Реклама и связи с общественностью. 2 курс
Актуальные проблемы психологии массовых коммуникаций. 1 семестр
19 февраля 2019
Преподаватель: Горбатов Дмитрий Сергеевич, доктор психол. наук, доцент
Кафедра: менеджмента МК

План лекционных занятий

октябрь

Лекция 1. Психологические механизмы социального влияния. 2 ч.

Эмоциональное заражение. «Кольцевая реакция». Паника как специфичное эмоциональное состояние. Подражание. Конформность как психологический феномен. Внушение. Феномен подчинения авторитету. Убеждение. Стратегии эффективного убеждения. Принуждение. Феномен групповой агрессии. Внешние и внутренние факторы агрессии. Современные исследования механизмов социального влияния.

октябрь

Лекция 2. Атрибуции и аттитюды в контексте массовых коммуникаций. 2 ч.

Сущность атрибуционного подхода. Типология каузальных атрибуций. Когнитивные и мотивационные искажения атрибуций. Специфика формирования атрибуций в процессе массовой коммуникации. Влияние аттитюдов на поведение. Парадокс Лапьера и его объяснения. Структура и функции аттитюдов. Специфика формирования аттитюдов в процессе массовой коммуникации. Современные исследования атрибуций и аттитюдов.

ноябрь

Лекция 3. Социальные стереотипы и предрассудки в контексте массовых коммуникаций. 2 ч.

Социальные стереотипы как психологический феномен. Функции и виды социальных стереотипов. Специфика стереотипного мышления в процессе массовой коммуникации. Предрассудки и предубеждения. Причины появления предрассудков. Способы преодоления влияния предрассудков. Предрассудки в контексте массовой коммуникации. Дискриминация. Социальная стигматизация и ее влияние на самоидентификацию личности. Современные исследования стереотипов и предрассудков.

ноябрь

Лекция 4. Психология слухов. 2 ч.

Ключевые характеристики слухов. Источники социальных представлений о ложности или заведомой искаженности неподтвержденных сообщений. Отличия слухов от сплетен, городских легенд и других продуктов неформальной массовой коммуникации. Типология слухов. Особенности распространения слухов. «Основной закон слуха» Г. Олпорта и Л. Постмэна и его критика. Современные представления о факторах возникновения и распространения слухов. Основные тенденции трансформации неподтвержденных сведений в ходе их распространения. Тактические приемы борьбы со слухами.

ноябрь

Лекция 5. Закономерности социального влияния. 2 ч.

Социальное влияние в политической сфере. Психологические приемы из арсенала политического лидера. Политический пиар: «черный», «серый», «белый», «розовый» и проч. Принципы пропаганды в условиях современного общества. Основные приемы изменения личности в тоталитарных сектах. Психологическая характеристика идеологии сектантов. Структура и принципы функционирования тоталитарной секты. Основные приемы социального влияния в бизнесе. Типология рекламного воздействия на потребителей. Мода как массовое поведение и ее детерминанты.

ноябрь

Лекция 6. Психология стихийных объединений. 2 ч.

Теории заражения, внушения, подражания в психологии конца XIX- начала XX века. Основные методологические ошибки авторов теорий заражения, внушения, подражания. Психология масс в трудах З. Фрейда и его последователей. Психологическое содержание теории Ф. Олпорта и его последователей. Теории стадного инстинкта В. МакДауголла, У. Троттера, В.А. Вагнера. Основные методологические ошибки авторов теорий стадного инстинкта и конвергенции. Социологические и социально-когнитивные теории толпы. Теория возникновения норм Р. Тернера и Л. Киллиэна. Теория прирастающей ценности Н. Смелзера. Концепции социального протеста Дж. Дэвиса и Ч. Тилли. Теории социальной идентичности и самокатегоризации в контексте массового поведения.

План семинарских занятий

октябрь

Занятие 1. Социально-психологические основы массовых коммуникаций. 2 ч.

1.    Сущность феноменов внушения, подражания, заражения, принуждения и убеждения.

2.    Паника как психологический феномен.

3.    Психологическая характеристика феномена агрессии.

4.    Специфика проявлений конформности и подчинения авторитету.

октябрь

Занятие 2. Атрибуции и аттитюды в контексте массовых коммуникаций. 2 ч.

1.    Сущность атрибуционного подхода.

2.    Искажения атрибуции в актах коммуникации.

3.    Функции, структура и специфика формирования аттитюдов.

4.    Эмпирические исследования атрибуций и аттитюдов.

ноябрь

Занятие 3. Социальные стереотипы и предрассудки в контексте массовых коммуникаций. 2 ч.

1.    Процессы социальной стереотипизации в массовых коммуникациях.

2.    Предрассудки в контексте массовой коммуникации.

3.    Сущность феномена социальной стигматизации.

4.    Эмпирические исследования социальных стереотипов и предрассудков.

ноябрь

Занятие 4. Психология слухов и сплетен. 2 ч.

1.    Слухи и сплетни как неподтвержденные сообщения.

2.    Особенности распространения и трансформации слухов и сплетен.

3.    Функции слухов и сплетен в социальной среде.

4.    Особенности противодействия влиянию слухов

ноябрь

Занятие 5. Закономерности социального влияния. 2 ч.

1. Социальное влияние в политической сфере.

2. Социальное влияние в тоталитарных сектах.

3. Социальное влияние в бизнесе и рекламе.

4. Мода как массовое поведение и ее детерминанты.

ноябрь

Занятие 6. Психология стихийных объединений. 2 ч.

1. Теории заражения, внушения, подражания в зарубежной психологии конца XIX- начала XX века.

2. Психология толпы: теории психоанализа, стадного инстинкта и конвергенции.

3. Социологические и социально-когнитивные теории стихийных объединений.

4. Современные исследования стихийных объединений.

Семинарские занятия ведет Горбатов Дмитрий Сергеевич, доктор психологических наук, профессор кафедры менеджмента массовых коммуникаций

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Не предусмотрена.

Внутрисеместровый контроль

Не предусмотрен.

Форма проведения аттестации

Письменная.

Вопросы к зачету

1. Эмоциональное заражение и подражание как психологические феномены.

2. Убеждение и внушение как психологические феномены.

3. Массовая паника: психологические детерминанты.

4. Массовая агрессия: психологические детерминанты.

5. Теории атрибуции в контексте массового поведения.

6. Общая характеристика искажений атрибуции.

7. Влияние аттитюдов на массовое поведение.

8. Социальные стереотипы как психологический феномен.

9. Психологическая характеристика предрассудков.

10. Сущность феномена социальной стигматизации.

11. Социальные манипуляции как психологический феномен.

12. Ложь, обман и вранье в контексте массовой коммуникации.

13. Специфика социального влияния в политической сфере.

14. Психологические основы пропаганды.

15. Приемы социального влияния в сфере религии.

16. Особенности изменения личности в тоталитарных сектах.

17. Приемы социального влияния в сфере бизнеса и рекламы.

18. Мода как массовое поведение.

19. Слухи как психологический феномен.

20. Факторы распространения слухов в социальной среде.

21. Тенденции изменения содержания распространяющихся слухов.

22. Социальные функции и типология слухов.

23. Стратегия и тактика борьбы со слухами.

24. Факторы нарушения достоверности содержания слухов.

25. Сплетни как феномен массовой коммуникации.

26. Социальные функции и типология сплетен.

27. Атрибуционный подход к изучению природы сплетен.

28. Психологическая характеристика социальных движений.

29. Стихийная группа как субъект массовой коммуникации.

30. Психологическая характеристика феномена толпы.

31. Психологическая характеристика феномена массы.

32. Теории толпы в зарубежной психологии конца XIX – начала XX века.

33. Теории толпы в отечественной психологии конца XIX – начала XX века.

34. Теории толпы в американской научной традиции середины XX века.

35. Теории стадного инстинкта толпы.

36. Теория конвергенции толпы Ф. Олпорта.

37. Особенности психоаналитического подхода к массовому поведению.

38. Теория возникновения норм Р. Тернера и Л. Киллиэна.

39. Теория прирастающей ценности Н. Смелзера.

40. Теории социальной идентичности и самокатегоризации в контексте массового поведения.

Критерии оценки при письменной аттестации

Оценки «зачтено» заслуживают аспиранты, обнаружившие необходимое и достаточное знание учебного материала, успешно выполнившие предусмотренные в программе задания, усвоившие основную литературу, рекомендованную к изучению. Как правило, эта оценка выставляется обучающимся, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.

Оценка «незачтено» выставляется аспирантам, обнаружившим существенные пробелы в знаниях основного учебного материала, допустившим принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, эта оценка ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

Список обязательной литературы

1. Большаков С. Н., Коваленко Н. П. Психология массовых коммуникаций : учебное пособие. СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, филол. ф-т, 2012. 158 с.

2. Клюев Ю. В. Политический дискурс в массовой коммуникации: анализ публичного взаимодействия : монография / ред. Д. П. Гавра ; Санкт-Петербургский государственный университет (СПб.), Факультет журналистики. СПб. : Изд-во СПбГУ, 2010. 263 с.

3. Чалдини Р. Психология влияния. СПб.: Питер, 2012. 304 с.

Список дополнительной литературы

1. Аронсон Э. Эпоха пропаганды: механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребления. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. 420 с.

2. Богомолова Н. Н. Социальная психология массовой коммуникации : учеб. пособие. М. : Аспект-Пресс, 2010. 191 c.

3. Горбатов Д. С. Психология слухов и сплетен: монография. СПб.: Речь, 2012. 233 с.

4. Дилигенский Г. Г. Социально-политическая психология : учеб. пособие для вузов. М. : Наука, 1994. 330 c.

5. Доценко Е. Л. Психология манипуляции. М.: ЧеРо, МГУ, 1997. 244 с.

6. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияни., М.. СПб.: Питер, 2001. 448 с.

7. Знаков В. В. Правда и ложь в сознании русского народа и современной психологии понимания. М. : Ин-т психологии РАН, 1993. 116 с.

8. Московичи С. Век толп. М.: ИП РАН, КСП +, 1999. 475 с.

9. Назаретян А. П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи: лекции по социальной и политической психологии. СПб.: Питер, 2003. 236 с.

10. Ольшанский Д. В. Психология масс. СПб.: Питер, 2002 368 с.

11. Платонов Ю. П. Социальная психология власти : научное издание. СПб. : Речь, 2010. 574 с.

12. Почебут Л. Г., Мейжис И. А. Социальная психология : учебное пособие. СПб. : Питер, 2010. 672 с.

13. Почебут Л. Г. Социальная психология толпы. СПб. : Речь, 2004. 230 с

14. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации.. М.: Рефл-бук, Киев: Ваклер, 2001.-676 с.

15. Психология масс : хрестоматия / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара : БАХРАХ - М, 2006. 591 c.

16. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб.: Прайм-Еврознак, Нева, 2002. 328 с.

17. Хевеши А. М. Толпа, массы, политика: историко-философский очерк. М.: ИФ РАН, 2001. 223 с.

18. Экман П. Психология лжи. – СПб.: Питер, 2007. 338 с.

19. Borch C. The Politics of Crowds: An Alternative History of Sociology. Cambridge, 2012. 348 p.

20. DiFonzo N., Bordia P. Rumor Psychology: Social and Organizational Approaches. Washington: APA, 2007. 292 p.

21. Ginneken J. Crowds, Psychology and Politics 1871-1899. Cambridge, 1992. 269 p.

22. Kimmel A. J. Rumors and Rumor Control: A Manager's Guide to Understanding and Combatting Rumors. N.J.: Lawrence Erlbaum Associates, 2004. 272 p.

23. McPhail C. The Myth of the Madding Crowd. Social Institutions and Social Change. N.Y., 1991. 265 p.

24. Sunstein C. R. On Rumors: How Falsehoods Spread, Why We Believe them, and What Can be Done. N.Y.: Farrar, Straus and Giroux, 2009. 128 p.

Перечень иных информационных источников

1. Научная библиотека им. М. Горького СПбГУ . – Режим доступа: www.library.spbu.ru/er/ecat.html

2. Научная библиотека на платформе elibrary.ru . – Режим доступа: elibrary.ru/defaultx.asp

3. Научная библиотека КиберЛенинка . – Режим доступа: cyberleninka.ru

4. Цифровая база данных научных публикаций Jstor . – Режим доступа: www.jstor.org

 просмотров: 134 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru