Журналистика. 1 курс
Современные проблемы журналистики
31 августа 2018
Преподаватель: Сидоров Виктор Александрович, доктор философских наук, профессор; Воскресенская Марина Аркадьевна, доктор исторических наук, пр
Кафедра: теории журналистики и массовых коммуникаций

План лекционных занятий

Профессор В. А. Сидоров

Занятие 1. Современная журналистика в системе общественных отношений. Основные сферы, уровни анализа, подходы к изучению. Сфера регулирования и дискурсивное поле журналистики. Макро- и микроуровни функционирования журналистики. Журналистика как институт общества и политики.

Занятие 2. Журналистика и информационные технологии. Взаимовлияния и риски. Эволюция информационных технологий и каналов распространения информации. Технология как фактор существования современной журналистики. Конвергенция и мультимедийность. Гипертекст и интерактивность.

Занятие 3. Журналистика и политика. Современная демократия, гражданское общество, социальный контроль и журналистика. Регулятивные функции журналистики. Журналистика как инструмент управления, институт самоуправления и контроля.

Занятие 4. Журналистика и современные международные отношения. Глобализация, геополитика, национальная безопасность и журналистика. Журналистика в системе глобальной медиакратии. Концепции информационного суверенитета и нового информационного порядка.

Занятие 5. Журналистика в мире этнонациональных отношений. Этнические функции журналистики. Этнологическая культура журналиста. Этническая журналистика, этножурналистика и этнографическая журналистика как виды журналистской деятельности.

Занятие 6. Журналистика и социальная сфера. Формы социальной организации в современном мире, социальные среды, коммуникации и сети. Виды и направления социальной активности. Журналистика и медиа в системе гражданской активности. Журналистика как социальная работа и волонтерство.

Занятие 7. Журналистика и современная наука. Научная и научно-популярная журналистика. Значение журналистики для естественнонаучных и гуманитарных наук. Журналистика в системе распространения научных и антинаучных теорий и концепций.

Занятие 8. Журналистика и религия в современном мире. Религиозное сознание современного человека. Журналистика в системе социальной мифологии. Клерикальные СМИ. Религиозные ценности в содержании современной журналистики.

Профессор М. А. Воскресенская

Занятие 9. Журналистика и современная экономика. Организационные и информационные аспекты функционирования. Деловая информация, деловая пресса и деловая журналистика как экономические явления и институты. Журналистика и предпринимательство. Деловая активность и самоорганизация. Журналистика и концепция «неявного знания». Информация как ресурс предпринимательской деятельности.

Занятие 10. Журналистика и современная культура. Роль журналистики в реализации тенденций массовизации и индивидуализации. Ценности и антиценности в журналистике. Аксиология журналистики.

Занятие 11. Журналистика и современные субкультуры и контркультуры. Ценности субкультуры и контркультуры в системе массового общества. Девиация и норма в современной культуре. Журналистика субкультур и контркультур.

Занятие 12. Журналистика и современное искусство. Проблема традиции и новации в современном искусстве. Медиа как сфера и среда бытования современного искусства. Арт-журналистика и ее основные направления.

Занятие 13. Журналистика и экология. Экологический фактор в медиапроизводстве. Экологическое сознание и роль журналистики в его формировании. Экологические проблемы современности и роль журналистики в их разрешении.

Занятие 14. Журналистика и образование. Проблемы современного образования. Формализация процесса образования и проблемы обучаемости и воспитания в современном обществе. Медиаобразование. Медиакомпетенции. Проблема воспроизводства аудиторий СМИ.

Занятие 15. Журналистика в современной социальной антропологии. Типы личности и журналистика. Медиацентризм. Автор, герой, адресат журналистского произведения как антропологические типы.

Занятие 16. Личность современного журналиста. Современные требования к журналистской квалификации. Компетенции и социальные роли журналиста: проблемы изучения.

План практических / семинарских занятий

Практические / семинарские занятия не предусмотрены.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя не предусмотрена.

Внутрисеместровый контроль

Внутрисеместровый контроль не предусмотрен.

Вопросы к зачету

1.    Современная журналистика в системе общественных отношений: основные сферы, уровни анализа, подходы к изучению.

2.    Журналистика и информационные технологии: взаимовлияния и риски

3.    Журналистика и политика: современная демократия, гражданское общество, социальный контроль

4.    Журналистика и современные международные отношения: глобализация, геополитика, национальная безопасность

5.    Журналистика в мире этнонациональных отношений

6.    Журналистика и социальная сфера

7.    Журналистика и современная наука

8.    Журналистика и религия в современном мире

9.    Журналистика и предпринимательство: деловая активность и самоорганизация

10.    Журналистика и современная культура: тенденции массовизации и индивидуализации

11.    Журналистика и современные субкультуры и контркультуры

12.    Журналистика и современное искусство

13.    Журналистика и экология

14.    Журналистика и образование

15.    Журналистика в современной социальной антропологии

16.    Личность современного журналиста

Критерии оценки

Форма проведения зачета – устная.

Показателями, характеризующими текущую учебную работу слушателей, являются:

1.    посещаемость занятий;

2.    оценка ответа на зачете.

Форма проведения зачета – устная.

На подготовку ответа аспиранту дается – 20 минут.

Предполагаемая продолжительность проведения зачета – 2 часа.

Оценка «Зачет» ставится, если аспирант демонстрирует всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала при ответе на вопрос, умение выполнять практические задания, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной рабочей программой дисциплины.

Оценка «Незачет» ставится, если аспирант демонстрирует пробелы в знаниях основного учебного материала, допускает принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий.

Пример тестового задания / Типовые вопросы

Типовые вопросы и тестовые задания не предусмотрены.

Список обязательной литературы

1.    Блохин И. Н. Журналистика в этнокультурном взаимодействии. СПб., 2013.

2.    Лиллекер Д. Политическая коммуникация. Ключевые концепты: монография. Харьков, 2010.

3.    Садохин А. П. Мировая художественная культура: учебник. М., 2013.

4.    Сетевые СМИ российского мегаполиса / под ред. И. Н. Блохина, С. Г. Корконосенко. СПб., 2011.

5.    Сидоров В. А. Аксиология журналистики: учеб. пособие. СПб., 2016.

Список дополнительной литературы

1.    Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Полит. исслед. 1992. № 4.

2.    Алтунян А. Г. Анализ политических текстов. М., 2006.

3.    Баканов Р. П. Актуальные проблемы современной науки и журналистика. Казань, 2010.

4.    Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии / пер. с фр. М., 2011.

5.    Березина В. Г. Этика и культура научной работы. СПб., 1999.

6.    Больц Н. Азбука медиа / пер. с нем. М., 2011.

7.    Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ / пер. с англ. М., СПб., Киев, 2004.

8.    Бурдье П. О телевидении и журналистике / пер. с фр. М., 2002.

9.    Грушевская Т. М. Политический дискурс в аспекте газетного текста. СПб., 2002.

10.    Грушин Б. А. Мнение о мире и мир мнений. М., 2011.

11.    Даль Р. Демократия и ее критики / пер. с англ. М., 2003.

12.    Иванян Э. А. От Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша: Белый дом и пресса. М., 1991.

13.    Интернет-технологии в связях с общественностью : учеб. пособие / отв. ред. И. А. Быков и О. Г. Филатова. СПб., 2010.

14.    Калмыков А. А. Интерактивная гипертекстовая журналистика в системе отечественных СМИ. М., 2009.

15.    Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе: Пер. с англ. Екатеринбург, 2004.

16.    Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ. М., 2000.

17.    Кин Д. Демократия и декаданс медиа / пер. с англ. М., 2015.

18.    Коммуникативная рациональность и социальные коммуникации: монография / ред. И. Т. Касавина. М., 2012.

19.    Медиа накануне постсекулярного мира / под. ред. В. А. Сидорова. СПб., 2014.

20.    Назаров М. М. Массовая информация в современном мире: методология анализа и практика исследования. М., 2002.

21.    Политическая журналистика / под ред. С. Г. Корконосенко. СПб., 2015.

22.    Розенталь Д. Э. Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды. М., 1980.

23.    Сидоров В. А. 10 рассуждений о социологии журналистики. СПб., 2012.

24.    Сидоров В. А. Политическая культура журналиста: учеб. пособие. СПб., 2010.

25.    Сидоров В. А. СМИ как лаборатория общественной мысли // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. 2. История, языкознание, литературоведение. 2001. Вып. 4.

26.    Социология журналистики: учебник для бакалавров / под ред. С. Г. Корконосенко. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2013.

27.    Теории журналистики в России: зарождение и развитие : кол. монография / под ред. С. Г. Корконосенко. СПб., 2014.

28.    Фролова Т. И. Социальная журналистика и ее роль в общественном диалоге. Учеб. пособие. М., 2003.

29.    Хабермас Ю. Расколотый Запад / пер. с нем. М., 2008.

30.    Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра / пер. с франц. М., 1997.

Перечень иных информационных источников

При подготовке к зачету используются материалы СМИ, посвященные актуальным событиям, соответствующие тематике вопросов.

Научная библиотека СПбГУ: www.library.spbu.ru

 просмотров: 219 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru