Журналистика. 2 курс
Журналистика
31 августа 2018
Преподаватель: Хубецова З.Ф., Гришанина А.Н., Коньков В.И., Якунин А.В.
Кафедра: теории журналистики и МК, медиалингвистики, медиадизайна

План лекционных занятий

Занятие 1. (Гришанина А. Н.). Современное состояние и тенденции развития жанров журналистики. Информационные жанры журналистики. Аналитические жанры журналистики. Художественно-публицистические жанры журналистики. Сатирические жанры: генезис и типология. Жанровая специфика различных типов СМИ. Влияние новых технологий на функционирование аудиовизуальной журналистики. Жанровые трансформации в современной аудиовизуальной журналистике.

Занятие 2 (Гришанина А. Н.). Документальность и драматургия в телевизионной журналистике. Коммуникативные тенденции современного радио- и телевещания. Современные концепции, модели и практика общественного телевидения. Критерии профессионализма журналиста.

Занятие 3 (Гришанина А. Н.). Актуальные проблемы журналистского текста: особенности воздействия, эффективность, общественная и культурная значимость.

Занятие 4 (Гришанина А. Н.). Реклама в СМИ: история, теория и практика. Аудиовизуальные и вербальные средства рекламы. Паблик рилейшнз (связи с общественностью): коммуникационный и творческий аспекты.

Занятие 5 (Хубецова З. Ф.). Политическое функционирование современной журналистики. Журналистика в системе информационной политики. Публицистическая картина мира. Глобальное информационное пространство: институциональные и функциональные характеристики.

Занятие 6 (Хубецова З. Ф.). Массовая информация и международная безопасность: риски, угрозы и современные вызовы. Критерии информационной безопасности индивида и государства. Взаимодействие органов госслужбы и средств массовой информации. Теоретические и прикладные исследования в области политической рекламы и связей с общественностью, лоббизма, иных политических технологий.

Занятие 7 (Хубецова З. Ф.). Журналистские исследования в области политической рекламы и связей с общественностью, лоббизма, иных политических технологий. Государство, политические партии и журналистика: принципы взаимодействия.

Занятие 8 (Коньков В. И.). Современный медиатекст (печатный, радийный, телевизионный) как поликодовая система. Текст как объект лингвистических исследований. Язык и внеязыковая действительность. Речевая репрезентация лица, события, факта в медиатексте.

Занятие 9 (Коньков В. И.). Язык и речь: проблема соотношения. Принцип деятельности и язык. Понятие стиля в лингвостилистике. Типология медиаречи. Речь журналиста в коммуникативной среде Интернета: разновидности и специфика. Модус и пропозиция в предложении и тексте. Разновидности модуса и пропозиции в медиатекстах.

Занятие 10 (Коньков В. И.). Функциональная семантика оценки. Оценка и оценочность в медиатексте: аспекты речевой реализации.

Занятие 11 (Якунин А. В.). Интертекстуальность в визуальной культуре современных СМИ. Современные направления и школы графического дизайна. Основные подходы к визуальной организации интерактивной среды: современные тренды в веб-дизайне, веб-юзабилити и создании графического интерфейса.

Занятие 12 (Беленький А. И.). Когнитивные аспекты визуальной репрезентации: закономерности восприятия и принципы в современном медиадизайне. Ведущие направления современной фотожурналистики. Основные подходы к анализу и интерпретации фотоизображения.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Не предусмотрена

Внутрисеместровый контроль

Не предусмотрен

Вопросы к экзамену

Журналистско-жанровая область

1.    Современное состояние и тенденции развития жанров журналистики.

2.    Информационные жанры журналистики.

3.    Аналитические жанры журналистики.

4.    Художественно-публицистические жанры журналистики.

5.    Сатирические жанры: генезис и типология.

6.    Жанровая специфика различных типов СМИ.

7.    Влияние новых технологий на функционирование аудиовизуальной журналистики.

8.    Жанровые трансформации в современной аудиовизуальной журналистике.

9.    Документальность и драматургия в телевизионной журналистике.

10.    Коммуникативные тенденции современного радио- и телевещания.

11.    Современные концепции, модели и практика общественного телевидения.

12.    Критерии профессионализма журналиста.

13.    Когнитивные аспекты визуальной репрезентации: закономерности восприятия и принципы в современном медиадизайне.

14.    Основные подходы к анализу и интерпретации фотоизображения.

15.    Реклама в СМИ: история, теория и практика.

16.    Аудиовизуальные и вербальные средства рекламы.

17.    Паблик рилейшнз (связи с общественностью): коммуникационный и творческий аспекты.

Журналистско-текстологическая и журналистско-стилистические области

1.    Современный медиатекст (печатный, радийный, телевизионный) как поликодовая система.

2.    Текст как объект лингвистических исследований.

3.    Язык и внеязыковая действительность. Речевая репрезентация лица, события, факта в медиатексте.

4.    Язык и речь: проблема соотношения. Принцип деятельности и язык.

5.    Модус и пропозиция в предложении и тексте. Разновидности модуса и пропозиции в медиатекстах.

6.    Типология медиаречи. Речь журналиста в коммуникативной среде Интернета: разновидности и специфика.

7.    Понятие стиля в лингвостилистике.

8.    Функциональная семантика оценки. Оценка и оценочность в медиатексте: аспекты речевой реализации.

9.    Интертекстуальность в визуальной культуре современных СМИ.

10.    Современные направления и школы графического дизайна.

11.    Ведущие направления современной фотожурналистики.

12.    Основные подходы к визуальной организации интерактивной среды: современные тренды в веб-дизайне, веб-юзабилити и создании графического интерфейса.

Журналистско-политическая область

1.    Политическое функционирование современной журналистики.

2.    Журналистика в системе информационной политики.

3.    Государство, политические партии и журналистика: принципы взаимодействия.

4.    Публицистическая картина мира.

5.    Глобальное информационное пространство: институциональные и функциональные характеристики.

6.    Массовая информация и международная безопасность: риски, угрозы и современные вызовы.

7.    Критерии информационной безопасности индивида и государства.

8.    Взаимодействие органов госслужбы и средств массовой информации.

9.    Теоретические и прикладные исследования в области политической рекламы и связей с общественностью, лоббизма, иных политических технологий.

Критерии оценки

Форма промежуточной аттестации – кандидатский экзамен.

Форма проведения экзамена – устная (по билетам). На подготовку ответа дается – 40 минут.

Предполагаемая продолжительность проведения экзамена на одного слушателя – 2 часа, включая время подготовки.

Оценки «отлично» заслуживает слушатель, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала, усвоивший основную литературу и знакомый с дополнительной, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины и их значение для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала.

Оценки «хорошо» заслуживает слушатель, обнаруживший полное знание учебного материала, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется слушателям, показавшим систематизированный характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.

Оценки «удовлетворительно» заслуживает слушатель, обнаруживший знание основного учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется, допустившим погрешности в ответе на экзамене, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется слушателю, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебного материала. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится слушателям, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности без дополнительных занятий по дисциплине.

Пример тестового задания / Типовые вопросы

Не предусмотрено

Список обязательной литературы

Журналистско-жанровая область

1.    Ильченко С. Н. Интервью в журналистике: как это делается : учеб. пособие. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т "Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций", 2016.

2.    Ковалев-Случевский К. П. Тележурналистика XXI века. М., 2012.

3.    Медиасистема России / Под ред. Е. Л. Вартановой. – М.: Издательство «Аспект Пресс», 2017.

4.    Телевидение: режиссура реальности. Ост. Д. Лондурей. М.: «Искусство кино», 2007.

Журналистско-текстологическая и журналистско-стилистические области

1.    Мельник Г. С., Виноградова К. Е., Лисеев Р. П. Основы творческой деятельности журналиста: лекции, практикум. М: Наука-Флинта, 2016. 208 с. wsturbo.ws/books/raznoe/101687-g-s-melnik-k-e-vinogradova-r-p-liseev-osnovy-tvorcheskoy-deyatelnosti-zhurnalista-2015-pdf.html

2.    Современный русский язык. Теория: учебник для студентов направлений «журналистика», «связи с общественностью и реклама» / под ред. Л. Р. Дускаевой. – СПб.: Питер, 2013.

3.    Стилистика и литературное редактирование. В 2 т: учебник для академического бакалавриата / под ред. Л. Р. Дускаевой. – М.: Издательство «Юрайт», 2016.

4.    Стилистический энциклопедический словарь / под ред. М. Н.Кожиной. – М.: Флинта, 2006.

Журналистско-политическая область

1.    Виноградова С. М., Мельник Г. С. Психология массовых коммуникаций: учебник. М. Изд-во Юрайт, 2016.-512 с. Гриф УМО. urait.ru/uploads/pdf_review/FD575C47-B964-4F30-B4FD-79AD31FA78D1.pdf

2.    Коммуникативные технологии в процессах политической мобилизации (монография) / науч. ред. В. А. Ачкасова, Г. С. Мельник. М.: ФЛИНТА: Наука, 2016. 246 с. www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785976525559.html

3.    МакКуэл Д. Журналистика и общество. М., 2013.

4.    Медиакратия: современные теории и практики / под ред. Пую А. С., Бодруновой С. С. СПб., 2013.

5.    Политическая журналистика: учебник для бакалавриата и магистратуры / под ред. С. Г. Корконосенко. М., 2015.

Список дополнительной литературы

Журналистско-жанровая область

1.    Войтик Е. А. Спортивный медиатекст: зарождение и развитие (на материале периодических изданий XVIII-XIX вв.) / науч. ред. Б. Я. Мисонжников. Томск: Томский государственный университет, 2017.

2.    Ермилов А. Живой репортаж: профессиональные советы тележурналисту. М.: Аспект Пресс, 2010.

3.    Зверева Н. В. Школа регионального тележурналиста : учебное пособие для вузов по направлению и специальности "Журналистика": доп. М-вом образования РФ. М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2004.

4.    Ильченко С.Н. Отечественное телевидение на рубеже столетий. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2009.

5.    Кузнецов Г. В. Так работают журналисты ТВ: учебное пособие. Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания и др. М.: МГУ, 2004.

6.    Массмедиа российского мегаполиса: типология печатных СМИ / под общ. ред. М. А. Шишкиной; науч. ред. Б. Я. Мисонжников. СПб.: Роза мира. 2009.

7.    Мицкевич Э. Телевидение, власть и общество. М.: «Аспект Пресс», 2013.

8.    Поберезникова Е. В. Телевидение взаимодействия : интерактивное поле общения : учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2004. - 222 с. - (Телевизионный мастер-класс).

9.    Познин В. Ф. Изобразительное и звуковое решение экранного произведения. СПб., 2014

10.    Поляков В. А. Рекламный менеджмен : учеб. пособие. М.: КУРС ; М. : Инфра-М, 2017.

11.    Радиожурналистика: Учебник / Под ред. А. А.Шереля. М.:Изд-во Моск. Ун-та, 2000.

12.    Телевизионная журналистика: учебник для вузов по направлению и специальности "Журналистика". М.: Изд-во Моск. ун-та : Высшая школа, 2002.

13.    Телевизионный журналист: Основы творческой деятельности: учеб. пособие / под редакцией М. А. Бережной. М.,2015

Журналистско-текстологическая и журналистско-стилистические области

1.    Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М., Наука, 1988.

2.    Бахтин М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа // Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. – С. 281–307.

3.    Васильев А. Д. Слово в российском телеэфире. Очерки новейшего словоупотребления. – М. Флинта: Наука, 2003. – 224 с.

4.    Васильев А. Д. Цели и средства игр в слова: монография.– Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2012.

5.    Вольф Е. М. Функциональная семантика оценки. – М.: URSS, 2001.

6.    Гайда С. Что такое стиль? // Стилистика и речеведение. – М. ФЛИНТА: Наука, 2013.

7.    Дейк Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. – М.: Прогресс, 1989.

8.    Кожина М. Н., Дускаева Л. Р., Салимовский В. А. Стилистика русского языка. М., 2008.

9.    Коньков В. И. Речевая структура газетных жанров. – СПб., 2005.

10.    Костомаров В. Г. Наш язык в действии. Очерки современной русской стилистики. – М., 2005.

11.    Лотман Ю. М. Семиосфера. – СПб.: Искусство — СПБ, 2000.

12.    Солганик Г. Я. Очерки модального синтаксиса: монография. – М.: Флинта: Наука, 2010.

13.    Чернявская В. Е. Лингвистика текста. Лингвистика дискурса: учеб. пособие. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2013.

14.    Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования: Учебное пособие. – М.: Изд-во МГУ, 2003.

Журналистско-политическая область

1.    Блохин И. Н. Журналистика в мире национальных отношений: политическое функционирование и профессиональное участие. СПб., 2008.

2.    Вартанова Е. Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. М., 2013.

3.    Виноградова С. М., Мельник Г. С., Мисонжников Б. Я. Массмедиа в системе информационной безопасности // Информационно-психологическая и когнитивная безопасность / под ред. И. Ф. Кефели, Р. М. Юсупова. ИД «Петрополис», Санкт-Петербург, 2017.

4.    Ильченко С. Н. Политические игры в медиапространстве. СПб: СПбИВЭСЭП, 2017.

5.    Мицкевич Э. Телевидение, власть и общество. М., 2013.

6.    Прохоров Е. П. Журналистика и демократия. М., 2004.

7.    Репина Е. А. Политический текст: психолингвистический анализ воздействия на электорат: монография. М.: Инфра-М, 2017.

8.    Сидоров В. А. Политическая культура журналиста: уч. пособие. СПб., 2010.

9.    Современная зарубежная журналистика: глокализация в практике западноевропейских СМИ: уч. пособие / под ред. А. С. Пую. СПб., 2010.

10.    Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов. Тактические медиа в политической коммуникации. № 2 (11) / отв. ред. И. В. Колодяжный. СПб, 2017.

11.    Christians, C. G., Glasser, T. L., McQail, D. Nordenstreng, K., White, R. A. Normative Theories of the Media: Journalism in Democratic Societies. Urbana (USA), 2009.

12.    Melnik G. S., Misonzhnikov B. Y., Teplyashina A. N Political discourse as the subject transgressive intention // Social Sciences (Pakistan) 2015. Volume 10. No рр. 2225-2230. thescipub.com/PDF/ajassp.2016.762.772.pdf

13.    Political Journalism in Transition: Western Europe in a Comparative Perspective / ed. by R. Kuhn,‎ R. Nielsen. London, 2013.

Перечень иных информационных источников

1.    http://www.mediasprut.ru/jour/presse-brd/woron.shtml

2.    http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1805299

3.    http://cyberleninka.ru/article/n/tendentsiya-k-demokratizatsii-yazyka-vkachestvennoy-presse-nachala-tretiego-tysyacheletiya

4.    Научная библиотека СПбГУ: www.library.spbu.ru

 просмотров: 90 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru