Реклама и связи с общественностью. 2 курс
Актуальные проблемы социологии массовых коммуникаций. 2 семестр
19 февраля 2019
Преподаватель: Коренюшкина Светлана Ильинична, кандидат философских наук, доцент
Кафедра: менеджмента массовых коммуникаций

План лекционных занятий

Занятие 1-2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема. (4 часа)

Занятие 3. Эволюция представлений социологов на роль СМК в жизни индивида на протяжении XIX-ХХ века.

Занятие 4. Механизмы осуществления роли СМК в жизни социума.

Занятие 5. Политическая, коммерческая и социальная реклама в СМК

Занятие 6. Конкретные эмпирические исследования СМК.

План семинарских занятий

Занятие 1. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема.

Занятие 2. Эволюция представлений социологов на роль СМК в жизни индивида на протяжении XIX-ХХ века.

Занятие 3. Механизмы осуществления роли СМК в жизни социума.

Занятие 4. Политическая, коммерческая и социальная реклама в СМК

Занятие 5.Конкретные эмпирические исследования СМК.

Занятие 6. Заключение

Семинарские занятия ведет: Коренюшкина С.И., канд. филос. наук, доцент.

Внутрисеместровый контроль

Внутрисеместровый контроль включает выполнение заданий.

Вопросы к зачету

1. Сущность и основные функции массовой коммуникации

2. Социология массовой коммуникации как специальная отрасль социологической науки

3. Основные этапы становления и развития западной социологии массовой коммуникации

4. Отечественный опыт изучения массовой коммуникации

5. Теория пропаганды Г.Лассуэлла

6. Теория общественного мнения У.Липпмана

7. Исследования П. Лазарсфельда. Понятие "лидер мнения"

8. Модель Шеннона-Уивера

9. Двухступенчатая модель массовой коммуникации

10. «Спираль молчания» Э. Ноэль-Нойман

11. «Глобальная деревня» М. Маклюэна

12. Масс-медиа как социальная подсистема (концепция Н. Лумана)

13. Критическая теория Франкфуртской школы и социология массовой коммуникации (В. Беньямин, Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе)

14. Ч. Миллс и его критика массового общества

15. «Общества спектакля» Г. Дебора

16. Семиология медиа-нарративов: В. Пропп, У. Эко, Дж. Фиске

17. Массовая коммуникация и гиперреальность: концепция Ж. Бодрийара

18. Концепция сетевого общества М. Кастельса

19. СМК и публичная сфера в концепции Ю. Хабермаса

20. Понятие гипертекста (У. Эко)

21. Периодизация и типология исследований эффектов воздействия массовой коммуникации

22. Нормативные теории: типология взаимоотношений средств массовой коммуникации и государства

23. Принцип свободы печати. Концепции свободы печати Дж. Милтона, Дж. Локка. И. Бентама, Дж. Ст. Милля

24. СМК как социальный институт и вид бизнеса

25. Масс-медиа и политическая социализация, политические ценности и поведение

26. Формы владения средствами массовой коммуникации. Регламентирующая деятельность государства

27. Эффект установления пунктов повестки дня

28. Общественное телевидение: история и современное состояние

29. Механизмы взаимодействия аудитории с информацией СМК

30. Связи с общественностью и деятельность СМК

31. Проблема влияния экранного насилия на агрессивное поведение

32. Социальная и политическая реклама в СМК

33. Аудитория как объект социологических исследований

При проведении лекционных и семинарских занятий может использоваться система Blaсkboard.

Промежуточная аттестация самостоятельной работы обучающегося включает в себя проверку выполнения заданий, размещенных в системе Blackboard, предоставленных преподавателю в определенные сроки.

Показателями, характеризующими текущую учебную работу слушателей, являются: своевременность использования программы Blackboard, своевременное выполнение заданий, размещенных в Blackboard.

Выполнение заданий оценивается – зачет/незачет.

Зачет ставится если задание выполнено в соответствии с рекомендациями преподавателя, оглашенными на занятии с активной формой (Введение)

Незачет ставится в случае наличия в работе грамматических и стилистических ошибок, нарушения временных интервалов, установленных для выполнения работы, выполнения задания без учета сформулированных к данному заданию рекомендаций.

Если задание не зачтено, преподаватель может установить срок для исправления ошибок.

Задание, по которому обучающийся получил незачет, считается не сданным в срок.

Критерии оценки (зачет)

Форма проведения зачета – устная. Аспирант готовит устный ответ на 2 предложенных преподавателем вопроса из списка вопросов к зачету, либо предоставляет в напечатанном виде, ранее зачтенные ответы на задания, размещенные в системе Blackboard.

На подготовку ответа дается 15 минут.

Оценка «Зачтено» ставится, если ответ дан на оба вопроса, продемонстрировано владение категориальным аппаратом по предложенной теме, приведены и прокомментированы примеры. Или, если задания, размещенные в Blackboard, выполнены в срок и оценены «зачет».

Оценка «Не зачтено» ставится, если аспирант не знает ответа на предложенные вопросы, не может ответить на дополнительные вопросы преподавателя.

Использование каких-либо дополнительных источников на любых носителях информации во время устного зачета запрещается. За пользование какими-либо источниками следует удаление с зачета.

Список обязательной литературы

1.Современные теории массовой коммуникации : учебное пособие к курсам "Современные технологии массовой коммуникации", "Социология массовых коммуникаций" - . - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2011.

2.Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. М.: Либроком, 2010. 360 с.

3.Шарков Ф. И. Коммуникология: социология массовой коммуникации. М.: Дашков и К°, 2010. 318с.

4.Гостенина В. И., Киселев А.Г. Социология массовой коммуникации: учеб. пособие. М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. 350с.

5.Касьянов В. В. Социология массовой коммуникации: учеб. пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. 427с.

6.Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. М.: Социал. отношения: Перспектива, 2009. 591с.

7.Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции: Учеб. Пособие. М.,2010.

Список дополнительной литературы

1. Алексаньян Н. К. Сущность социальных трансформаций современного общества под влиянием средств массовой коммуникации. Краснодар: ХОРС, 2009. 52с.

2. Вартанова Е.Н. Медиаэкономика зарубежных стран: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2003. 335 c.

3. Баранова Е.В. Социология массовой коммуникации. М.: Высшая школа, 2012. 176 с.

4. Дрожкин Ю.Н. Социология массовой коммуникации: учеб. Пособие. Уфа: Изд-во УГНТУ, 2005. 111с.

5. Журналистика и социология / под общ. ред. Фомичевой И.Д. М., 1995. 198с.

6. Панарин И.Н. Информационная война и выборы. М.: Городец, 2004. 528с.

7. Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. М., 1996. 231с.

8. Яковлев И.П. Современные теории массовых коммуникаций: учеб. Пособие. СПб.: Роза мира, 2004. 147с.

9. Яковлев И.П. Стратегические коммуникации: учеб. пособие. СПб.: СПбГУ, 2006. 184с.

 просмотров: 24 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru