Очно-заочная форма обучения. 5 курс
Редактирование в рекламной и PR-деятельности
4 сентября 2018
Преподаватель: Фещенко Лариса Георгиевна, канд. филол. наук, доцент
Кафедра: рекламы

План лекционных занятий

1 октября. Редактирование как вид деятельности. Редакционный менеджмент. Виды редактирования. Виды правки. Работа с текстом. Редактирование в журналистике и прикладных коммуникациях.

8 октября. Микроредактирование. Типологии ошибок.

15 октября. Логическая структура текста и принципы редактирования. Редактирование заголовочного комплекса в текстах СМИ. Заголовочный комплекс и совокупный заголовочный текст.

22 октября, 29 октября. Структура текста. Типология жанров в журналистике. Редактирование текста (жанровый аспект). Жанровый подход к редактированию рекламных и PR-текстов. Жанровая инструментовка корпоративного СМИ.

План практических занятий

1 октября. Виды правки. Этико-правовое регулирование рекламной и PR-деятельности. Юрлингвистическая экспертиза текстов СМИ.

8 октября. Микроредактирование. Типология ошибок.

15 октября, 22 октября. Логическая структура текста и принципы редактирования. Заголовочный комплекс. Совокупный заголовочный текст. Внеаудиторная работа № 1.

29 октября. Структура текста. Типология жанров в журналистике. Редактирование текста (жанровый аспект). Жанровая инструментовка корпоративного СМИ.

12 ноября. Редактирование текста в журналистике, рекламе и PR (жанровый аспект). Редактирование текста определенной жанровой формы. Новость и интервью в журналистике, рекламе и PR. Внеаудиторная работа № 2.

19 ноября, 26 ноября. Редактирование модульных текстов. Методика анализа текстов визуально-вербального типа.

3 декабря. Редактирование модульных текстов. Методика анализа текстов вербально-визуального. Внеаудиторная работа № 3 (две части).

10 декабря. Редактирование радио- и телевизионных рекламных роликов. Внеаудиторная работа № 4.

Теория редактирования и специфика коммуникативной деятельности в рекламе и PR. Понятие нормы в рекламной коммуникации. Редактирование микротекстов. Коллоквиум.

17 декабря. Контрольная работа.

Практические занятия ведет: Фещенко Лариса Георгиевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры рекламы.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

12 ноября. Редактирование текста в журналистике, рекламе и PR (жанровый аспект). Редактирование текста определенной жанровой формы. Новость и интервью в журналистике, рекламе и PR.

19 ноября. Редактирование текста в журналистике, рекламе и PR (жанровый аспект). Редактирование текста определенной жанровой формы.

26 ноября. Заголовочный комплекс. Совокупный заголовочный текст. Внеаудиторная работа № 1.

3 декабря. Редактирование текста в журналистике, рекламе и PR (жанровый аспект). Редактирование текста определенной жанровой формы. Новость в журналистике, рекламе и PR. Внеаудиторная работа № 2.

10 декабря. Редактирование модульных текстов. Методика анализа текстов вербально-визуального и визуально-вербального типа. Внеаудиторная работа № 3 (две части).

17 декабря. Редактирование радио- и телевизионных рекламных роликов. Внеаудиторная работа № 4.

24 декабря. Анализ контрольной работы.

Внутрисеместровый контроль

В течение семестра студент должен выполнить четыре внеаудиторных работы по основным темам дисциплины: редакторский анализ СЗТ первой полосы корпоративного издания, редактирование новости в корпоративном или рекламном издании, редакторский анализ модульного текста – 2 части, редакторский анализ радио- или телевизионного рекламного ролика. Методика анализа подробно описывается на лекциях и отрабатывается на практических занятиях. Уточняющие вопросы по выполненным внеаудиторным работам могут быть заданы на занятиях «Самостоятельная работа в присутствии преподавателя» в соответствии с графиком.

Эмпирическая база: для выполнения внеаудиторных работ используются рекламные и PR- тексты и издания 2018 года (использование текстов 2017 года должно быть предварительно согласовано с преподавателем). Ссылка на источник в работе обязательна.

Качество выполнения внеаудиторных контрольных работ учитывается при прохождении промежуточной аттестации в форме экзамена и влияет на итоговую оценку.

Работы должны быть сданы на проверку в течение семестра – в соответствии с планом учебной дисциплины.

Работы сдаются на проверку в электронном виде (word или power point, использование pdf не допускается).

Последний срок сдачи на проверку внеаудиторной работы № 1 – 28 ноября, внеаудиторной работы № 2 – 5 декабря, внеаудиторной работы № 3 – 12 декабря, внеаудиторной работы – 19 декабря.

Нарушение графика сдачи работы на проверку приводит к понижению оценки работы на один балл. При одновременной сдаче на проверку двух и более работ экзаменационная оценка снижается на один балл. При сдаче на проверку работ, сходных до степени смешения (методические подходы к анализу, формальные характеристики текста, неавторизованные заимствования), снижается оценка на экзамене обоим студентам.

По каждой теме проводятся аудиторные контрольные работы (срезовые контрольные работы, словарные диктанты, тесты, письменные задания и под).

Вопросы к экзамену

1.    Редактирование как вид деятельности.

2.    Редакционный менеджмент.

3.    Виды редактирования. Практика редакторской работы.

4.    Виды правки. Типологии ошибок.

5.    Правовые и этические аспекты редактирования медиатекста. Юрлингвистическая экспертиза текста СМК. Медиаконфликты в аспекте редактирования.

6.    Комплексный редакторский анализ журналистского, рекламного и PR-текста.

7.    Логическая структура текста (на примере текстов массмедиа). Нарушение законов логики в рекламе и возможности редакторского вмешательства.

8.    Жанровая типология текстов СМИ и вопросы редактирования.

9.    Редактирование текста определенной жанровой формы.

10.    Редактирование родственных жанровых форм: пресс-релиз, информационное сообщение и рекламное объявление.

11.    Редактирование репортажа. Отчет в PR-коммуникациях и журналистике.

12.    Редактирование вопросного комплекса в интервью. Перевод устной речи в письменную. Лист вопросов и ответов.

13.    Типология PR-текстов. Принципы редактирования PR-текстов.

14.    Понятие нормы в рекламной коммуникации. Принципы редактирования рекламного текста.

15.    Теория редактирования и специфика коммуникативной деятельности в рекламе и связях с общественностью.

16.    Экспертиза коммерческого имени и принципы редактирования.

17.    Экспертиза слогана и принципы редактирования.

18.    Редакторские навыки и умения на разных этапах создания модульной рекламы.

19.    Принципы редактирования радио- и телевизионных рекламных роликов. Редактирование в сценаристике.

20.    Редактирование как услуга и особенности инфраструктуры современного рынка текстовых услуг.

Критерии оценки (экзамен)

Форма проведения экзамена – традиционная (ответ на теоретические вопросы и выполнение практического задания).

Количество теоретических вопросов (1-2) зависит от работы на практических занятиях и результатов выполнения итоговой контрольной работы. Количество практических заданий зависит от результатов выполнения внеаудиторных работ.

Ответы на все вопросы должны быть согласованы с темой и содержанием дисциплины «Редактирование в рекламной и PR-деятельности». По каждому вопросу должны быть подготовлены примеры из рекламной и PR-практики. Отсутствие самостоятельно подобранных примеров является основанием для снижения экзаменационной оценки.

Оценка «Отлично» ставится, если в течение семестра студент активно работал на практических занятиях, ответил на вопросы в билете, продемонстрировал хорошее владение профессиональной лексикой, вовремя и качественно выполнил все внеаудиторные работы (главное – соблюдение методики анализа), получил высокую оценку за итоговую контрольную работу (правильно атрибутировал ошибки, продемонстрировал понимание специфики редакторской работы с разными видами текста). Студент может быть освобожден от необходимости отвечать на теоретический вопрос, если качество выполненных в течение семестра работ свидетельствует о наличии сформированных профессиональных компетенций по дисциплине.

Оценка «Хорошо» ставится, если студент активно работал на занятиях, ответил на вопросы в билете, продемонстрировал владение профессиональной лексикой, вовремя и качественно выполнил все внеаудиторные работы (главное – соблюдение методики анализа), получил положительную оценку за итоговую контрольную работу.

Оценка «Удовлетворительно» ставится, если студент ответил на вопросы в билете, продемонстрировал знание профессиональной лексики, но в контрольной работе и / или текущих работах по дисциплине допустил много ошибок, а также, выполнив все внеаудиторные работы, нарушил сроки сдачи работ на проверку, при этом получил положительную оценку за итоговую контрольную работу.

Оценка «Неудовлетворительно» ставится, если студент не ответил на теоретические вопросы по дисциплине, выполнил контрольную работу с оценкой «незачет», пропускал практические занятия или не работал на практических занятиях, не выполнил все внеаудиторные контрольные задания, не был аттестован по этому виду учебной работы или сдал на проверку внеаудиторные контрольные задания с нарушением сроков.

Пример тестового задания / Типовые вопросы

Примеры тестового задания / Типовые вопросы не предусмотрены.

Список обязательной литературы

1.    Васильева В. В., Горячев А. А., Кара-Мурза Е. С. Стилистика и литературное редактирование. Т. 2. М., 2016.

2.    Иншакова Н. Г. Рекламный и пиар-текст: основы редактирования: учебное пособие. М., 2014.

3.    Петрова Л. И. Основы редактирования: системный подход в деятельности редактора: учебное пособие. М., 2012.

4.    Руженцева Н. Б. Стилистика и литературное редактирование рекламных и PR-текстов: учебное пособие. М., 2012.

Список дополнительной литературы

1.    Байчик А. В., Курышева Ю. В., Литвиненко А. А. Информационные жанры в России и за рубежом. Творческий практикум. Часть 1. СПб., 2016. URL: jf.spbu.ru/upload/files/file_1460367123_3629.pdf

2.    Балахонская Л. В. PR-текст: структура, содержание, оформление. СПб., 2015. URL: jf.spbu.ru/upload/files/file_1443167696_1952.pdf

3.    Беззубов А. Н. Введение в литературное редактирование: учебное пособие. СПб., 1997.

4.    Бессарабова Н. Д. О точном употреблении слова в современных СМИ и рекламе // Медиалингвистика. 2016. № 3 (13). С. 99-111. URL: jf.spbu.ru/upload/files/file_1474549277_0336.pdf

5.    Васильева В. В., Коньков В. И. Устная речь: практикум. СПб., 2015. URL: jf.spbu.ru/upload/files/file_1443774375_156.pdf

6.    Голуб И. Б. Литературное редактирование: учебное пособие. М., 2010.

7.    Ильченко С. Н. Интервью в журналистике: как это делается. СПб, 2016. URL: jf.spbu.ru/upload/files/file_1466674039_3087.pdf

8.    Киселев А. Г. Теория и практика массовой информации: подготовка и создание медиатекста. СПб., 2011.

9.    Коммуникативная культура журналиста: Практикум. СПб., 2016. URL: jf.spbu.ru/upload/files/file_1460365826_1557.pdf

10.    Коньков В. И. Речевые технологии в массовой коммуникации. Часть 1. СПб., 2015. URL: jf.spbu.ru/upload/files/file_1443773944_8299.pdf

11.    Кузьма А. Я., Неупокоева О. В., Фещенко Л. Г. Сборник упражнений по литературному редактированию: учебно-методическое пособие. СПб., 2003.

12.    Накорякова К. М. Литературное редактирование. Общая методика работы над текстом: учебное пособие. М., 2011.

13.    Накорякова К. М. Справочник по литературному редактированию для работников средств массовой информации: справочное издание. М., 2011.

14.    Пронин А. А. Как написать хороший сценарий. СПб., 2009.

15.    Сбитнева А. А. Литературное редактирование: история, теория, практика: учебное пособие. М., 2011.

16.    Сметанина С. И. Литературное редактирование для журналистов и специалистов по связям с общественностью: учебное пособие. СПб., 2003.

17.    Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное произношение: справочное издание. М., 2009.

18.    Фещенко Л. Г. Редактирование текста газеты: жанровый аспект: учебное пособие. СПб., 2004.

Перечень иных информационных источников

1.    Библиотека СПбГУ - www.library.spbu.ru

2.    Научная электронная библиотека eLibrary - elibrary.ru

3.    Словари онлайн - slovaronline.com

4.    Грамота.ру - www.gramota.ru

5.    Академик - dic.academic.ru

 просмотров: 171 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru