Реклама и связи с общественностью. 1 курс
Теория социальной коммуникации
3 сентября 2018
Преподаватель: Таранова Юлия Владимировна, кандидат политических наук, доцент
Кафедра: связей с общественностью в бизнесе

План лекционных занятий

13 сентября. Предмет, объект и методологический базис теории коммуникации. Соотношение предметных областей теории коммуникации с предметными областями смежных наук. Понятие коммуникации. Подходы к определению коммуникации в мировой науке. Широкий и узкий подходы к коммуникации. Обобщенные модели коммуникации. Коммуникация в ряду смежных категорий.

20 сентября. Сущность коммуникации. Понятие, характеристики и типология коммуникативного взаимодействия. Понятие субъектов коммуникации. Понятие и типология коммуникативного действия. Понятие коммуникативного акта. Типология коммуникативных актов. Типология социальной коммуникации. Формы коммуникации.

27 сентября. Система теоретических подходов к феномену коммуникации. Модели коммуникации Аристотеля, Берло, де Флера и др.

04 октября. Процессно-информационный подход к коммуникации: общая характеристика. Процессно-информационные модели коммуникации: модели Лассвелла, Шэннона-Вивера, Ньюкомба.

11 октября. Модели Вестли-Маклина, Тэна, Гербнера и др. Понятие и типология коммуникативных шумов.

18 октября. Семиотический подход к коммуникации: общая характеристика. Понятие знака. Модели знака в семиотической теории. Свойства и характеристики знаков и знаковых систем.

25 октября. Понятие и структура семиозиса. Подход Морриса. Модель Грайса. Типология знаков и кодов.

01 ноября. Основные подходы к теории аудиторий. Исторические типы аудиторий.

План практических занятий

13 сентября. Вводное практическое занятие. Знакомство с курсом. Терминологический диктант.

20 сентября. Чикагская школа коммуникации. Гарвардская школа коммуникации.

Торонтская школа коммуникации: базовые категории и дискурсы.

27 сентября. Бирмингемская школа коммуникации. Анненбергская школа: основные концепции и подходы.

04 октября. Коммуникация постмодерна: основные школы. Новейшие школы коммуникации.

11 октября. Понятие и свойства информационного общества. Теории информационного общества.

18 октября. Невербальная коммуникация.

25 октября. Теории и модели массовой коммуникации. Теория ограниченных эффектов, культивации, повестки дня, спирали молчания, двухступенчатого потока коммуникации и др.

01 ноября. Аудитории коммуникации. Коммуникативные барьеры.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Не предусмотрена.

Внутрисеместровый контроль

Внутрисеместровый контроль осуществляется в форме:

• контроля посещаемости лекционных и практических занятий;

• контроля наличия и качества докладов на занятиях (каждый обучающийся должен подготовить не менее 3-х докладов/ текст доклада и презентацию);

• проверочной работы.

За каждое результативное действие (посещение занятия, подготовленный и произнесенный доклад, активность на занятии, участие в групповой дискуссии, подготовку научных тезисов, выполнение проверочной работы) аспиранту начисляются баллы.

Максимальный балл равен 100.

Структура начисления баллов следующая:

• посещаемость 0-17 баллов;

• доклады и активность на семинарах – 0-54 балла.

• проверочные работы и коллоквиумы – 0-29 баллов.

Практические занятия ведет: Таранова Юлия Владимировна, к.полит.н., доцент.

Вопросы к зачету

1. Объект и предмет теории социальной коммуникации. Соотношение предмета теории коммуникации с предметными областями смежных наук.

2. Основные методологические подходы в теории коммуникации.

Обобщенные модели коммуникации.

3. Общее понимание коммуникации. Обыденное содержание понятия. Сущность и дефиниции социальной коммуникации.

4. Коммуникация в ряду смежных категорий: понятия информации, общения, перцепции, интеракции.

5. Понятие и типология коммуникативного действия.

6. Понятие и типология коммуникационного взаимодействия (коммуникативных актов).

7. Виды и типы социальных коммуникаций: методологические подходы и основные классификации.

8. Коммуникативные барьеры: понятие и типология.

9. Модель социальной коммуникации Шеннона-Вивера

10. Модель социальной коммуникации Вестли-Маклина.

11. Модель социальной коммуникации Ньюкомба.

12. Трансакционная модель социальной коммуникации.

13. Модель коммуникации Гербнера.

14. Коммуникативные шумы в моделях информационного подхода: понятие, типология, факторы порождения коммуникативных шумов.

15. Семиотический подход: общая характеристика. Понятие и структура знака по Соссюру.

16. Понятие и структура знака. Модели Фреге и де Соссюра.

17. Понятие и структура знака. Модели де Соссюра и Огдена – Ричардса.

18. Понятие и структура знака. Модель Пирса. Типология знаков по Пирсу.

19. Свойства и характеристика знаков.

20. Семиозис. Прагматика. Подходы Морриса и Грайса.

21. Типология знаков. Типология знаков Пирса. Парадигма и синтагма.

22. Понятие кода. Типы и виды кодов.

23. Понятие информационного общества. Подходы Д.Белла и Э.Тоффлера.

24. Информационно-коммуникативное общество в системе этапов общественного развития. Концепция М. Кастельса.

25. Проблемы и противоречия информационно-коммуникативного общества.

26. Социальные функции коммуникации.

27. Подходы к пониманию коммуникации в бихевиоризме, символическом интеракционизме.

28. Новейшие школы коммуникации.

29. Чикагская школа коммуникации: основные концепции и подходы.

30. Гарвардская школа коммуникации: основные концепции и подходы.

31. Торонтская школа коммуникации: базовые категории и дискурсы.

32. Бирмингемская школа: основные концепции и подходы.

33. Анненбергская школа: основные концепции и подходы.

34. Коммуникация постмодерна: основные школы.

35. Коммуникация в теории Э. Гидденса.

36. Коммуникативные стратегии в концепции Ю. Хабермаса

37. Невербальная коммуникация: общая характеристика, каналы невербальной коммуникации. Проксемика как составной элемент невербальной коммуникации.

Критерии оценки (зачет)

Форма проведения зачета – письменная. Количество вопросов в билете зависит от набранных аспирантом в течение семестра баллов.

Свыше 82 баллов отвечает на 1 вопрос по выбору.

От 68 до 81 баллов – отвечает на 2 вопроса по курсу и пишет терминологический диктант.

От 54 до 67 баллов – отвечает на 3 вопроса по курсу.

Менее 54 баллов – отвечает на 4 вопроса по курсу.

Зачет ставится, если на оценку «хорошо» выполнено более 50% заданий, содержащихся в билете.

Предполагаемая продолжительность проведения зачета - 60 минут, в случае ответа на 1 вопрос по выбору – 20 минут.

Список обязательной литературы

1. Бакулев Г. П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции. М., 2010.

2. Гавра Д. П. Основы теории коммуникации: для бакалавров и специалистов: учебное пособие для студентов вузов, обуч. по напр. 030600 "Журналистика" и спец. 030601 "Журналистика". М., 2011.

3. Гнатюк О. Л. Основы теории коммуникации: учебное пособие для студентов вузов, обуч. по напр. 050400 "Соц.-экон. образование" - 2-е изд., стереотип. М., 2012.

4. Гринев-Гриневич С. В., Сорокина Э. А. Основы семиотики: учебное пособие. М., 2012.

5. Головин Н. А. Современные социологические теории: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М., 2016.

6. Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, о-во и культура. М., 2000.

7. Киселев А. Г. Теория и практика массовой информации: общество - СМИ - власть: учебник для студентов вузов, обуч. по спец. "Связи с общественностью". М., 2010.

8. Коноваленко М. Ю., Коноваленко В. А. Теория коммуникации: учебник для бакалавров; учебник для студентов вузов, обуч. по гуманит. напр. и специальностям. М., 2012.

9. Крейг Р. Теория коммуникации как область знания // Компаративистика III. Альманах сравнительных социогуманитарных исследований. СПб., 2003. C.72-126

10. Мартин Б., Рингхэм Ф. Словарь семиотики / Б. Мартин, Ф. Рингхэм; пер. с англ. Д. В. Сичинавы. М., 2010.

11. Недосека О. Н. Двоеглазова М. Ю. Основы теории коммуникации: учебное пособие. Мурманский гос. пед. ун-т. Мурманск, 2010.

12. Шарков Ф. И. Коммуникология: основы теории коммуникации. М., 2012.

13. Яковлев И. П. Современные теории массовой коммуникации: учебное пособие. СПб., 2011.

Список дополнительной литературы

1. Владимирова Т. В. Сетевые коммуникации как источник информационных угроз. //Социологические исследования. № 5. 2011. С.123-129.

2. Дейк ван Т. Язык, познание, коммуникация. М, 2000.

3. Мечковская Н. Б. Семиотика: язык. Природа. Культура: курс лекций.- 3-е изд., М., 2010.

4. Мирошниченко И. В. Семиотика: конспект лекций. М., 2009.

5. Назарчук А. В. Осмысление коммуникации в современной французской философии //Вопросы философии. № 8. 2009. С. 147-162.

6. Поздняков Н. К. «Власть эфира» и коллизии масс-медийного пространства. //Власть. № 2. 2011. С.39-42.

7. Сидоров П. И., Путин М. Е., Коноплева И. А. Деловое общение. Учебник. 2-е изд., перераб.. М., 2011.

8. Соломоник А. Б. Парадигма семиотики: очерки по общей семиотике (с приложением словаря семиотических терминов). - 2-е изд. М., 2011.

9. Тангалычева Р. К. Теории и кейсы межкультурной коммуникации в условиях глобализации. М., 2012.

10. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2007.

11. Handbook of communication and social interaction skills / Ed. by John O. Greene Brant R. Burleson. London, 2009.

12. The Handbook of communication skills / ed. by Owen Hargie. - 3rd ed. New York, 2009.

13. West R., Nurner L. H. Introducing Communication Theory: Analysis and Application. 4th Edition. New York, 2010.

Перечень иных информационных источников

1. advertology.ru

2. sovetnik.ru

3. raso.ru

4. pronline.ru

5. pr-info.ru

6. prnews.ru

7. soob.ru

8. ipranet.org

9. cufts.library.spbu.ru

10. www.library.spbu.ru

 просмотров: 130 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru