Очно-заочная форма обучения. 5 курс
Устная речь
5 сентября 2018
Преподаватель: Васильева Виктория Владимировна, кандидат филологических наук, доцент
Кафедра: медиалингвистики

План лекционных занятий

5 сентября. Цели и задачи дисциплины. Устная и письменная формы речи. Речь спонтанная и воспроизведенная.

12 сентября. Русская просодика: структура слога, ударение, интонация, ритм.

19 сентября. Фонетические законы и орфоэпические нормы.

26 сентября. Телеречь и радиоречь как явление литературного языка. Проблемы речи в эфире.

План практических занятий

Занятие 1. Сравнительный анализ устной и письменной «новости» в плане воздействия на аудиторию. «Перевод» новости с письменного на устный. Тренировка «чтения с отрывом от листа». Подготовка к сбору «картотеки пуриста» (фиксация дикторских ошибок в теле- и радиоэфире).

Занятие 2. Дикция, дикционный тренинг. Звук и жест. Развитие мысли в сообщение: звуковые и вербальные диалоги. Событийная последовательность и удержание мысли.

Занятие 3. Отработка наблюдательности и квалификации фонетических особенностей. Тренировка произвольного внимания в процессе говорения.

Занятие 4. «Черты речевого портрета». Анализ речевого поведения медийной личности (по выбору студентов).

Контрольная работа

Занятие 5. Аудиторная контрольная работа. «Черты речевого автопортрета».

Пример задания для контрольной работы

Обучающиеся работают в парах; записывают свои спонтанные реплики в ходе диалога на заданную тему; письменно анализируют свою спонтанную речь по следующим параметрам: соответствие теме, логичность высказывания, лексический запас, грамматическая правильность речи, нормативность произношения.

Внутрисеместровый контроль

В течение семестра преподаватель осуществляет контроль посещаемости лекционных и практических занятий. Текущая успеваемость контролируется (1) в ходе аудиторных практических занятий: на каждом практическом занятии проверяется выполнение домашних заданий; (2) по результатам выполнения контрольной работы.

Вопросы к зачету

1. Устная и письменная формы речи: специфические задачи и характеристики.

2. Особенности артикуляционной базы и фонетической системы современного русского языка.

3. Опасные точки русской просодики.

4. Основные орфоэпические нормы современного русского языка.

5. Телеречь и радиоречь как явление литературного языка.

6. Проблемы устной речи в эфире.

7. Специфика перевода с письменного на устный.

Образец задания для зачета

- Карточка для «Картотеки пуриста»:

Яна Розова. «Эхо Москвы». Программа «Зверсовет». 17.03.2016 13:55

Между тем волки воют не каждый день и только на рассвете или в сумерках… Хоровой вой обычно заканчивается тявкающим визгливым лаем. Им волки оглашают окрестности, передавая другим животным о своем приближении. (Нарушение глагольного управления: «передавать о чем». Правильно «передавать что»: «передавая сигнал о своем приближении»)

- «Играем в телевизор»: воспроизвести сообщение пресс-службы, подготовленное самостоятельно заранее путем «перевода» с письменного на устный; предложить группе рефлексию по поводу выполнения задания (чем вызваны конкретные изменения в письменном тексте, какой тип СМИ был обыгран в воспроизведении, проанализировать ошибки).

Критерии оценки (зачет)

Условием получения зачета является:

1.    Наличие оформленной «картотеки пуриста» (не менее 15-ти карточек с зафиксированными ошибками в достаточном контексте).

2.    Выполнение задания в ходе зачета (см.выше).

Оценка «зачтено» ставится, если обучающийся собрал не менее 70% карточек для «картотеки пуриста» и выполнил практическое задание, продемонстрировав умение анализировать недочеты в собственной речи, выявленные преподавателем.

Оценка «не зачтено» ставится, если обучающийся собрал менее «70% картотеки пуриста», не смог квалифицировать недочеты в своем устном выступлении по предложенным в ходе зачета заданиям.

Время на подготовку не дается (материал к зачету готовится обучающимся самостоятельно заранее).

Предполагаемая продолжительность проведения зачета с одним обучающимся – 15 минут.

Список обязательной литературы

1.    Васильева В. В., Коньков В. И. Устная речь: практикум. СПб., 2015.

2.    Современный русский язык: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. Л. Р. Дускаевой. СПб., 2014. С. 25–57 (Основы фонетики. Орфоэпия); С. 310–318 (Интонация как синтаксическая техника).

3.    Стилистика и литературное редактирование. В 2 т. / Под ред. Л. Р. Дускаевой. М., 2016. Том 1: Глава 11. «Стилистика аудиовизуальных и электронных СМИ». Том 2: Глава 12 «Профессиональный стиль PR-коммуникации», Глава 13 «Профессиональный рекламный стиль».

Список дополнительной литературы

4.    Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений современного русского языка. М., 2000.

5.    Брызгунова Е. А. Звуки и интонация русской речи. М., 1983.

6.    Васильева В. В. Русский прозаический ритм. Динамический аспект. Пермь, 1992.

7.    Вербицкая Л. А., Богданова Н. В., Скляревская Г. Н. Давайте говорить правильно: Трудности произношения и ударения. СПб., 2002.

8.    Вянсовская Л. И. Практикум по технике речи. Фонационный тренинг. СПб., 2001.

9.    Иванова Т. Ф., Черкасова Т. А. Русская речь в эфире: Комплексный справочник. М., 2000.

10.    Макарова С. К. Техника речи. М., 1994.

11.    Панов М. В. История русского литературного произношения XVIII-XX вв. М., 1990.

12.    Панов М. В. Современный русский язык. Фонетика. М., 1979.

13.    Петрова А. Н. Искусство речи. М., 2008.

14.    Стилистический энциклопедический словарь. М., 2006.

Перечень иных информационных источников

Информационные ресурсы научной библиотеки СПбГУ: library.spbu.ru

 просмотров: 139 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru