Журналистика. 2 курс
Актуальные проблемы истории и теории журналистики
4 сентября 2018
Преподаватель: Громова Людмила Петровна, доктор филологических наук, профессор; Корконосенко Сергей Григорьевич, доктор политических наук, про
Кафедра: истории журналистики, теории журналистики и массовых коммуникаций

План лекционных занятий

Актуальные проблемы истории журналистики

Занятие 1. Методология исследования истории журналистики, подходы к периодизации. Взаимосвязь истории и современности как основной методологический принцип.

Занятие 2. Европейские традиции и своеобразие исторического развития российской журналистики.

Занятие 3. Информационная политика государства и борьба прессы за свободу слова.

Занятие 4. Экономика и технологии развития СМИ. Типологические трансформации в условиях количественного и качественного изменения аудитории.

Занятие 5. Эволюция визуальной информации, её современные формы.

Занятие 6. Становление жанровых форм, их историческая обусловленность.

Занятие 7. Публицистика в контексте развития журналистики. Проблемы истории и теории публицистики в научной полемике.

Занятие 8. Профессиональные ценности в журналистской деятельности. Этические нормы в условиях капитализации прессы.

Занятие 9. Информационные войны, их особенности в эпоху глобализации.

Актуальные проблемы теории журналистики

Занятие 10. Научно-педагогические школы журналистики в России.

Занятие 11. Современная теория журналистики как область научных исследований.

Занятие 12. Структура теории журналистики: дисциплинарное измерение.

Занятие 13. Российская теория журналистики в международном исследовательском контексте.

Занятие 14. Закон как опорная категория теории журналистики.

Занятие 15. Теория журналистики в деонтологической перспективе.

Занятие 16. Нормативные теории журналистики: понятие, подходы, динамика представлений.

Занятие 17. Теоретическое моделирование развития журналистики: субстанциональные и реляционные подходы.

Занятие 18. Современный медиаполис как явление и объект теоретического анализа.

План практических / семинарских занятий

Практические / семинарские занятия не предусмотрены.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя не предусмотрена.

Внутрисеместровый контроль

Внутрисеместровый контроль не предусмотрен.

Вопросы к зачету

1.    Борьба за свободу слова как механизм регулирования информационного процесса.

2.    Закон как опорная категория теории журналистики.

3.    Информационные войны и их особенности в условиях глобализации.

4.    Информационный рынок – объективный фактор развития журналистики.

5.    Исторические виды и формы цензуры, их особенности в условиях современного информационного рынка.

6.    Исторические предпосылки становления журналистики как системы. Подходы к периодизации.

7.    История и теория журналистики: их взаимообусловленность.

8.    Медиажизнь личности в медиаполисе.

9.    Морально-этический выбор в журналистике.

10.    Научно-педагогическая школа журналистики: понятие и качественные признаки.

11.    Научно-педагогические школы журналистики в России и в мире: культурно-цивилизационный подход.

12.    Нормативность как преемственность в развитии российской теории журналистики.

13.    Нормативные теории журналистики: классика и современная динамика.

14.    Основные научные категории в теории журналистики.

15.    Процесс становления массовой аудитории как фактор демократизации общества.

16.    Публицистика в системе журналистики.

17.    Российская теория журналистики в международном исследовательском контексте.

18.    Современные историко-журналистские научные школы.

19.    Современные проблемы теории журналистики в контексте исторической практики.

20.    Современный медиаполис: понятие и структура.

21.    Становление жанров в историко-журналистском развитии.

22.    Структура теории журналистики: дисциплинарное измерение.

23.    Тенденция интернационализации (девестернизации) в мировой теории журналистики.

24.    Теория журналистики в деонтологической перспективе.

25.    Теория журналистики: уровни и предметные области.

26.    Типологическое развитие журналистики.

27.    Трансформация визуальной информации в журналистике.

28.    Этические проблемы в условиях капитализации прессы.

Критерии оценки

В ходе изучения материала обучающиеся выполняют самостоятельные работы с использованием методических материалов: 1) письменный обзор источников по одной из тем раздела «Актуальные проблемы истории журналистики» (3-5 стандартных страниц) и 2) теоретическое произведение в жанре эссе по одной из проблем раздела «Актуальные проблемы теории журналистики» (3-5 стандартных страниц). Рекомендуется выбирать темы, близкие к тематической области диссертационного исследования автора. Качество выполнения самостоятельных работ учитывается на зачете по курсу.

Форма промежуточной аттестации – устный зачет по билетам, охватывающим тематику курса.

Показатели, характеризующие текущую учебную работу обучающихся:

- посещение занятий;

- оценка выполнения заданий для самостоятельной работы;

- оценка ответа на зачете.

Критерии оценивания в баллах: посещаемость занятий – 20 (посетил преобладающую часть занятий), выполнение зачтенного задания для самостоятельной работы – 20 максимум, результаты ответа на вопрос к зачету – 60 баллов максимум. Максимальное количество баллов, которое может получить аспирант за изученный курс, составляет 100.

Оценка «Зачтено» (более 70 баллов) ставится, если аспирант демонстрирует всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала при ответе на вопрос, знание содержания рекомендованной литературы по курсу, умение выполнять задания для самостоятельной работы, участие в занятиях.

Оценка «Не зачтено» (менее 70 баллов) ставится, если аспирант имеет пробелы в знаниях основного учебного материала и рекомендованной литературы, не выполнил на зачетном уровне задания для самостоятельной работы, не посещал занятия с должной регулярностью.

Предполагаемая продолжительность проведения зачета – 6 часов. На подготовку ответа аспиранту дается 20 минут.

Пример тестового задания / Типовые вопросы

Типовые вопросы и тестовые задания не предусмотрены.

Список обязательной литературы

1.    Бакулев Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции. М., 2010.

2.    История русской журналистики XVIII-XIX веков: учебник / под ред. Л. П. Громовой. СПб., 2013.

3.    Корконосенко С. Г. Теория журналистики: моделирование и применение: учеб. пособие. М., 2015.

4.    Теории журналистики в России: зарождение и развитие / под ред. С. Г. Корконосенко. СПб., 2014.

5.    Теория журналистики в России / под ред. С. Г. Корко¬носенко. СПб., 2018.

Список дополнительной литературы

1.    Есин Б. И., Кузнецов И. В. Триста лет отечественной журналистики (1702 – 2002). М., 2002.

2.    Жирков Г. В. История цензуры в России XIX – ХХ вв. М., 2001.

3.    Жирков Г. В. Журналистика сталинской эпохи: 1928-1950-е годы. М., 2016.

4.    Корконосенко С. Г. Теория журналистики в России: научные школы // Век информации. Журналистика XXI века: поиски теоретического обоснования. № 1 (S1) / ред.-сост. И. Н. Блохин, С. Г. Корконосенко. СПб., 2016. С. 49-58.

5.    Корконосенко С. Г. Теория журналистики: от схематизма к реализму    // Вопросы теории и практики журналистики. 2016. T. 5. № 4. С. 536–545. DOI 10.17150/2308-6203.2016.5(4).536-545.

6.    Кучерова Г. Э. Очерки теории зарубежной журналистики (XIX – первая половина XX вв.). Ростов н/Д., 2000.

7.    МакКуэл Д. Журналистика и общество. М., 2013.

8.    Прохоров Е. П. Исследуя журналистику. Теоретические основы, методология, методика и техника работы исследователя. 2-е изд. М., 2006.

9.    Российские исследования массмедиа и журналистики в международном контексте / отв. ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб., 2013.

10.    Русская публицистика в духовно-нравственной жизни общества: идеалы и ценности / под ред. Л.П.Громовой. СПб., 2014.

11.    Сапунов В. И. Массовая коммуникация: концепции западных исследователей. Воронеж, 2012.

12.    Современный российский медиаполис / под ред. С. Г. Корконосенко. СПб., 2012.

13.    Суходолов А. П., Рачков М. П. К созданию теории средств массовой информации: постановка задачи // Вопросы теории и практики журналистики. 2016. T. 5. № 1. С. 6–13. DOI: 10.17150/2308-6203.2016.5(1).6-13.

14.    Ученова В. В. Три грани теории журналистики. М., 2009.

15.    Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004.

16.    Щелкунова Е. С. Публицистический текст в системе массовой коммуникации: специфика и функционирование. Воронеж, 2004.

17.    Baran, S. J., Davis, D. K. Mass communication theory: Foundations, ferment, and future. 6th ed. Boston (USA), 2012.

18.    Christians, C. G., Glasser, T. L., McQail, D. Nordenstreng, K., White, R. A. Normative theories of the media: Journalism in democratic societies. Urbana (USA), 2009.

19.    Communication_Theory / by Wikibooks contributors. URL: 2006:http://enwikibooksorg/wiki/Communication_Theory.

20.    Curran, J. & Park M. J. (Eds.). De-Westernizing media studies. New York, 2000.

21.    Dobek-Ostrowska, B., Glowacki, M. (Eds.). Comparing media systems in Central Europe: Between commercialization and politicization. Wroclaw, 2008.

22.    Downing, J. D. H. Internationalizing media theory: Transition, power, culture - reflections on media in Russia, Poland and Hungary, 1980-95. London, 1996.

23.    Dunas, D. V. Mapping mass communication theories in contemporary Russia // Elena L. Vartanova (Ed.). World of Media. Yearbook of Russian Media and Journalism Studies. Moscow, 2013.

24.    Hallin, D. C. & Mancini, P. (Eds.). Comparing media systems beyond the Western World. New York, 2012.

25.    Korkonosenko, S. G. Global de-Westernization trend in media studies and Russian journalism theory // Central European Journal of Communication. 2015. Vol. 8, No 2 (15). P. 175-186.

26.    Korkonosenko, S.G., Berezhnaia, M. A., Khubetsova, Z.F. Russian scientific and educational journalism schools: Leadership in Polycentric Paradigm // Leadership for the Future Sustainable Development of Business and Education. Springer Proceedings in Business and Economics. Cham (Switzerland), 2018.

27.    Littlejohn, Stephen W., Foss, Karen A. (Eds.). Encyclopedia of communication theory. Los Angeles, 2009.

28.    Machado, Elias. From journalism studies to journalism theories. Three assumptions to consolidate journalism as a field of knowledge // Brazilian Journalism Research. Vol. 1, No 1, semester 1, 2005.

29.    McQuail, D. McQuail's Mass communication theory. 6th ed. Los Angeles, 2010.

30.    Muhen der Moderne. Von Kleist bis Tschechov – Deutsche und russische Publizisten des 19. Jahrhunderts. Koln, 2016.

31.    Sparks, C. Media systems in transition: Poland, Russia, China // Chinese Journal of Communication. 2008. Vol. 1 (1), April.

32.    Thussu, D. K. (Ed.). Internationalizing media studies. London; New York, 2009.

33.    Wahl-Jorgensen, K. and Hanitzsch, Th. (Eds.). Handbook of journalism studies. New York, 2009.

Перечень иных информационных источников

Научная библиотека СПбГУ: www.library.spbu.ru

1.    Государственная публичная историческая библиотека России: www.shpl.ru

2.    Научная библиотека им. М. Горького: www.library.spbu.ru

3.    Российская национальная библиотека: nlr.ru

 просмотров: 218 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru