Очно-заочная форма обучения. 4 курс
История средств массовой информации
5 сентября 2018
Преподаватель: Смолярова Анна Сергеевна, кандидат политических наук
Кафедра: международной журналистики

План лекционных занятий

1 октября. Обзор структуры курса. Развитие современной массовой коммуникации в глобализированном мире. Роль журналиста в современном производстве медиапродукта.

8 октября. Нормативный подход к изучению журналистики. Свобода слова: философские и политические корни.

15 октября. Структурный медиакризис и транснациональные корпорации.

22 октября. Медиаиндустрия и массовая культура. Конкуренция СМИ на рынке содержания. Разнообразие информационных и досуговых продуктов.

29 октября. Медиаменеджмент: инструменты и новые тенденции.

12 ноября. Понятие международных стандартов информационного права и профессиональной этики журналиста. Свобода информации и информационная безопасность государства.

19 ноября. Взаимодействие журналистики и политики в интернет-эпоху: теоретические подходы. Новые медиа в политическом процессе.

26 ноября. Международная информация и глобальное информационное пространство.

План практических / семинарских занятий

Занятие 1. Журналистика и блогеры: сходства и различия

Занятие 2. SMM в журналистике.

Занятие 3. Новые форматы для создания историй.

Занятие 4. Сотрудничество редакционных и рекламных отделов.

Занятие 5. СМИ в политических процессах.

Занятие 6. Образ журналиста, специалистов по связям с общественностью и рекламе в массовой культуре.

Семинарские занятия ведет: Смолярова Анна Сергеевна, кандидат политических наук, доцент кафедры международной журналистики.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Занятие 1. Профессиональные стандарты и этические принципы.

Занятие 2. Медиа-атлас мира.

Текущий контроль

Показателями, характеризующими текущую учебную работу слушателей, являются:

• посещаемость лекционных занятий;

• активность работы на семинарах;

• оценка презентаций и выступлений во время семинаров;

• выполнение контрольной работы по итогам лекционных занятий.

Посещение каждого лекционного занятия оценивается в два балла, максимальное количество баллов за семестр – 16. За активное участие на семинаре (вовлеченность в дискуссии, постановка вопросов к презентации) студент получает 1 балл, максимальное количество баллов за семестр – 6. Во время семинарских занятий студенты оценивают качество подготовки презентации (см. раздел План семинарских занятий). Максимальное число баллов за одну презентацию – 10. В течение семестра каждый студент участвует в подготовке трех презентаций.

Формальным допуском к зачету является положительная оценка контрольной работы и работы на семинарских занятиях (для этого необходимо набрать не менее 40 баллов по результатам семинарских занятий и контрольной работы).

В случае набора студентом результативности в 80 баллов, на экзамене предоставляется возможность ответить на один вопрос в билете (по выбору преподавателя).

В случае набора студентом результативности в 100 баллов, студент получает оценку «отлично» по итогам текущей работы.

Контрольная работа

Выполняется письменно на одном из семинарских занятий. Студентам предлагаются творческие вопросы по темам, рассмотренным на предыдущих занятиях. Максимальный балл за контрольную работу — 48. Контрольная работа считается сданной, если студент получил не менее 28 баллов. При оценке контрольной работы учитывается использование теоретических знаний, полученных в рамках лекций, умение применять теоретические подходы к рассматриваемым кейсам, оригинальность кейсов, полнота и структурированность их описания, грамотность и логичность построения ответа на вопрос.

Без сданной контрольной работы студент не допускается к экзамену.

Вопросы к экзамену

1. Взаимодействие журналистики и политики: основные теоретические подходы.

2. Политическая коммуникация web 2.0.: особенности функционирования медиапространства (сравнительный анализ двух стран по выбору студента).

3. Онлайн-коммуникация как способ мобилизации: медиа в политических конфликтах (сравнительный анализ двух конфликтов по выбору студента).

4. Роль информационного фактора в международной интеграции (на примере межгосударственных союзов).

5. Международные стандарты информационного права.

6. Мировые тенденции трансформации системы информационного права в эпоху Интернета.

7. Глобализация и национальное медиапространство.

8. Влияние глобализации на международную повестку дня.

9. Акторы международной информационной повестки дня.

10. Глокализация в СМИ (страна по выбору студента).

11. Стратегии медиаконцернов в условиях структурного кризиса медиарынка.

12. Основные направления модернизации СМИ в онлайн-пространстве.

13. Социальные медиа в работе журналиста.

14. Особенности управления мобильным контентом.

15. Медиаиндустрия и экономика внимания.

16. Образ журналиста и специалиста по коммуникациям в массовой культуре.

Критерии оценки

Форма проведения экзамена – устная.

На подготовку ответа студенту дается 30 минут.

Оценки «отлично» заслуживает слушатель, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины и их значение для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала.

Оценки «хорошо» заслуживает слушатель, обнаруживший полное знание учебного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется слушателям, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.

Оценки «удовлетворительно» заслуживает слушатель, обнаруживший знание основного учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется, допустившим погрешности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется слушателю, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий.

Список обязательной литературы

1. Медиакратия: современные теории и практики: научное издание / А. С. Пую, С. С. Бодрунова, Ю. В. Курышева; ред. А. С. Пую, С. С. Бодрунова. СПб., 2013.

2. Международные стандарты профессиональной этики журналистов. Учебно-методическое пособие. Сост. А. В. Байчик, Ю. В. Курышева, С. Б. Никонов. СПб., 2012.

3. Современная зарубежная журналистика: глокализация в практике западноевропейских СМИ. Учеб. пособие / под ред. А. С. Пую. СПб., 2010.

4. Амзин А. и др. Как новые медиа изменили журналистику. 2012—2016 / А. Амзин, А. Галустян, В. Гатов, М. Кастельс, Д. Кульчицкая, Н. Лосева, М. Паркс, С. Паранько, О. Силантьева, Б. ван дер Хаак; под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. — Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016.

Список дополнительной литературы

1.    Бодрунова С. С. Современные стратегии британской политической коммуникации. М., 2010.

2.    Ильяхов М. Пиши, сокращай: Как создавать сильный текст / Максим Ильяхов, Людмила Сарычева. -. 2-е изд. - М.: АП, 2017

3.    Кастельс М. Власть коммуникации. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016.

4.    Курышева Ю.В. Стратегии глобальной медиагруппы «Приса» в 2010-2012 гг. // Зарубежная журналистика в 2011 году: сб.статей / науч. ред. А.С. Пую, Е.С. Георгиева. СПб, 2012. С. 49-58.

5.    Новостная интернет-журналистика : учебное пособие / А. Амзин ; ред. Е. А. Данилина. - 2-е изд-е, испр. и доп. - М. : Аспект-пресс, 2012. - 143 с.

6.    Основы медиабизнеса: учебное пособие для студентов вузов / Е. Л. Вартанова, В. Л. Иваницкий, М. И. Макеенко; ред. Е. Л. Вартанова ; науч. ред. Н. В. Ткачева; Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям Российской Федерации, "Культура России" - программа. - М.: Аспект Пресс, 2009.

7.    Тангейт М. Медиагиганты: Как крупнейшие медиакомпании выживают на рынке и борются за лидерство. М., 2006.

Перечень иных информационных источников

1.    Публикации Института исследования журналистики Оксфордского универстета. URL: reutersinsitute.politics.ox.ac.uk

2.    Публикации переводов отраслевых статей на портале «Мы и Жо. Media and Journalism». URL: themedia.center

3.    Публикации Европейской обсерватории прессы. URL: ru.ejo.ch

4.    Публикации Международной журналистской сети. URL: ijnet.org

5.    Публикации сервиса Pressfeed. URL: pressfeed.ru

 просмотров: 173 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru