Реклама и связи с общественностью. 1 курс
Стилистика научного текста (факультатив)
11 сентября 2018
Преподаватель: Васильева Виктория Владимировна, кандидат филологических наук, доцент
Кафедра: медиалингвистики

План лекционных занятий

Лекция 1. Цели и задачи дисциплины. Функционально-стилистическое расслоение русской речи и вопрос о научном стиле: традиции и влияние современности. Понятие о научном дискурсе.

Лекция 2. Конструктивный принцип и стилевые черты научного стиля.

Лекция 3. Внутристилевая дифференциация научного стиля.

Лекция 4. Жанры научного общения.

Лекция 5. Идиостиль ученого. Домашнее задание к семинару 1: Подготовить сообщение об ученом, чьи тексты или устные выступления являются для обучающегося образцом.

План семинарских занятий

Семинар 1. Индивидуальный стиль ученого: высокие образцы, псевдонаучность и популизм. Обсуждение сообщений.

Домашнее задание к семинару 2. Подготовить списки терминов своей научной темы с вариантами дефиниций.

Семинар 2. Общенаучные и узкоспециальные термины. Дефинитивный анализ. Функционально-стилистическая окраска термина. Метафора в терминологии.

Домашнее задание к семинару 3. Найти примеры метафоричности научного изложения в текстах; проанализировать авторский замысел и возможности интерпретаций.

Семинар 3. Экспрессивность научной речи. Средства словесной образности в научном тексте.

Домашнее задание к семинару 4. Подобрать фрагменты из своих научных статей, в которых найти примеры контактоустановления, обезличенного изложения, экспрессивной логичности и под.

Семинар 4. Реализация авторского замысла в научной коммуникации и учет адресата. Контактоустановление в научной коммуникации.

Домашнее задание к семинару 5. Подготовить для анализа в аудитории собственные научные тексты (фрагменты) в разных жанрах.

Семинар 5. Жанровые разновидности научных текстов. Чужая речь в научном тексте: способы представления и оформления.

Домашнее задание к семинару 6. Подготовить расширенный план своей диссертации и тезисный план реферативной главы. Составить двуязычный список литературы к научной статье в соответствии с требованиями разных научных журналов.

Семинар 6. Диссертация и автореферат: жанровые признаки и требования.

Домашнее задание к семинару 7. Подготовить сообщение (презентацию) об исследователе с ярким идиостилем.

Семинар 7. Свобода словесного творчества в научном изложении.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Не предусмотрено

Внутрисеместровый контроль

В течение семестра преподаватель осуществляет контроль посещаемости лекционных и семинарский занятий, а также выполнение домашних заданий.

Вопросы к зачету

1.    Понятие о научном дискурсе.

2.    Экстралингвистические стилеобразующие факторы и конструктивный принцип научного стиля

3.    Содержательные особенности научного стиля

4.    Стилевые черты научного стиля

5.    Текстовые особенности научного стиля речи.

6.    Общенаучные и узкоспециальные термины.

7.    Приемы дефинитивного анализа.

8.    Функционально-стилистическая окраска термина.

9.    Выразительные средства научного стиля речи

10.    Метафора в терминологии.

11.    Экспрессивность научной речи.

12.    Средства словесной образности в научном тексте.

13.    Реализация авторского замысла в научной коммуникации и учет адресата.

14.    Контактоустановление в научной коммуникации.

15.    Идеостиль ученого.

16.    Внутристилевая дифференциация научного стиля.

17.    Жанры научного общения жанровые разновидности научных текстов.

18.    Диссертация и автореферат: жанровые признаки и требования.

19.    Способы представления и оформления чужой речи в научном тексте.

20.    Требования к списку литературы к научным произведениям разных жанров.

Критерии оценки (зачет)

Форма проведения промежуточной аттестации (зачета) – письменная.

Обучающийся выполняет письменный анализ научного текста (текст предлагает преподаватель) на предмет: жанровой формы, стилистического соответствия речевых форм текста жанру, наличия ошибок в оформлении текста и ошибок правописания (в том числе в оформлении сносок, ссылок, примечаний и библиографического списка.

При большом количестве пропущенных занятий (более 50%) обучающийся получает дополнительное задание: письменный ответ на один из вопросов (см. выше).

Время на выполнение заданий к зачету – 120 минут.

Оценка «зачет» ставится, если обучающийся продемонстрировал умение анализировать медиатекст по указанным параметрам; в письменным ответе на вопрос зачета отразил существенные стороны базового понятия.

Оценка «незачет» ставится, если обучающийся не смог проанализировать текст по указанным параметрам.

На проверку работ преподавателю необходимо три дня. Результаты зачета объявляются обучающимся по прошествии трех рабочих дней со дня проведения зачета.

Список обязательной литературы

1.    Стилистика и литературное редактирование. В 2 т. / Под ред. Л. Р. Дускаевой. М.: Юрайт, 2016.

2.    Современный русский язык: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. Л. Р.Дускаевой. – СПб.: Питер, 2014. Сс. 11–25 (Введение); 97–141 (Лексическая типология; Лексикография); 247–336 (Синтаксис).

3.    Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. – М., 2003, 2006.

4.    Материалы к «Медиалингвистика в терминах и понятиях. Словарь–справочник»» (М., Флинта, 2018) – фонд методических материалов кафедры медиалингвистики СПбГУ.

Список дополнительной литературы

1.    Балли, Ш. Французская стилистика. – М., 1961.

2.    Брандес, М. П. Стилистика немецкого языка. – М., 1983.

3.    Васильева, А. Н. Курс лекций по стилистике русского языка: Научный стиль речи. – М., 1976.

4.    Винокур, Т. Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц. – М., 1980.

5.    Кожина, М. Н. О диалогичности письменной научной речи. – Пермь, 1986.

6.    Кожина, М. Н. О речевой системности научного стиля сравнительно с некоторыми другими. – Пермь, 1972.

7.    Кожина, М. Н. О функциональных семантико-стилистических категориях // Филологические науки. – 1987. – № 2.

8.    Кожина, М. Н. Стилистика русского языка / М. Н. Кожина, Л. Р. Дускаева, В. А. Салимовский. – М., 2012.

9.    Котюрова, М. П. Стилистика научной речи. – М., 2010.

10.    Купина, Н. А. Стилистика русского языка / Н. А. Купина, Т. В. Матвеева. – М., 2013.

11.    Лариохина, Н. М. Вопросы синтаксиса научного стиля речи. – М., 1979.

12.    Салимовский, В. А. Жанры речи в функционально-стилистическом освещении. –Пермь, 2002.

13.    Сенкевич, М. П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений. – М., 1976.

14.    Солганик, Г. Я. Стилистика русского языка и культура речи / Г. Я. Солганик, Т. С. Дроняева. – М., 2009.

15.    Солганик, Г. Я. Основы лингвистики речи. – М., 2009.

Иные информационные источники

– Фонды НБ СПбГУ: www.library.spbu.ru

– Библиотека сайта «Медиалингвистика»: medialing.spbu.ru

Справочники (имеют онлайн-версии)

1.    Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений русского языка. (Любое издание после 2000-го года)

2.    Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С А. Кузнецов. СПб., 1998.

3.    Граудина Л. К., Ицкович В. А., Катлинская Л. П. Грамматическая правильность русской речи: Стилистический словарь вариантов. М., 2001.

4.    Мильчин А. Э. Издательский словарь-справочник. М., 1998.

5.    Мильчин А. Э., Чельцова Л.К. Справочник издателя и автора: Редакционно-издательское оформление издания. М., 2005.

6.    Розенталь Д. Э., Джаджакова Е. В., Кабанова Н. П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М., 1998.

7.    Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М. Н. Кожиной. – М., 2003.

 просмотров: 62 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru