Очно-заочная форма обучения. 2 курс
Стилистика
5 сентября 2018
Преподаватель: Коняева Юлия Михайловна, кандидат филологических наук, доцент
Кафедра: медиалингвистики

План лекционных занятий

6 сентября. Функциональная стилистика. Функциональный стиль. Речевая системность функционального стиля. Классический алгоритм описания функционального стиля. Традиционная типология.

13 сентября. Научный стиль. Общая характеристика. Речевые особенности академического и учебно-научного подстилей. Специальные лексические средства выражения модальности в научном тексте. Научно-популярный подстиль.

Язык художественной литературы. Художественный стиль. Общая характеристика. Язык прозы и язык поэзии. Использование элементов литературно-художественной речи в медиатексте.

20 сентября. Официально-деловой стиль. Общая характеристика. Подстили (законодательный, юрисдикционный, административный, дипломатический). Элементы официально-делового стиля, функционирующие в языке массмедиа.

Разговорный стиль. Общая характеристика. Речевые особенности разговорного стиля речи. Разговорный стиль речи и просторечие. Возможности использования элементов разговорной речи в публичном дискурсе. Функционирование просторечия в современном медиапространстве.

27 сентября. Публицистический стиль. Общая характеристика. Подстили публицистического стиля речи: газетный, радио- и телеречь, интернет-язык. Стилевые особенности рекламных и PR-текстов.

4 октября. Стилистика ресурсов: лексика, фразеология, словообразование, морфология, синтаксис.

Итоговое тестирование по лекционному курсу.

План практических занятий

Занятие 1. Требования к зачету. Основные понятия стилистики. Понятие стиля.

Занятие 2. Научный стиль речи. Жанровые особенности. Элементы научного стиля в журналистских, рекламных и PR-текстах.

Занятие 3. Художественный стиль речи. Тропы и фигуры как средство создания образной речи. Использование элементов литературно-художественной речи в медиатексте.

Занятие 4. Официально-деловой стиль речи. Элементы официально-делового стиля в языке публицистики.

Занятие 5. Разговорный стиль речи. Использование элементов разговорной речи в публичном дискурсе.

Занятие 6. Публицистический стиль речи: общая характеристика.

Занятие 7. Подстили публицистического стиля речи: газетный, радио- и телеречь, интернет-язык.

Занятие 8. Стилевые особенности рекламных и PR-текстов.

Занятие 9. Стилистика ресурсов: лексика.

Занятие 10. Стилистика ресурсов: фразеология.

Занятие 11. Стилистика ресурсов: морфология и словообразование.

Занятие 12. Стилистика ресурсов: синтаксис.

Практические занятия ведет Самсонова Анастасия Александровна, ст. преподаватель.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Занятие 1. Стилистический анализ научных текстов различных подстилей. Совершенствование навыков научного письма.

Занятие 2. Анализ текстов художественного стиля. Выявление роли тропов и фигур речи в создании образа.

Занятие 3. Стилистический анализ официально-деловых текстов. Основы деловой переписки.

Занятие 4. Закрепление навыков стилистического анализа медиатекста (журналистского, рекламного, PR).

Занятие 5. Итоговая самостоятельная работа.

Внутрисеместровый контроль

Формами внутрисеместрового контроля являются: 1) итоговое тестирование по лекционному курсу (4 октября); 2) итоговая самостоятельная работа.

В течение семестра преподаватели осуществляют контроль посещаемости лекционных и практических занятий, а также регулярную проверку домашних заданий.

Вопросы к зачету

1. Предмет, задачи и основные направления стилистики.

2. Стилистическая система русского литературного языка

3. Понятие функционального стиля.

4. Научный стиль.

5. Художественный стиль.

6. Официально-деловой стиль.

7. Разговорный стиль.

8. Публицистический стиль речи.

9. Стилевые особенности рекламных и PR-текстов.

10. Лексическая стилистика. Функционирование лексических и фразеологических средств в речи.

11. Морфологическая стилистика. Функционирование морфологических форм в речи.

12. Синтаксическая стилистика. Функционирование разных типов предложений в речи.

Критерии оценки

Форма проведения зачета – письменная.

Зачет предполагает письменный анализ текста одной из функциональных разновидностей. На подготовку ответа обучающемуся дается 90 минут.

Обучающийся имеет право на автоматический зачет при условии выполнения следующих требований:

1. Зачет за итоговое тестирование по лекционному курсу (тестирование проводится на последней лекции и проверяется лектором; результаты передаются преподавателю, ведущему практические занятия).

2. Положительная оценка за самостоятельную работу.

3. Активная работа на практических занятиях, регулярное выполнение домашних заданий.

4. Наличие тетради, содержащей примеры использования изучаемых стилистических явлений в текстах печатных СМИ, рекламных и PR-текстах (по 1-2 примера на каждое явление), а также примеры текстов различных функциональных стилей. Тетрадь должна быть предоставлена обучающимся на зачете.

Оценка «зачет» ставится, если обучающийся при анализе текста показывает владение теоретическим материалом, может дать определения основным понятиям, понимает различия между текстами функциональных стилей и способен применить эти знания на практике.

Оценка «незачет» ставится, если обучающийся не владеет теоретическим материалом и методикой анализа текста.

Продолжительность проведения зачета в одной группе – около 2 часов. На проверку работ требуется 3 рабочих дня.

Пример тестового задания

К какому стилю относится данный текст? Какие средства помогают автору создать образ? Выявите комплекс средств, способствующих образно-речевой конкретизации.

Песочные часы

День за днем уходит без следа, однообразно и быстро.

Страшно скоро помчалась жизнь, – скоро и без шума, как речное стремя перед водопадом.

Сыплется она ровно и гладко, как песок в тех часах, которые держит в костлявой руке фигура Смерти.

Когда я лежу в постели и мрак облегает меня со всех сторон – мне постоянно чудится этот слабый и непрерывный шелест утекающей жизни.

Мне не жаль ее, не жаль того, что я мог бы еще сделать… Мне жутко.

Мне сдается: стоит возле моей кровати та неподвижная фигура… В одной руке песочные часы, другую она занесла над моим сердцем…

И вздрагивает и толкается в грудь мое сердце, как бы спеша достучать свои последние удары. (И. С. Тургенев)

Список обязательной литературы

1. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. М., 2010.

2. Кожина М. Н., Дускаева Л. Р., Салимовский В. А. Стилистика русского языка. М., 2010.

3. Стилистика и литературное редактирование / Под ред. Л. Р. Дускаевой. М., 2016.

4. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М. Н. Кожиной. М., 2003.

5. Солганик Г. Я., Дроняева Т. С. Практическая стилистика современного русского языка. Функциональные стили. М., 2010.

Список дополнительной литературы

1. Бельчиков Ю. А. Лексическая стилистика. Проблемы изучения и обучения. М., 2005.

2. Васильев А. Д. Слово в российском телеэфире. Очерки новейшего словоупотребления. М., 2003.

3. Васильева А. Н. Газетно-публицистический стиль речи. М., 1982.

4. Винокур Т. Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц. М., 1980.

5. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: современная английская медиаречь. М., 2008.

6. Дускаева Л. Р., Протопопова О. В. Русский язык и культура речи. Пермь, 2003.

7. Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация. М., 2001.

8. Горшков А. И. Русская стилистика. М., 2001.

9. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М., 2003.

10. Колесов В. В. «Жизнь происходит от слова …». М., 1999.

11. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. М., 1999.

12. Крылова О. А. Лингвистическая стилистика. Книга 1. Теория. М., 2006.

13. Клушина Н. И. Стилистика публицистического текста. М., 2008.

14. Николаенко Л. В. Лексикология и фразеология современного русского языка. М., 2005.

15. Основы научной речи / Под ред. В. В. Химика, Л. Б. Волковой. СПб., 2003.

16. Скляревская Г. Н. Метафора в системе языка. СПб., 2004.

17. Солганик Г. Я., Дроняева Т. С. Стилистика современного русского языка и культура речи. М., 2005.

18. Степанов А. В. Практическая стилистика русского языка. Лекции с упражнениями. М., 2005.

19. Суздальцева В. Н. Практикум по современному русскому языку. Лексика. Фразеология. М., 2004.

20. Устюгова Е. Н. Стиль и культура. Опыт построения общей теории стиля. СПб., 2006.

21. Фомина М. И. Современный русский язык. Лексикология. М., 2001.

22. Химик В. В. Поэтика низкого, или просторечие как культурный феномен. СПб., 2000.

23. Цветова Н. С. Лексическая стилистика. СПб., 2007.

24. Шапошников В. Н. Русская речь 1990-х. Современная Россия в языковом отображении. М., 2006.

25. Язык современной публицистики. Сборник статей / Сост. Г. Я. Солганик. М., 2007.

Перечень иных информационных источников

1. www.library.spbu.ru - информационные фонды НБ СПбГУ.

2. medialing.spbu.ru - электронная библиотека ресурса «Медиалингвистика».

3. www.mediascope.ru – электронный научный журнал «Медиаскоп».

 просмотров: 241 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru