теория коммуникации: учебник для бакалавров; учебник для студентов вузов, обуч. по гуманит. напр. и специальностям / М. Ю. Коноваленко, В. А. Коноваленко; Рос. гос. торг. -экон. ун-т. - М.: Юрайт, 2012

7. Коммуникология: основы теории коммуникации: учебник для бакалавров рекламы и связей с общественностью (модуль дисциплин "Коммуникология"); учебник для студентов вузов, обуч. по спец. "Связи с общественностью" / Ф. И. Шарков; Междунар. акад. бизнеса и управления, Ин-т совр. коммуникационных систем и технологий. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко : Изд-во Шаркова, 2012.

8.Быкова А.С. Массмедиа стран-членов Европейского союза: политико-правовые вопросы регулирования содержания информации. Спб., 2004.

9.Засурский И. Реконструкция России. (масс-медиа и политика в 90-е Изд. МГУ,2001. 10.Землянова Л.М. Коммуникативистика и средства информации: англо-русский толковый словарь концепций и терминов. М., 2004.

11.Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. М.: Аспект Пресс, 2004.

12.Средства массовой информации постсоветской России: Учебное пособие /Под. Ред. Я. Н. Засурского. - М.:Аспект Пресс, 2002.

13.Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов/Под ред. Я. Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2001.

14.Средства массовой информации в современном мире. Материалы межвузовской н-пр. конф. – СПб.:Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002 -2014.

15.Шилина М.Г. Текстогенные трансформации инфосферы . Методологический анализ становления Интернета. - М. 2012

16. Яковлев И.П. Элементы гуманитарно-социальной коммуникологии.- СПб,.2010.

17. Straubhaar J., Laruse R., Communications Media in the Information Society. California, 1997.

18. От пиктограммы до Интернета: краткий очерк развития средств информации и коммуникации / В. Ф. Познин; отв. ред. Е. П. Почкай ; С.-Петербургский гос. ун-т, Фак. журналистики, Каф. радио и телевидения. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб. : Факультет журналистики СПбГУ, 2008.

19.Брайант Д., Томпсон С. Основы взаимодействия СМИ: Пер. с англ. – М.: Изд. дом «Вильямс», 2004. – 432с.

20.Информация. Коммуникация. Общество. - СПб: Изд. СпбГУ, 2002.- 360с.

21.Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Пер. с англ. / Под науч. Ред. О.И.Шкаратана. – М.: ГУВШЭ, 2000. – 608с.

22.Куржиямский М.Ю. Социокоммуникативные процессы в современном российском обществе. - СПб., 2005.- 143с.

23.Федотова Л. Н. Социология массовой коммуникации. – М.: Питер, 2003. - 396с.

24. An Integrated Approach to Communication Theory and Research Edited by M. B. Salven D. W. Stacks –New Jersey. – 1996.

25. Graiq T. R. Why Are There So Many Communication Theories? // Defininq Media Studies. Reflection on the Future of the field. - New York, Oxford. 1994.- Р.34-41.

26. Littlejohn S.W. Theories of Human Communication. – N.Y., 1999.

27. Fiske J. Introduction to Communication Studies. – London., 1990.

 просмотров: 112 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru