Очно-заочная форма обучения. 3 курс
Стилистика
11 сентября 2018
Преподаватель: Выровцева Екатерина Владимировна, кандидат филологических наук, доцент
Кафедра: медиалингвистики

План лекционных занятий

12 сентября. Текст как коммуникативная единица. Принципы организации и функционирования журналистского, рекламного и PR-текста. Сильные позиции текста. Средства речевого воздействия в текстах массмедиа.

Стилистика жанров. Понятие о жанре. Речевая структура жанра. Проблема кассификации жанров в массмедиа.

19 сентября. Структура заголовочного комплекса. Обманутое и усиленное ожидание. Виды заголовков. Коммуникативно-речевая специфика рекламного текста. Принципы создания рекламного образа, слогана, бренда: узнаваемость стиля и способы воздействия.

26 сентября. Информационная насыщенность рекламного и PR-текста. Информационные жанры. Речевая структура заметки. Речевая структура репортажа. Средства создания репортажности в PR и рекламе.

3 октября. Речевые особенности интервью. Проблема сохранения авторского стиля в интервью. Интервью в журналистике, рекламе и связях с общественностью.

10 октября. Аналитические жанры в журналистике, PR и рекламе. Речевая структура статьи: проблемной, научно-популярной, имиджевой, рекламной. Речевые особенности аналитики в рекламных и PR-текстах. Рецензия, обозрение и комментарий в современных массмедиа. Стилистические особенности современной колумнистики

17 октября. Художественно-публицистические жанры в современных СМИ. Речевая структура очерка. Средства художественной выразительности в рекламной и PR-коммуникации. Приемы комического в текстах массовой коммуникации. Понятие фельетонного стиля. Образность как речевая категория. Средства художественной выразительности, применяемые для создания рекламного имиджа и имиджа базисного субъекта PR.

24 октября. Трансформация традиционных жанров в журналистике, рекламе и PR. Жанровая мимикрия. Стилистические особенности разных типов медиатекста.

План практических занятий

Занятие 1. Повторение материала, пройденного на втором курсе. Понятие о стиле. Особенности функциональных стилей. Стилистика ресурсов. Текст как коммуникативная единица. Жанровая специфика текста. Жанровое наполнение функциональных стилей.

Занятие 2. Заголовки и заголовочные комплексы. Функции заголовка и других элементов заголовочного комплекса: анализ примеров. Анализ совокупного заголовочного текста издания. Анализ структуры рекламного текста. Выявление функциональной нагрузки его элементов.

Занятие 3. Речевое конструирование новости. Информационная заметка. Выявление различий между «жесткой» и «мягкой» новостями. Концепт «новизна», виды его текстового воплощения. Новое и известное в рекламных и PR-текстах. Работа над текстом информационной заметки. Хроникальная информация. Ключевые характеристики репортажа. Структура и особенности пресс-релиза. Отчет как информационный жанр. Подготовка репортажа. Сбор и обработка исходного материала. Композиционная специфика репортажа. Роль детали в репортаже. Репортажность в текстах рекламы и PR.

Занятие 4. Композиционно-речевая специфика интервью. Особенности трансформации устной речи в письменный текст при подготовке интервью. «Раскрытие» интервьюируемого. Эксплуатация жанра интервью в рекламе и PR. Сравнительная характеристика журналистского интервью и интервью, направленного на продвижение бренда.

Занятие 5. Аналитические жанры журналистики. Сравнение с аналитическими жанрами PR. Речевые особенности рецензии. Выражение авторской оценки в рецензии. Стилистические особенности обозрения и комментария. Средства выражения субъективной позиции в авторской колонке.

Занятие 6. Художественно-публицистические жанры. Использование элементов литературно-художественной речи в медиатексте. Средства создания образа в публицистике. Роль образности в рекламном речевом воздействии. Средства создания рекламного образа и образа базисного субъекта PR. Стилевые особенности очерка, фельетона, других художественно-публицистических жанров.

Занятие 7. Комическое начало в публицистике. Юмор, ирония, сарказм. Роль комического в рекламных текстах. Средства выражения комического в коммерческой, социальной и политической рекламе. Оценочность в текстах публицистики, рекламы, PR. Реклама и антиреклама (коммерческая, социальная, политическая, религиозная).

Занятие 8. Жанровая специфика электронных рекламных и PR-текстов. Текстовое наполнение корпоративного сайта / промо-сайта. Особенности восприятия электронного текста.

Занятие 9-10 (2 пары). Трансформация традиционных жанров в сетевой среде.

Занятие 11-12 (2 пары). Подведение итогов, закрепление пройденного. Блиц-опрос.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Не предусмотрена.

Внутрисеместровый контроль

В течение семестра преподаватель осуществляет контроль выполнения заданий, а также посещаемости лекционных и практических занятий. Студент, выполнивший менее 50% заданий, может быть не допущен к зачёту.

Вопросы к зачету (примерный перечень)

1. Понятие о жанре. Функциональные стили, их соотнесённость с речевыми жанрами. Жанрообразующие факторы. Текст и дискурс.

2. Сильные позиции текста. Заголовок и заголовочный комплекс.

3. Сравнительная характеристика рекламной и PR-коммуникации.

4. Информационные жанры журналистики. Их трансформация в рекламе и PR. Способы подачи новостной информации.

5. Аналитические жанры журналистики. Их трансформация в рекламе и PR. Характер выражения личностного начала.

6. Художественно-публицистические жанры журналистики. Их трансформация в рекламе и PR. Образность как речевая категория.

7. Трансформация традиционных жанров в практике современной рекламной коммуникации и PR-коммуникации. Жанровая мимикрия.

8. Жанровая специфика электронных рекламных и PR-текстов. Текстовое наполнение корпоративного сайта / промо-сайта.

9. Специфика создания образа в публицистике, в рекламном тексте и PR-материалах.

Критерии оценки (зачёт)

Для получения зачёта необходимо выполнить все обязательные задания, предложенные преподавателем в целях освоения и закрепления материала дисциплины, а также ознакомиться со специальной литературой.

В ходе зачёта необходимо продемонстрировать знание учебного материала, понимание ключевых идей дисциплины, владение навыками, на выработку которых направлена дисциплина, а также знакомство со специальной литературой. Зачёт не ставится в случае, если не выполнено хотя бы одно из перечисленных выше условий.

Список обязательной литературы

1. Кожина М. Н., Дускаева Л. Р., Салимовский В. А. Стилистика русского языка. М.: Флинта: Наука, 2008. – 464 с.

2. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // // Бахтин М.М. Собр. соч. – М.: Русские словари, 1996. – Т.5: Работы 1940-1960 гг. – С.159-206 // philologos.narod.ru/bakhtin/bakh_genre.htm

3. Быкова Е. В. Модульный текст в массовой коммуникации: закономерности речевой организации. Автореф. .... докт. филол. наук: 10.01.10. – СПб, 2012. – 39 с. // jf.spbu.ru/upload/files/file_1350825130_605.pdf

4. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.: Наука, 1981. – 140 с.

5. Горячев А. А. Моделирование речевого воздействия в рекламной коммуникации: Дис. … канд. филол. наук: 10.02.19 / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. – Санкт-Петербург, 2010. – 296 с. // jf.spbu.ru/upload/files/file_1350825305_3117.pdf

6. Имшинецкая И. А. Речевой стиль коммерческой рекламы в его жанровых разновидностях: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Пермь, 2007. – 22 с. // jf.spbu.ru/upload/files/file_1357576768_8255.pdf

7. Карасик В. И. Язык социального статуса . – М.: Институт языкознания Российской академии наук, Волгоградский государственный педагогический институт, 1992. – 330 с. // philologos.narod.ru/texts/karasik/status00.htm

8. Кибрик А. А., Паршин П. Б. Дискурс // Электронная Энциклопедия Кругосвет . – 2001 // krugosvet.ru/articles/82/1008254/1008254a1.htm

9. Кривоносов А.Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002. – 288 с.

10. Лазарева Э. А. Заголовок в газете. Свердловск: Изд- во УрГУ, 1989. – 96 с.

11. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. – 384 с.

12. Майданова Л. М. Структура и композиция газетного текста. Красноярск, 1987. – 180 с.

13. Федотовских Т. Г. Листовка как жанр политического дискурса: когнитивно-прагматический анализ : Автореф. дисс. канд. филол. наук. Екатеринбург, 2005. – 23 с. // jf.spbu.ru/upload/files/file_1350837779_0297.pdf

14. Фещенко Л. Г. Структура рекламного текста: Учебно-практическое пособие. – СПб.: Петербургский институт печати, 2003. – 232 с.

15. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика. - М., Дело, 2010. – 557 с.

16. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 320 с. // evartist.narod.ru/text2/01.htm

Список дополнительной литературы

1. Бельчиков Ю. А. Лексическая стилистика. Проблемы изучения и обучения. М., 2005.

2. Быкова Е. В. Речевая структура модульного текста // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2008.

3. Валгина Н. С. Теория текста. М., 2003.

4. Васильев А. Д. Слово в российском телеэфире. Очерки новейшего словоупотребления. М., 2003.

5. Васильев А.Д. Слово в эфире: Очерки новейшего словоупотребления в российском телевещании. Красноярск, 2000.

6. Васильева А. Н. Газетно-публицистический стиль речи. М., 1982.

7. Виноградов С.И. Язык газеты в аспекте культуры речи // Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996.

8. Володина М.Н. Язык СМИ – основное средство воздействия на массовое сознание // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. М., 2003.

9. Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация. М., 2001.

10. Горшков А. И. Русская стилистика. М., 2001.

11. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: современная английская медиаречь. М., 2008.

12. Дускаева Л. Р., Протопопова О. В. Русский язык и культура речи. Пермь, 2003.

13. Ильин И. П. Массовая коммуникация и постмодернизм // Речевое воздействие в средствах массовой коммуникации. М., 1999.

14. Кара-Мурза Е.С. Лингвистическая экспертиза рекламных текстов // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. М., 2003.

15. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М., 2003.

16. Клушина Н. И. Стилистика публицистического текста. М., 2008.

17. Колесов В. В. «Жизнь происходит от слова …». М., 1999.

18. Коньков В. И., Потсар А. Н. Стилистический анализ текста. СПб, 2006.

19. Коньков В.И. Идеологическая речь // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2007.

20. Коньков В.И. Книжное и разговорное начало в средствах массовой информации // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2007.

21. Коньков В.И. Речевая структура газетных жанров. СПб, 2005.

22. Коньков В.И., Потсар А.Н. Основные понятия стилистики речи // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2007.

23. Корнилова Н.А. Фатическая речь // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2007.

24. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. М., 1999.

25. Крылова О. А. Лингвистическая стилистика. Книга 1. Теория. М., 2006.

26. Купина Н.А. Тоталитарный язык. Екатеринбург; Пермь, 1995.

27. Лазарева Э. А. Системно-стилистические характеристики газеты. Екатеринбург, 1993.

28. Левин Ю.И. О семиотике лжи // Материалы Всесоюз. симпозиума по вторичным моделирующим системам. Тарту, 1974.

29. Мильчин А. Э., Чельцова Л. К. Справочник издателя и автора: Редакционно-издательское оформление издания. М., 2004.

30. Митрофанова И. А. Художественное начало в газетно-журнальной речи // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2007.

31. Михальская А. К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике. М., 1996.

32. Морозова Е.В. Рекламная коммуникация. М., 2003.

33. Муравьева Н.В. Язык конфликта. М., 2002.

34. Накорякова К. М. Литературное редактирование (любое издание).

35. Неупокоева О. В. Речевой облик периодического издания // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2007.

36. Николаенко Л. В. Лексикология и фразеология современного русского языка. М., 2005.

37. Основы научной речи. Под ред. В. В. Химика, Л. Б. Волковой. СПб., 2003.

38. Попова Е. С. Структура манипулятивного воздействия в рекламном тексте // Известия Уральского государственного университета. – 2002. – №24. – С. 276–288 // philology.ru/linguistics2/popova-02.htm

39. Потсар А. Н. Авторское начало в текстах массовой коммуникации // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2007.

40. Потсар А. Н. Интернет как среда речевой коммуникации // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2008.

41. Прохорова К. В. Совокупный заголовочный текст // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2007.

42. Рождественский Ю. В. Общая филология. М., 1996.

43. Рождественский Ю. В. Теория риторики. М., 1999.

44. Скляревская Г. Н. Метафора в системе языка. СПб., 2004.

45. Сметанина С. И. Медиа-текст в системе культуры. СПб, 2002.

46. Современный русский язык: Социальная и функциональная дифференциация. М., 2003.

47. Солганик Г. Я. Современная публицистическая картина мира // Публицистика и информация в современном обществе. М., 2000.

48. Степанов А. В. Практическая стилистика русского языка. Лекции с упражнениями. М., 2005.

49. Суздальцева В. Н. Практикум по современному русскому языку. Лексика. Фразеология. М., 2004.

50. Толстой Н. И. Язык и культура // Толстой Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995.

51. Успенский Б. А. Поэтика композиции. М., 1970.

52. Устюгова Е. Н. Стиль и культура. Опыт построения общей теории стиля. СПб., 2006.

53. Хазагеров Г. Г. Политическая риторика. М., 2006.

54. Химик В. В. Поэтика низкого, или просторечие как культурный феномен. СПб., 2000.

55. Шмид В. Нарратология. М., 2003.

56. Эко У. Отсутствующая структура. СПб, 1998.

57. Язык современной публицистики. Сборник статей. Сост. Г. Я. Солганик. М., 2007.

Перечень иных информационных источников

1. Информационные ресурсы научной библиотеки СПбГУ: library.spbu.ru

2. medialing.spbu.ru

 просмотров: 79 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru