Журналистика. 2 курс
Производственная (педагогическая) практика
31 августа 2018
Преподаватель: Марьина Людмила Петровна, кандидат социологических наук, доцент
Кафедра: теории журналистики и массовых коммуникаций

План лекционных занятий

Занятие 1. Современные педагогические технологии в образовательном процессе высшей школы.

Занятие 2. Дистанционное обучение в контексте инновационных педагогических технологий.

Занятие 3. Практическое применение экскурсии как педагогического инструмента.

Занятие 4. Коммуникационная культура педагога.

Занятие 5. Стили и модели общения преподавателя высшей школы.

План практических занятий

Занятие 1. Специальные дисциплины в вузе: понятие, виды, специфика. Коллоквиум по рекомендованной педагогической и методической литературе.

Занятие 2. Специальный курс лекций: формирование методического обеспечения

Занятие 3. Разработка конспекта лекции-экскурсии по согласованию с преподавателем.

Занятие 4. Практическое применение экскурсии на практическом (семинарском) занятии.

Занятие 5. Презентация лекции-экскурсии и обсуждение с аспирантами.

Занятие 6. Презентация и обсуждение проведенных практических (семинарских занятий) с применением инновационных технологий.

Занятие 7. Обсуждение моделей поведения преподавателя при использовании инновационных технологий.

Занятие 8. Презентация дистанционных лекций дистанционных лекций по выбору обучающегося.

Занятие 9. Обсуждение инновационных методик, с которыми аспиранты познакомились в ходе посещения открытых лекционных занятий.

Занятие 10. Анализ рабочих программ Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ.

Занятие 11. Разработка плана-конспекта лекционного занятия по спецкурсу.

Занятие 12. Подготовка текста лекции по спецкурсу.

Занятие 13. Презентация фрагмента занятия по спецкурсу (тренинг).

Занятие 14. Формы проведения аттестации по спецкурсу (дискуссия).

Занятие 15. Презентация фрагмента практического занятия.

Занятие 16. Разработка программы и рабочего плана по спецсеминару.

Занятие17. Разработка плана-конспекта лекционного занятия по спецсеминару.

Занятие 18. Разработка плана-конспекта практического занятия по спецсеминару, презентация фрагментов занятия (тренинг).

Занятие 19. Разработка методических рекомендаций по подготовке курсовой работы. Методика написания научной рецензии.

Занятие 20. Взаимное рецензирование аспирантами самостоятельно подготовленных методических материалов.

Практические занятия ведут: Воскресенская Марина Аркадьевна, доктор исторических наук, профессор; Марьина Людмила Петровна, кандидат социологических наук, доцент.

Требования к отчету

Отчет включает список с выполненным объемом педагогических поручений: посещение лекций и практических занятий преподавателей Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ (2 – лекции, 3 –практических занятия), план и конспект с методическим обеспечением и презентацией одного лекционного занятия, план и методическое обеспечение одного семинарского занятия, которое аспирант проводит в аудитории, список библиографических источников по педагогике высшей школы (учебные пособия, научные статьи, диссертации за последние 5 лет, среди них 7 иностранных источников, общее количество – 30). О проведенном практическом занятии составляется аналитическая записка, в которой указываются: преподаватель и учебная дисциплина, по которой проводится семинар, иллюстративный материал, задания, список рекомендованной литературы. Аналитическая записка утверждается научным руководителем аспиранта. Отчет сдается за 7 дней до зачета на кафедру теории журналистики и массовых коммуникаций.

Критерии оценки

Показателями, характеризующими текущую педагогическую деятельность слушателей, являются:

1.    Выполнение заданий, предусмотренных планом прохождения педагогической практики.

2.    Оценка результатов работы практиканта с учетом сдачи отчета о педагогической практике и его презентации на последнем занятии.

Оценки «зачет» заслуживает слушатель, выполнивший полностью и на достаточном качественном уровне все предусмотренные для прохождения практики задания, показавший умение грамотно разрабатывать план проведения занятий, способность адекватно формулировать и решать педагогические задачи, выбирать необходимые педагогические методики, а также получивший положительный отзыв руководителя практики.

Оценка «незачет» выставляется слушателю, не выполнившему программу практики без уважительной причины или выполнившему поставленные задачи на неудовлетворительном уровне и получившему отрицательный отзыв руководителя практики.

Список обязательной литературы

1.    Блинов В. И., Виненко В. Г., Сергеев И. С. Методика преподавания в высшей школе. М., 2013.

2.    Гришанина А. Н. Психология и педагогика высшей школы. СПб., 2015.

3.    Зарецкая И. Н. Основы этики и психологии делового общения. Учебник. М., Оникс, 2010.

4.    Корконосенко С. Г. Теория журналистики: моделирование и применение: Учеб. пособие. М., 2010.

5.    Корконосенко С. Г. Преподавание журналистики в высшей школе. Учебн. пособие. СПб., 2015.

6.    Педагогика / под ред. П. И. Пидкасистого. 3-е изд., испр. и доп. М., 2013.

7.    Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н. В. Бордовской. М., 2011.

8.    Теории журналистики в России: зарождение и развитие. СПб., 2014.

Список дополнительной литературы

1.    Алиев Т. А., Заболотская Т. А. Академические работы в вузах: практическое руководство для студентов, магистрантов и аспирантов: учебно-методическое пособие. СПб., 2003.

2.    Александрова О. Мотивы выбора образовательных стратегий на новом этапе реформы высшей школы // Социология образования. 2009. № 6.

3.    Блинов В. И., Сергеев И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности. М., 2009.

4.    Буланова-Топоркова М. В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. Ростов-н/Д, 2002.

5.    Виленский М. Я. и др. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе. М., 2005.

6.    Григорович Л. А., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология. М.: Гардарики, 2009.

7.    Гришанина А. Н., Жуковский А. Н. Опыт или знания: учиться, учиться и снова учиться? Журналистика и мир образования // Сборник научных трудов. СПб., 2008. С. 143-148.

8.    Гулинская С. А. Профессиональное развитие педагогов как условие профессиональной успешности. Кобрин, 2008.

9.    Каптерев П. Ф. История русской педагогики. М., 1915.

10.    Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта. М., 1989.

11.    Корконосенко С. Г. Преподаем журналистику: профессиональное и массовое медиаобразование: Учебное пособие. СПб., 2004.

12.    Корконосенко С. Г. Теория журналистики: моделирование и применение: Учеб. пособие. М., 2010.

13.    Крысько В. Г. Психология и педагогика. М., 2008.

14.    Марьина Л. П. Игровые технологии в современной журналистике: профессия и образование // Проблемы гуманитарного образования: филология, журналистика, история: сб. научн. Статей 3 Межд. наун.-практ. конф. / ред.-сост. Т. В. Стрыгина, Пенза, 2016. С. 96-101.

15.    Марьина Л. П. Журналистика и культурные коммуникации: образовательный контекст // Век информации. Медиа в современном мире – Петербургские чтения: матер. Междун. форума / ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб., 2017, № 1. С. 253-263.

16.    Марьина Л. П. Культурологические аспекты журналистского образования: опыт межкультурных коммуникаций // Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов. Будущее Евразии / медийно-политический дискурс // отв. ред. Г. С. Мельник, Б. Я. Мисонжников, И. А. Щербо. СПб.: С.-Петрб. Ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2018, №3 (12). С. 145-148.

17.    Медиа: между магией и технологией / под ред. Н. Сосна и К. Федоровой. М., Екатеринбург, 2014.

18.    Островский Э. В., Чернышева Л. И. Психология и педагогика: учеб. пособие. М., 2006.

19.    Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения. М., 2007.

20.    Психология и педагогика: учебное пособие / под ред. А. А. Бодалева, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. М., 2007.

21.    Сухомлинский В. А. Учитель – методист – наставник. М., 1988.

22.    Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. М., 2006.

23.    Фокин Ю. Г. Теория и технология обучения. Деятельностный подход. М., 2007.

24.    Maryina L. P. The new methodology of modern journalist education: performativity // Вісник Львівського університету. Серія Журналістика, 2018, вип. 43, с. 268-272.

Перечень иных информационных источников

1.    Журнал «Медиаобразование» // edu.of.ru

2.    Журнал социологии и социальной антропологии (ЖССФ). URL:// http jourssa.ru

3.    Научная библиотека им. Горького СПбГУ: library.spbu.ru.

4.    Научная электронная библиотека e-library.URL: http// elibrary.ru.

5.    Социологический журнал. URL: http// isras.ru/Sociological-magazine.html

6.    Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». URL:http://ecsocman.hse.ru.

 просмотров: 235 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru