Очно-заочная форма обучения. 2 курс
Теория и практика массовой коммуникации
4 сентября 2018
Преподаватель: Тепляшина Алла Николаевна, доктор филол. наук, профессор
Кафедра: цифровых медиакоммуникаций

План лекционных занятий

4 сентября. Введение. Тенденции развития современной прессы: газета VS новые медиа. Общая характеристика медиарынка в России. Тенденции развития современной прессы: газетаVS новые медиа. Современная периодическая печать (газеты, журналы, сетевые СМИ, другие виды периодической печати – альманахи, информационные листы и т. д.). Состояние рынка современной периодической печати. Типология СМИ. Основания классификации. Анализ данных Всемирной газетной и новостной ассоциации (WAN-IFRA), исследований Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП), проектов National Readership Survey, TNS Gallup Media. Мнения экспертов перспективах печатной прессы, инвестирования в печатную прессу. Причины снижения тиражей печатных изданий. Проблемы печатной прессы в России. Война против розничной продажи. Кадровые перестановки в ведущих издательских домах страны, их причины. Источники прибыли и тенденции развития современных периодических изданий.

11 сентября. Ведущие российские периодические издания: особенности функционирования. Обзор проектов издательских домов «Комсомольская правда», «Московский комсомолец», «Аргументы и факты», «РБК» (издания Михаила Прохорова), «Балтийская медиагруппа», «Национальная медиагруппа», «Газпроммедиа», ИД «Коммерсант», «Метро», изданий «Новая газета», «Мой район». Процесс переформатирования медийного пространства. I-media, I-news – проекты компании «Айньюс», «Ньюсмедиарус» (секреты успеха на медиарынке). Развитие журнального рынка: издательские дома «Бурда» и «Bauer Media», «Семь дней», «Собеседник». Современные игроки на медиарынке. Деятельность журнала «Эксперт, медиагруппа «ЖV!». Методы сохранения газетного рынка сегодня. Ньюсрум газеты «Вечерняя Москва». Стратегии развития журналов в России. Мультимедиа в периодической печати (онлайн-шоу «КП», IPAD-версии, модернизация газеты «Труд», изменения в работе «АиФ»). Монетизация контента (газета «Ведомости», «Коммерсант»).

18 сентября. Интернет, новые медиа, социальные сети и пресса: формы взаимодействия. Особенности медиапредпочтений современных читателей, специфика потребления интернет-ресурсов. Онлайн-СМИ в России. Медиа в Интернете. Специфика регулирования интернет-СМИ (данные РАЭК, законы «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию - ФЗ № 436», «О средствах массовой информации» - Закон РФ № 2124-1, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере средств массовой информации, телевизионного вещания и радиовещания - ФЗ №142; Черные списки сайтов; Закон о клевете; Изменения в статью 13.15 КоАП «Злоупотребление свободой массовой информации»; Закон об ужесточении наказания за призывы к экстремизму в СМИ; Закон о запрете нецензурных выражений в СМИ). Китайская модель регулирования онлайн-СМИ.

25 сентября. Особенности работы современного журналиста в интернет-среде. Интернет как источник новостей и средство повышения политической грамотности его пользователей. Понятие медиаграмотности. Портрет пользователя Интернета, аудиторный фактор, особенности интернет-аудитории. Влияние Рунета на экономику страны. Развитие Интернета в России – уникальный феномен. Проблемы интернет-среды. Социальные сети в работе современного журналиста. Особенности медийного рынка в Интернете. Популярность онлайн-медиа, раскрутка новостей в социальных сетях. Приемы повышения трафика сайтов СМИ посредством социальных сетей. Сайт «РИА-Новости» (ныне информагентство «Россия сегодня») как пример гибридного СМИ. Интернет-СМИ «Медуза», Lenta.ru. Безопасность работы журналиста в сети. Проверка информации от народных корреспондентов на BBC. «Твиттер» как форма работы с аудиторией в современных печатных периодических изданиях.

План практических занятий

2 октября. Технологии работы с социально значимой информацией (параметры, методы отбора информации в СМИ, приемы верификации информации, особенности работы с народными корреспондентами, специфика использования информации из социальных сетей и непроверенных источников, работа с ньюсмейкерами, факт как основа журналисткой деятельности). Новости в современной газете. Критерии новости. Как найти сенсацию. Направления и формы репортерской работы. Особенности жанров, нацеленных на сообщение, «предъявление» факта. Краткая новость. Способы акцентирования главного в содержании новости. Вспомогательные элементы новости. Структура заметки. Особенности кратких сообщений определенной тематики. Атрибуция новости. Совмещение «жесткого» и «мягкого» вариантов изложения новости. Выполнение заданий по выбору преподавателя.

9 октября. Журналисты и читатели как субъекты медиапроцесса: креативные технологии в современных СМИ. Анализ мультимедийных проектов. Сторителлинг (“story telling”) в отечественных и зарубежных периодических изданиях и онлайн-СМИ (“Guardian” – мультимедийная история “Firestorm”, “New York Times” – проект “Snow Fall. The Avalanche at Tunnel Creek”, “F5”, «РИА Новости», «Лента.ру» - проект «Конец советов: 20 лет», “24.rusrep.ru”, «Сноб» и т. д.). Мультимедийный репортаж с помощью Scrollkit. Креативные технологии и оценка читательского потенциала (Lean-forward vs. lean-back media). Домашнее задание: студенты проводят опрос среди горожан на тему, предложенную преподавателем. Например, три основных городских проблемы и методы их решения. После анализа и обобщения полученных результатов студенты пробуют представить творческий проект по презентации материалов читателям с учетом медиапредпочтений аудитории и современных мультимедийных возможностей (мультимедийная история, сайт, серия журналистских материалов, «раскрутка» текстов в социальных сетях).

16 октября. Обзор сайтов, блогов и произведений гражданской тематики. Анализ текстов, написанных студентами.

23 октября. Презентация творческих проектов студентов. Анализ результатов, рекомендации, подведение итогов.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

30 октября. Составление пресс-релизов для СМИ с базовой экономической информацией.

6 ноября. Составление пресс-релизов для СМИ с базовой спортивной информацией.

13 ноября. Составление пресс-релизов для СМИ о событиях культуры.

Практические занятия ведет: Тепляшина Алла Николаевна, доктор филол. наук, доцент.

Вопросы к письменному экзамену

1. Типология СМИ (основания для классификации).

2. Тенденции развития прессы и медиарынка.

3. Перспективы развития современных газет (интернет vs бумажные газеты).

4. Тенденции развития журналов в России (ИД «Бурда», “Bauer media”, «7 дней», «Собеседник», «7 дней»).

5. Традиционные и новые медиа: интеграция или конкуренция?

6. Проблемы печатной прессы в России.

7. Рыночная модель современных печатных СМИ.

8. Массовая пресса на рынке печати (анализ деятельности «КП», «МК», «АиФ»)

9. Деловые издания «РБК», «Коммерсант» (проекты издательского дома), «Эксперт», «Ведомости» в системе российской печати.

10. Газеты «Метро», «Мой район»: специфика деятельности изданий.

11. Компания «Айньюс» как пример эффективной мультимедийной компании (таблоидная машина «Ньюс-медиарус»).

12. Социальные сети в работе редакций СМИ.

13. Сайт «РИА-Новости»: адаптация к интересам читателей.

14. Система жанров журналистики (общая характеристика).

15. Жанрообразующие признаки журналистского текста.

16. Информационные жанры журналистики (общая характеристика).

17. Параметры социально значимой информации.

18. Проблема розничного распространения печатной продукции.

19. Новые технологии в работе редакции газеты, специфика работы журналиста.

20. Стратегии развития успешных проектов периодических изданий.

21. СМИ в Интернете: формы и принципы функционирования

22. Регулирование СМИ в Интернете (законы и проекты).

23. Конвергенция СМИ – анализ мультимедийных проектов (по выбору студента)

24. Развитие кроссмедийных форматов современных периодических изданий.

25. Принципы работы журналиста с источниками информации.

Критерии оценки

Оценка за экзамен по дисциплине складывается из двух оценок: за теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть – это ответ на вопросы в билете, практическая – успеваемость студента в рамках практических занятий.

Форма проведения экзамена – письменная. На подготовку ответа студенту дается 60 минут. Оценка «Отлично» ставится, если на вопросы даны полные ответы, материал изложен грамотно, в логической последовательности, точно используются профессиональные термины, теоретическая часть иллюстрируется примерами из медиапрактики, если продемонстрировано усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, если в дополнение ко всему студент активно работал на практических занятиях и выполнил все творческие задания во время семестра.

Оценка «Хорошо» ставится, если ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «Отлично», но при этом имеет один из недостатков: в ходе изложения материала допущены одна-две неточности, допущены недочеты при освещении основных вопросов, исправленные по замечанию экзаменатора, допущены ошибка или более двух недочетов при ответе.

Оценка «Удовлетворительно» ставится, если неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, в терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов, если при знании в целом теоретического материала студент не может соотнести теорию с медиапрактикой, а также не выполнены задания на практических занятиях.

Оценка «Неудовлетворительно» ставится, если: не раскрыто основное содержание учебного материала, обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебной программы, допущены ошибки в определении понятий, а также не выполнены задания, предложенные преподавателями в течение семестра на практических занятиях.

Список обязательной литературы

1. Амиров В. М. Деловая журналистика. М., 2018.

2. Бойд-Барретт О. Медиа-империализм. М., 2018.

3. Мисонжников Б. Я., Тепляшина А. Н. Журналистика: введение в профессию : учеб. пос. СПб.: Питер, 2017.

4. Никитинский Л. Апология журналистики. М., 2017.

5. Шпаковский В. О. Интернет-журналистика и интернет-реклама. М., 2018.

Список дополнительной литературы

1. Журналистика в 2017 году. СМИ как фактор общественного диалога. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Факультет журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова /Отв.ред. Вартанова Е. Л., Засурский Я. Н. //М.:Медиамир,2018.

2. Информация и общественное мнение: От репортажа в СМИ к реальным переменам / Под ред. Румин Ислам; Пep. с англ. М.:Альпина Паблишерз, 2010.

3. Данилова А. А. Манипулирование словом в средствах массовой информации. 2-е изд. М.: «Добросвет», «Издательство „КДУ"», 2011.

4. Колесниченко А. В. Практическая журналистика. М., 2013.

5. Корнев М. С. Мультиплатформенные издательства: пять перспективных моделей СМИ // Журналист. 2015. № 6. С.54-56.

6. МакКуэйл Дэнис. Журналистика и общество. / пер. с англ. — М.: МедиаМир; Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2013.

7. Михайлова Д. Р. К вопросу возможности выражения авторской позиции как слагаемого профессиональной журналистской культуры в условиях становления системы новых медиа // Журналистский ежегодник. Томск, 2014. № 3. С.21-23.

8. Тулупов В. В. Социальные сети и журналистика: вместе или порознь? // Акценты. Новое в массовой коммуникации. Воронеж, 2015. № 3-4. С.2-6.

9. Фролова Т. И. Человек и его мир в информационной повестке дня. Гуманитарные технологии в журналистике. – М.: АСИ, 2009.

10. Язык и дискурс средств массовой информации в XXI веке / Колл. монография. Под ред. М.Н. Володиной. М.: Академический проект, 2011.

Перечень иных информационных источников

1. «Аргументы и факты»

2. «Ведомости»

3. «Власть»

4. «Деловой Петербург»

5. «Известия»

6. «Караван историй»

7. «Коммерсант»

8. «Комсомольская правда»

9. «Московский комсомолец»

10. «Новая газета»

11. Общественная коллегия по жалобам на прессу //http://www.presscouncil.ru/

12. «РБК»

13. «Русский репортер»

14. «Санкт-Петербургские ведомости»

15. «Город 812».

16. fontanka.ru

 просмотров: 168 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru