Очно-заочная форма обучения. 4 курс
Социология массовой коммуникации
11 сентября 2018
Преподаватель: Беленкова Татьяна Валерьевна, старший преподаватель
Кафедра: менеджмента массовых коммуникаций

План лекционных занятий

Лекция 1.

Содержание понятий: коммуникация, массовая коммуникация, средства массовой коммуникации (СМК), средства массовой информации (СМИ), массмедиа. Особенности массовой коммуникации. Социальные функции СМК. Социология массовой коммуникации как наука. Объект и предмет социологии массовой коммуникации.

Лекция 2.

Становление отечественной социологии массовой коммуникации. Массовая коммуникация и общество: теоретические подходы западной социологии. Формирование предметной области исследований массовой коммуникации в западной социологии. Медиаориентированный подход. Технологический детерминизм Г. М. Маклюэна. Теории информационного общества (Д. Белл, Э. Тоффлер, П. Дракер, М. Кастельс). Содержание СМИ как источник социальных изменений. Социоориентированные концепции. Франкфуртская школа. Б. Бэгдикян о монополизации СМИ. Концепция коммодификации аудитории Д. Смайта.

Лекция 3.

Эффекты и эффективность массовой коммуникации. Этапы их исследования: ранний этап: парадигма «сильных медиа»; второй этап: концепции ограниченных эффектов; современный этап: многообразие подходов и отсутствие единой позиции.

Лекция 4.

Средства массовой коммуникации и власть: модели взаимодействия. Свобода слова и общественный контроль за деятельностью СМИ. Нормативные теории медиа (модель независимых массмедиа и свободного рынка идей, теория социальной ответственности, модель демократического представительства, авторитарная модель, «советская» модель, модель развития). Средства массовой коммуникации как идеологический институт и механизм социального контроля.

Лекция 5.

Исследования 70–80-х годов о влиянии телевизионных образов на формирование «картины мира». Социологические исследования аудитории массовой коммуникации. Аудитория СМК: определение, характеристики, показатели. Исследования аудитории: социальный и маркетинговый подходы. Количественная и качественная методология исследований аудитории.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Рассмотрение кейсов, обсуждение выявленной проблематики.

Семинарские занятия

Подготовка докладов по выбранной теме и выступление с презентацией перед аудиторией.

Практические занятия ведет: Беленкова Татьяна Валерьевна, старший преподаватель.

Внутрисеместровый контроль

Внутрисеместровый контроль не предусмотрен.

Вопросы к экзамену

1.    Основные понятия: «коммуникации», «СМК», «СМИ», «массмедиа».

2.    Специфика массовой коммуникации.

3.    Предмет и объект социологии массовых коммуникаций. Социальные функции СМК.

4.    Модернизация, формирование массового общества и массовой коммуникации.

5.    Становление отечественной социологии массовой коммуникации.

6.    Формирование предметной области исследований массовой коммуникации в западной социологии.

7.    Медиаориентированный подход.

8.    Технологический детерминизм Г. М. Маклюэна.

9.    Теории информационного общества (Д. Белл, Э. Тоффлер, П. Дракер, М. Кастельс).

10.    Содержание СМИ как источник социальных изменений. Социоориентированные концепции.

11.    Франкфуртская школа.

12.    Б. Бэгдикян о монополизации СМИ.

13.    Концепция коммодификации аудитории Д. Смайта.

14.    Концепция двухступенчатого потока коммуникации и «лидеров мнений».

15.    Модернизация, формирование массового общества и массовой коммуникации.

16.    История развития СМИ (печать, радио, телевидение, интернет).

17.    Коммуникационные каналы: их виды (устный, документный, электронный) и эволюция.

18.    Уровни коммуникации: межличностная, межгрупповая, массовая (сравнительный анализ).

19.    Массовая коммуникация: теоретические подходы к изучению. Концепции М.Кастельса, О.Тоффлера, Д.Белла, М.Маклюэна.

20.    «Одномерный человек» Г. Маркузе.

21.    Поле экономики и поле журналистики П. Бурдье.

22.    Эффекты и эффективность массовой коммуникации. Этапы их исследования.

23.    Средства массовой коммуникации и власть: модели взаимодействия. Свобода слова и общественный контроль за деятельностью СМИ.

24.    Нормативные теории медиа (модель независимых массмедиа и свободного рынка идей, теория социальной ответственности, модель демократического представительства, авторитарная модель, «советская» модель, модель развития).

25.    Средства массовой коммуникации как идеологический институт и механизм социального контроля.

26.    Влияние телевизионных образов на формирование «картины мира».

27.    Социологические исследования аудитории массовой коммуникации. Аудитория СМК: определение, характеристики, показатели.

28.    Исследования аудитории: социальный и маркетинговый подходы. Количественная и качественная методология исследований аудитории.

29.    Реклама в СМК: коммерческая, политическая, социальная.

30.    Роль СМК в современном государстве.

Критерии оценки

Оценка знаний студента складывается из оценки его работы на практических занятиях и ответа на экзаменационном собеседовании. Представление к рассмотрению и дальнейшее обсуждение с аудиторией и преподавателем подготовленного доклада является для студента допуском к экзамену. В случае отсутствия доклада студент на экзамене отвечает на три вопроса из списка экзаменационных вопросов.

Ответ на экзамене

Форма проведения экзамена – устная. После того, как студент выбирает билет, содержащий три вопроса, он готовит свой ответ, чтобы затем устно обрисовать преподавателю суть этих вопросов.

Формальным допуском к экзамену является положительная оценка работы на практических занятиях.

В том случае, если подготовленный студентом доклад был успешно представлен к обсуждению на практических занятиях, студент получает возможность ответить на два вопроса из списка экзаменационных вопросов. Активная работа на практических занятиях вкупе с «защищенным» докладом дает возможность на экзамене получить возможность ответить на один вопрос вместо двух или же трех. При отсутствии доклада студент получает на экзамене три вопроса. В случае успешного представления на практическом занятии доклада, активного участия в обсуждении докладов одногруппников и ответа на экзаменационный вопрос, студент получает оценку «отлично» по итогам текущей работы.

В случае успешного представления на практическом занятии доклада и ответа на два экзаменационных вопроса, студент получает оценку «отлично» по итогам текущей работы.

В случае непредставленного на практическом занятии доклада, отсутствия обсуждения докладов одногруппников или же отсутствия студента на практических занятиях, но успешного ответа на три вопроса студент получает оценку «хорошо».

В случае непредставленного на практическом занятии доклада, отсутствия участия в обсуждении докладов одногруппников и лишь частичного ответа на экзаменационные вопросы студент получает оценку «удовлетворительно».

В случае непредставленного на практическом занятии доклада, отсутствия обсуждения докладов одногруппников или же отсутствия студента на практических занятиях, а также невозможности осветить экзаменационные вопросы, выпавшие студенту в билете, студент получает оценку «неудовлетворительно».

Экзамен проходит в форме устного ответа на те один или два вопроса, что содержатся в билете (или же три, если студент не участвовал в практических занятиях). На подготовку к ответу студенту отводится 30 минут.

Список обязательной литературы

1.    Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М.: Аспект- Пресс, 2003.

2.    Новикова А. Средства массовой коммуникации в эпоху глобализации. СПб.: Ленанд, 2008. 320 с.

3.    Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество: Введение в теорию и исследования. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. 360 с.

4.    Шарков Ф.И. Социология массовых коммуникаций. М.: Дашков и Ко, 2010. 320 с.

Список дополнительной литературы

1.    Бакулев Г.П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции. М.: Аспект Пресс, 2010. 192 с.

2.    Богомолова Н.Н. Социология массовых коммуникаций. М: Аспект- Пресс, 2010. 192 с.

3.    Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. М.: Издательский дом Международного ун-та в Москве, 2009. 832 с.

4.    Гостенина В.И., Киселев А.Г. Социология массовых коммуникаций. М.: Альфа-М, 2009. 352 с.

5.    Науменко Т.В. Социология массовых коммуникаций. СПб.: Питер, 2005. 288 с.

6.    Пайнс Э, Маслоч К. Практикум по социальной психологии. СПб: Питер, 2003.

7.    Науменко Т.В. Социология массовой коммуникации : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 020300 "Социология" / Науменко Т. В. - СПб. : Питер, 2005. - 288 с.

8.    Недосека О.Н. Основы теории коммуникации : / Недосека О. Н., Двоеглазова М. Ю. ; М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2010. - 172 с.

9.    Роль информации в формировании и развитии социума в историческом прошлом : / РАН, Ин-т всеобщ. истории, Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Ист. факультет ; . - М. : ИВИ РАН, 2004. - 327 с.

10.    Технологии общественной коммуникации: учеб.-метод. комплекс :эксперим. учеб.- метод. пособие / .

Интернет-ресурсы

1.    http://www.socpol.ru/ - независимый институт социальной политики.

2.    wciom.ru - Всероссийский Центр Изучения Общественного Мнения (ВЦИОМ).

3.    www.levada.ru - Аналитический Центр Юрия Левады.

4.    fom.ru - Фонд «Общественное мнение».

 просмотров: 166 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru