Журналистика. 2 курс
Методология и методы исследований в сфере СМИ
31 августа 2018
Преподаватель: Блохин Игорь Николаевич, доктор политических наук, доцент; Колодиев Николай Николаевич, кандидат социологических наук, доцент
Кафедра: теории журналистики и массовых коммуникаций

План лекционных занятий

4 сентября. Медиапространство как объект изучения, его элементы и структура. Позитивизм и интерпретивизм. Системный подход как основа исследовательской практики. СМИ как объект исследования. Исторические, филологические, политологические, социологические и психологические исследования СМИ и журналистики. Актуальность, цели и задачи исследований в сфере СМИ. Типология СМИ.

11 сентября. Методология составления программы диссертационного исследования (введения). Программа исследования и ее составные части. Формулировка и обоснование проблемы исследования. Актуальность и новизна. Цель и задачи исследования. Объект и предмет исследования. Логический анализ основных понятий. Интерпретация и операционализация. Рабочие гипотезы. Теоретическая и эмпирическая базы. Взаимосвязь задач и структуры.

18 сентября. Теоретические основания исследований в сфере СМИ. Общая характеристика методов исследования и его этапов (подготовка; сбор, обработка и анализ информации; реализация). Принцип адекватности методов целям и задачам исследования. Общетеоретические методы. Методы организации исследования. Методы сбора информации. Методы обработки информации. Методы интерпретации данных.

25 сентября. Общетеоретические методы. Анализ и синтез. Индукция и дедукция. Метод системного анализа. Понятия системы, структуры и функции. Структурный и функциональный анализ. Анализ института и организации. Ролевой анализ. Диалектический метод.

2 октября. Методы организации исследования. Монографические исследования: «анализ случая», биографический метод, ивент-анализ. Сравнительные методы: компаративный, сравнительно-исторический, типологический. Выборочный метод в исследованиях СМИ.

    9 октября. Методы сбора информации. Общая характеристика методов, применяемых при изучении СМИ. Опрос как метод сбора информации. Виды опроса. Функции и классификация вопросов. Анкетирование. Интервью. Метод экспертной оценки. Специфика опроса в социальных сетях. Виды и особенности интервьюирования. Аудитория как потребитель информации. Сегментирование аудитории. Социальный портрет. Интересы, предпочтения, потребности. Потребительские характеристики аудитории.

16 октября. Особенности медиатекста. Стилистический анализ. Основные стилистические черты публицистики. Функции текста СМИ. Жанры. Специфика структуры текста СМИ. Алгоритм анализа медиатекстов. Структурный и тематический анализ, анализ профилей материалов, анализ цитируемости, анализ аргументации, этнометодологический анализ.

23 октября. Дискурс-анализ. Понятие дискурса и дискурс-анализа. Критический дискурс-анализ. Методики выполнения дискурс-анализа. Социолингвистический и психолингвистический виды анализа. Пропагандистский анализ. Метод нахождения контекстов. Контент-мониторинг. Когнитивное картирование. Интент-анализ. Мотивационный анализ.

30 октября. Особенности исследований рынков прессы, радио, телевидения, Интернета. Прогнозирование изменений рынка СМИ. Взаимозависимость структуры массовой информации и социальной структуры. Принципы организации мониторинга. Исследования рекламы. Оценка эффективности рекламы. Продвижение СМИ как товара. Опросы на месте продаж. Оценка эффективности подписной и рекламной кампании.

Занятие 10. Основные центры медиаисследований в России. Исследование сообщений (текстов). Исследование организаций (редакций) и персонала (журналистов). Исследование аудитории. Характеристика источников информации. Принципы работы с базами данных.

Занятие 11. Особенности методологии качественного исследования. Виды качественных исследований. Изучение восприятия информации. Качественные методы: общая характеристика, особенности, границы применения. Редакционный коллектив как объект качественного исследования. Наблюдение. Виды и программа наблюдения. Эксперимент. Виды экспериментов. Валидность. Фокус-группы: понятие и задачи, организация, отбор участников, требования к модератору.

Занятие 12. Особенности медиатекста. Стилистический анализ. Основные стилистические черты публицистики. Функции текста СМИ. Жанры. Специфика структуры текста СМИ. Алгоритм анализа медиатекстов. Структурный и тематический анализ, анализ профилей материалов, анализ цитируемости, анализ аргументации, этнометодологический анализ.

Занятие 13. Методы анализа документов. Понятие и виды документов. Анализ документов в исследовательской практике. Принципы и правила изучения информации прессы, радио, телевидения. Герменевтическая природа интерпретации текстов. Текст как культурно-семиотический конструкт.

Занятие 14. Методы анализа документов. Понятие и виды документов. Анализ документов в исследовательской практике. Принципы и правила изучения информации прессы, радио, телевидения. Герменевтическая природа интерпретации текстов. Текст как культурно-семиотический конструкт.

Занятие 15. Процедура контент-анализа. Подготовка к контент-анализу. Выборка для контент-анализа. Единицы анализа. Проведение содержательного и структурного контент-анализа. Измерение в контент-анализе. Достоинства и недостатки метода. Проблемы, возникающие в ходе контент-анализа.

Занятие 17. Анализ данных, полученных с помощью неформализованных методов. Анализ данных фокус-групп. Анализ данных включенного наблюдения. Анализ биографических данных. Анализ визуальных образов. Фотография как объект анализа. Анализ фотографий как вспомогательный элемент исследования. Неформализованный анализ фотографий.

Занятие 15. Обобщение и использование результатов исследования. Обработка данных. Использование статистических методов. Шкалы измерений. Многомерное шкалирование. Принципы обработки информации, полученной в ходе опросов. Кодификация. Классификация высказываний. Программное обеспечение обработки количественной информации.

Занятие 16. Анализ информации, полученной в ходе исследования. Приемы обработки данных. Группировка и визуализация эмпирических данных.

Занятие 17. Индексы. Корреляционный, факторный, кластерный виды анализа и возможности их использования.

Занятие 18. Описание и объяснение данных. Построение таблиц и диаграмм. Подготовка и написание научного отчета. Представление данных в научной публикации.

План практических / семинарских занятий

Практические / семинарские занятия не предусмотрены.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя не предусмотрена.

Внутрисеместровый контроль

Внутрисеместровый контроль не предусмотрен.

Вопросы к зачету

Зачет проходит в письменной форме. Оценивается отчет, включающий разделы: «Методология и методы исследования» кандидатской диссертации; критерии научности исследования (объективность, рациональность, достоверность, верифицируемость, фальсифицируемость, непротиворечивость, когерентность, эвристичность, воспроизводимость); описание и апробация методик диссертационного исследования (возможно приложение публикаций).

Критерии оценки

Показателями, характеризующими текущую учебную работу слушателей, являются:

1.    посещаемость занятий;

2.    оценка отчета.

Критерии оценивания по дисциплине: посещаемость занятий – 36 баллов (2 балла за занятие); результаты проверки отчета – 64 балла: раздел «Методология и методы исследования» кандидатской диссертации – 14 баллов, критерии научности исследования – 14 баллов, описание методик – 14 баллов, апробация – 22 балла. Максимальное количество, которое может получить слушатель за изученный курс, составляет 100 баллов.

Оценка «Зачет» ‒ от 50 баллов.

Оценка «Незачет» ‒ 49 баллов и менее.

Пример тестового задания / Типовые вопросы

Не предусмотрены.

Список обязательной литературы

1.    Попова О. В. Политический анализ и прогнозирование: Учебник. М., 2011.

2.    Рузавин Г. И. Методология научного познания: учебное пособие. М., 2013.

3.    Сетевые СМИ российского мегаполиса / под ред. И. Н. Блохина. С. Г. Корконосенко. СПб., 2011.

4.    Социология журналистики: учебник для бакалавров / под ред. С. Г. Корконосенко. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2013.

5.    Теории журналистики в России: зарождение и развитие. СПб., 2014.

6.    Теория журналистики в России / под ред. С. Г. Корконосенко. СПб., 2018.

7.    Хубецова З. Ф. Политическая коммуникация. Теория, образование, опыт: учеб. пос.: в 2 ч. Ч. 1: Исследование и преподавание политической коммуникации. СПб., 2017.

Список дополнительной литературы

1.    Алтунян А. Г. Анализ политических текстов. М., 2006.

2.    Арестова О. Н., Бабанин Л. Н., Войскунский А. Е. Мотивация пользователей Интернет-сетей // Гуманитарные исследования в Интернете. М., 2000.

3.    Белановский С. А. Метод фокус-групп. Учеб. пособие. М., 2001.

4.    Березина В. Г. Этика и культура научной работы. СПб., 1999.

5.    Богомолова Н. Н., Стефаненко Т. Г. Контент-анализ: спецпрактикум по социальной психологии. М., 1992.

6.    Васильев В. П. Методология и методика конкретных социологических исследований средств массовой информации и пропаганды. М., 1986.

7.    Выровцева Е. В. Журналистский текст как выражение позиции автора // Журналистика 2003: обретения и потери, стратегии развития: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., Москва, 3-6 февр.2004 г. М., 2003.

8.    Гадамер Х.-Г. Истина и метод, М., 1988.

9.    Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Прикладная социология. Методология и методы: Учеб. пособие. М., 2011.

10.    Грушевская Т. М. Политический дискурс в аспекте газетного текста. СПб., 2002.

11.    Грушин Б. Эффективность массовой информации и пропаганды: понятие и проблемы измерения. М., 1979.

12.    Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А. Е.Войскунского. М., 2000.

13.    Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, 1998.

14.    Добреньков В. И., Кравченко А. И. Методы социологического исследования. М., 2004.

15.    Дэвис Дж. Исследования в рекламной деятельности: теория и практика. М., 2003.

16.    Кимбл Г. Как правильно пользоваться статистикой. Пер. с англ. М., 1982.

17.    Коробейников В.С. Редакция и аудитория: социологический анализ. М., 1983.

18.    Лазарсфельд П., Мертон Р. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие // Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 1999.

19.    Лассвелл Г. Структура и функции коммуникации в обществе // Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 2002.

20.    Леонтович О. А. Методы коммуникативных исследований. М., 2011.

21.    Мангейм Дж. Б., Рич Р. Б. Политология. Методы исследования. М., 1997.

22.    Методы исследования СМИ. Под ред. Коробейникова В. С. М., 1982.

23.    Назайкин А. Н. Медиапланирование: учеб. пособие. М., 2010.

24.    Петренко В. Ф. Основы психосемантики. М., 1997

25.    Попова О. В. Методика и техника эмпирических политических исследований. СПб., 2002.

26.    Ушакова Т. Н., Цеицов В. А., Алексеев К. И. Интент-анализ политических текстов // Психологический журнал, 1998, т. 19, № 4.

27.    Федотова Л. Н. Анализ содержания – социологический метод изучения средств массовой коммуникации. М., 2001.

28.    Шарков Ф. И., Родионов А. А. Социология массовой коммуникации: Учебное пособие. Ч. 1. Техника и технология сбора и обработки информации. М., 2003.

29.    Щепилов К. Медиаисследования и медиапланирование. М., 2004.

30.    Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2003.

Перечень иных информационных источников

1.    MediaMetrics. Свежие котировки новостей. URL: mediametrics.ru/rating/ru/online.html

2.    ВЦИОМ. URL: wciom.ru

3.    Интегрум. URL: integrum.ru

4.    Медиалогия: мониторинг СМИ и соцмедиа. URL: www.mlg.ru

5.    Медиаскоп (TNS). Международная исследовательская группа. mediascope.net

6.    НАММИ (Национальная ассоциация исследователей масс-медиа). URL: nammi.ru

7.    ЦИРКОН. Исследовательская группа. URL: www.zircon.ru

8.    Научная библиотека СПбГУ: www.library.spbu.ru

 просмотров: 86 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru