Очно-заочная форма обучения. 1 курс
Основы теории коммуникации
3 сентября 2018
Преподаватель: Акимович Екатерина Викторовна, кандидат политических наук
Кафедра: связей с общественностью в бизнесе

План лекционных занятий

7 сентября. Предмет, объект и методологический базис теории коммуникации. Понятие коммуникации. Фундаментальные вопросы теории коммуникации. Основные типологии коммуникации.

14 сентября. Процессно-информационный подход к коммуникации. Процессно-информационные модели коммуникации. Понятие и типология коммуникативных шумов.

21 сентября. Семиотический подход к коммуникации: общая характеристика. Понятие знака. Модели знака Фреге, де Соссюра, Огдена–Ричардса.

28 сентября. Функции знаков. Прагматическая модель Пирса. Типология знаков и кодов.

5 октября. Понятие семиозиса. Семантика, синтактика и прагматика. Подход Морриса. Свойства знаков и знаковых систем.

План семинарских занятий

12 октября. Коммуникативные шумы и барьеры.

19 октября. Проверочная работа.

26 октября. Коммуникация у животных.

02 ноября. Основные теории происхождения языка.

09 ноября. Исторические этапы развития средств коммуникации. Информационно-коммуникативные революции.

16 ноября. Коммуникативная личность.

23 ноября. Параметры эффективности коммуникативных источников.

30 ноября. Понятие и свойства информационного общества. Теории информационного общества.

Семинарские занятия ведет: Акимович Екатерина Викторовна

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

14 декабря. Позитивные и негативные характеристики информационного общества. Групповая дискуссия.

21 декабря. Невербальные приемы общения в коммуникативных практиках профессиональных коммуникаторов.

Внутрисеместровый контроль

07 декабря. Контрольная работа.

Внутрисеместровый контроль включает контроль посещаемости занятий.

Также обучающийся обязан подготовить не менее одного доклада по теме практического занятия и выступить с ним. Доклад представляется в печатном и электронном виде и сопровождается мультимедийной презентацией.

Обучающийся выполняет контрольную и проверочную работы.

Методика проведения текущего контроля – балльная система.

Вопросы к экзамену

1. Объект и предмет теории коммуникации. Соотношение предмета теории коммуникации с предметными областями смежных наук.

2. Основные методологические подходы в теории коммуникации.

3. Общее понимание коммуникации. Обыденное содержание понятия. Дедуктивный подход. Первый фундаментальный вопрос о сущности коммуникации.

4. Второй фундаментальный вопрос о сущности коммуникации. Типология коммуникативных субстанций.

5. Первый и третий фундаментальные вопросы о сущности коммуникации.

6. Коммуникация в ряду смежных категорий: понятия информации, энтропии, общения, перцепции, интеракции.

7. Понятие и типология коммуникативного действия.

8. Понятие и типология коммуникационного взаимодействия (коммуникативных актов).

9. Виды и типы социальных коммуникаций: методологические подходы и основные классификации.

10. Типология социальных коммуникаций по критерию соотношения источника и получателя.

11. Типология социальных коммуникаций по критериям типа канала, типа сообщения, эффекта, наличия обратной связи, дополнительным критериям.

12. Модель социальной коммуникации Шеннона-Вивера.

13. Модель социальной коммуникации Вестли-Маклина.

14. Модель социальной коммуникации Ньюкомба.

15. Трансакционная модель социальной коммуникации.

16. Модель коммуникации Гербнера.

17. Коммуникативные шумы в моделях информационного подхода: понятие, типология, факторы порождения коммуникативных шумов.

18. Семиотический подход: общая характеристика. Объект и предмет семиотики социальной коммуникации. Понятие и структура знака по Соссюру.

19. Понятие и структура знака. Модели Фреге и де Соссюра.

20. Понятие и структура знака. Модели де Соссюра и Огдена – Ричардса.

21. Понятие и структура знака. Модель Пирса. Типология знаков по Пирсу.

22. Свойства и характеристика знаков. Свойства принципиальной арбитрарности знака, полифункциональности знака, системно-исторической обусловленности знака, асимметричной дуальной динамики знака.

23. Свойства и характеристики знаков. Принцип бинарной оппозиции элементарных знаковых систем, принцип многоуровневости и ограниченности знаковых систем, принцип релятивности семиотического отношения и многоуровневости семиозиса.

24. Семиозис. Прагматика. Подходы Морриса и Грайса.

25. Типология знаков. Типология знаков Пирса. Парадигма и синтагма.

26.Понятие кода. Аналоговые и разделительные коды. Презентационные и репрезентационные коды.

27. Типология кодов. Простые и сложные коды. Логические и эстетические коды. Аналоговые и разделительные коды.

28. Понятие коммуникативной личности. Модель коммуникативной личности В. Конецкой.

29. Понятие коммуникативной личности. Трансакционная модель коммуникативной личности. Параметры коммуникативной личности.

30. Понятие информационного общества. Подходы Д.Белла и Э.Тоффлера.

31. Информационно-коммуникативное общество в системе этапов общественного развития. Концепция М.Кастельса.

32. Проблемы и противоречия информационно-коммуникативного общества.

33. Социальные функции коммуникации.

34. Функции знаков. Понятия значения, имени. Смысловое и экспрессивное значения знака.

35. Коммуникативные барьеры: понятие, типология, характеристика технических и физиологических барьеров.

36. Коммуникативные барьеры: понятие, типология, характеристика «человеческих» барьеров.

37. Исторические этапы развития коммуникации. Коммуникативные революции.

38. Основные теории происхождения языка.

39. Невербальная коммуникация: общая характеристика, каналы невербальной коммуникации. Проксемика как составной элемент невербальной коммуникации.

40. Невербальная коммуникация: общая характеристика, каналы невербальной коммуникации. Кинесика как составной элемент невербальной коммуникации.

Критерии оценки (экзамен)

Форма проведения экзамена - письменная. В билете содержится три вопроса. Для получения оценки «отлично» студенту дополнительно предлагаются две практические задачи. Оценки «хорошо» и «удовлетворительно» могут быть получены без решения практических задач.

Оценка «Отлично» ставится, если на оценку «отлично» выполнены ответы не менее, чем на 2 из 3 теоретических вопросов билета, а ответ на один теоретический вопрос выполнен на оценку «хорошо» и правильно решены две практических задачи. Оценка «Хорошо» ставится в следующих случаях: а) если на оценку «хорошо» выполнены ответы не менее, чем на 2 из 3 теоретических вопросов билета, а ответ на один теоретический вопрос выполнен на оценку «удовлетворительно» и правильно решена одна практическая задача; б) если на оценку «отлично» выполнены ответы не менее, чем на 2 из 3 теоретических вопросов билета, а ответ на один теоретический вопрос выполнен на оценку «хорошо», практические задачи не решены; в) если на оценки «хорошо» и «отлично» выполнены ответы не менее, чем на 2 из 3 теоретических вопросов билета, ответ на один теоретический вопрос выполнен на оценку «удовлетворительно» и правильно решено не менее одной практической задачи. Оценка «Удовлетворительно» ставится в следующих случаях: а) если на оценку «неудовлетворительно» выполнено не более одного ответа на теоретический вопрос билета; б) если на оценку «удовлетворительно» выполнены ответы на все три теоретических вопроса билета. Оценка «Неудовлетворительно» ставится во всех остальных случаях. Предполагаемая продолжительность проведения экзамена с практическими задачами – 90 минут, без практических задач 60 минут.

Пример практического задания

1. Классифицируйте представленный коммуникативный акт по максимально широкому набору типологических оснований.

2. Разберите предлагаемое рекламное сообщение в соответствии с одной из семиотических моделей.

Список обязательной литературы

1. Бурлак С. А. Происхождение языка : факты, исследования, гипотезы. М., 2012.

2. Гавра Д. П. Основы теории коммуникации. СПб., 2011.

3. Гавра Д. П. Основы теории коммуникации. Ч. 1. СПб., 2005.

4. Гнатюк О. Л. Основы теории коммуникации. М., 2012.

5. Гринев-Гриневич С. В. Основы семиотики. М., 2014

6. Землянова Л. М. Журналистика и коммуникативистика: концептуализация медийных процессов в современной зарубежной науке. М., 2012.

7. Кастельс М. Галактика Интернет: размышления об Интернете, бизнесе и обществе / Екатеринбург, 2004.

8. Коноваленко М. Ю., Коноваленко В. А. Теория коммуникации : учебник для бакалавров; учебник для студентов вузов, обуч. по гуманит. напр. и специальностям. Рос. гос. торг.-экон. ун-т. М., 2012.

Список дополнительной литературы

1. Бакулев Г. П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции. М., 2010.

2. Дейк ван Т. Язык, познание, коммуникация. М, 2000.

3. Левина С. А. Основы теории коммуникации: учебное пособие. СПб., 2006.

4. Мечковская Н. Б. Семиотика: язык. Природа. Культура: курс лекций. 2-е изд., М., 2007.

5. Мирошниченко И. В. Семиотика: конспект лекций. М., 2007.

6. Психология масс. Хрестоматия. Самара, 1998.

7. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации. СПб, 2002.

8. Социальные коммуникации в ХХI веке: теория, практика, технологии. СПб., 2001.

9. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2007.

Перечень иных информационных источников

1.    Информационные фонды НБ СПбГУ: www.library.spbu.ru

 просмотров: 236 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru